Смекни!
smekni.com

Гендерная стратификация (стр. 2 из 4)

1.2 Компоненты гендерной идентичности

Биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы, сексуальные роли, вот четыре компонента половой идентичности. Легче всего дать определение биологического пола. Это понятие включает в себя первичные и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы размножения, волосяной покров на лице и т.д.

Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле, – чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной.

Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида. О соотношении гендерной идентичности и пола существуют три теории:

Теория гендерного развития по Фрейду оказала, может быть, наиболее сильное влияние на развитие социологии, являясь одновременно и противоречивой, Согласно Фрейду, изучение половых различий в младенческом и раннем детском возрасте основывается на наличии или отсутствии пениса.

Сказать " у меня есть пенис" – тоже самое, что "я мальчик"; утверждение " я девочка" равносильно "у меня нет пениса". Фрейд подчеркивает, что в данном случае это не просто анатомические различия: наличие либо отсутствие пениса символизирует мужественность или женственность.

Во время "эдиповой фазы" мальчик якобы испытывает чувство угрозы, исходящей от отца, который требует послушания и дисциплины. Вследствие этого ребенку кажется, будто бы отец намеревается лишить его пениса, то есть кастрировать. Отчасти сознательно, но главным образом на подсознательном уровне мальчик начинает рассматривать своего отца как соперника в борьбе за расположение матери. Подавляя эротические чувства к своей матери и считая своего отца существом высшего порядка, мальчик идентифицирует себя с отцом и узнает, что принадлежит к мужскому полу.

Мальчик отказывается от любви к своей матери из-за бессознательного страха быть подвергнутым кастрации собственным отцом. Девочки, с другой стороны, предположительно испытывают "зависть к пенису", поскольку сами не обладают таким столь заметным органом, который отличает мальчиков. Мать теряет доверие дочки, так как у нее нет пениса, равно как и шансов на его появление. Когда девочка идентифицирует себя со своей матерью, она перенимает у нее пассивную жизненную позицию. Которая связывается с признанием себя "существом второго порядка".

Когда "эдипова фаза" заканчивается, ребенок уже умеет подавлять свои эротические чувства. Согласно Фрейду, в возрасте примерно с пяти лет и до наступления половой зрелости ребенок проходит период латентного развития полового инстинкта, связанного с подавлением сексуальной активности, что ведет к ее отсрочке до тех пор, пока вследствие биологических изменений, происходящих в организме подростка, эротические желания не начинают проявляться непосредственно[4].

Против теории Фрейда выдвигались многочисленные возражения, в основном феминистами, но также и многими другими авторами:

1. Фрейд, по-видимому, отождествляет личностные черты, которые складываются в соответствии с принадлежностью к определенному полу, и осведомленностью о половых органах, хотя, конечно же, на личность воздействуют и многие другие. Не так явно выраженные факторы;

2. Его теория, очевидно, исходит из предположения , что мужские половые органы "естественным образом" превосходят женские, которые представляют собой лишь отсутствие "пениса", но почему нельзя допустить ,что все как раз наоборот;

3.Фрейд рассматривает отца как основного носителя дисциплины, в то время как во многих культурах мать играет гораздо большую роль в воспитании послушания;

4.Его теория предполагает. Что половое обучение в основном происходит в течении "эдиповой фазы", примерно в 4-5 лет;

В теории полового развития по Чодоровой были заимствованы идеи Фрейда, но в то же время подвергнуты значительным модификациям. Согласно ее теории, ребенок начинает чувствовать себя принадлежащим к определенному полу очень рано, и это обусловлено привязанностью к своим родителям, кроме этого Чодорова уделяет гораздо большее внимание важности роли матери, а не отца. Дети, как правило, связаны с матерью более тесными эмоциональными узами по той простой причине, что в первые годы жизни она, бесспорно, оказывает на них преобладающее влияние. В то же время, описанный Фрейдом, разрыв тесной связи между ребенком и матерью, происходит по-разному у мальчиков и девочек. Чодорова в некоторой степени обращает акценты, расставленные

Фрейдом. Мужественность, а не женственность, определяется как "потеря", лишнее долгое время существовавшей привязанности к матери. Личность мужчины формируется в процессе отдаления от матери. Вследствие этого мужчины на протяжении всей жизни испытывают чувство, будто бы их личность подвергается опасности, когда они завязывают с кем-либо более тесные эмоциональные взаимоотношения. Женщины чувствуют прямо противоположное: отсутствие тесных взаимоотношений с другими людьми угрожает их чувству самоутверждения. Эти образцы поведения передаются из поколения в поколение из-за важнейшей роли, которую женщины играют в ранней социализации детей.

Женщины самовыражаются и описывают себя преимущественно в терминах взаимоотношений. Мужчины подавляют себя эти потребности и занимают более активную позицию по отношению к миру..

Еще одной теорией полового развития является теория Кэрол Джиллиген, которая провела аналитическое исследование гендерных отличий, основанное на изучении образов, которые мужчины и женщины имеют о себе и своих достижениях. Женщины, и здесь она согласна с Чодоровой, характеризуют себя в терминах личных взаимоотношений и оценивают собственные взаимоотношения с точки зрения их полезности для других. Женщины в жизни мужчин традиционно занимают место заботливых помощниц. Но качеством, которое требуются для этой роли, мужчины зачастую относятся с пренебрежением. Единственной формой "успеха" они считают личные достижения, озабоченность женщин вопросами взаимоотношений с другими людьми рассматривается мужчинами скорее как слабость, а ни сила, чем она часто является.

Таким образом, мы рассмотрели различные теории гендерной идентичности, теперь изучим собственно теории соотношения гендера и неравенства.

2 ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

2.1 Гендерная справедливость и равенство.

Гендерное равенство - это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют; это равное социальное положение женщин и мужчин, которое создается посредством предоставления им равных условий для реализации прав и творческого потенциала личности.

Равенство полов не означает их уподобление друг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущи одному полу.

Для определения смысла равенства между женщинами и мужчинами первостепенную важность имеют два компонента:

1) социальная структура пола (рода - мужского или женского);

2) отношения между полами.

Дело в том, что политика и общественно-политические структуры играют первостепенную роль в моделировании условий жизни и в этой связи зачастую институционализируют сохранение и воспроизведение статуса того или иного пола, установленного в условиях данного общества. Другими словами, определенная политика и общественно-политические структуры "закрепляют порядок вещей" в реальной системе компонентов как государственной, так и политической власти, например, в России существует резкий гендерный дисбаланс на уровне принятия решений, как на государственной службе, так и в партиях, общественно-политических блоках.

Понятие принадлежности к тому или иному полу включает в себя иерархический элемент, в соответствии, с которым мужчины считаются существами высшими по отношению к женщинам, и, соответственно, задачи, функции и ценности, принадлежащие мужчинам, выше по своему значению, чем те, которые относятся к женщинам. Это означает, что "норма", свойственная для мужчин, является нормой для всего общества, которое отражает ее в своих политических решениях и структурах.

Необходимо осознать, что принцип равенства включает в себя и право на различия, которое предполагает обязательность учета характерных для женщин и мужчин отличительных черт, связанных с принадлежностью к тому или иному социальному классу, политическими взглядами, религией, этнической принадлежностью, расой или сексуальной ориентацией.

Гендерная справедливость - это процесс одинакового отношения к женщинам и мужчинам, осуществление специальных мер для компенсации исторических и социальных упущений, мешающих женщинам и мужчинам занимать равные позиции. Вот почему мы говорим, что гендерная справедливость ведет к равенству.