Смекни!
smekni.com

Парфенон в Древней Греции и храм Гефеста (стр. 5 из 5)

Слева от ступеней, ведущих к Тесейону, – остатки главных политических зданий Агоры. Это сложный комплекс построек, вернее, теперь – нагромождений камней, где лучше ориентироваться по хорошо заметному круглому фундаменту. Пританей, где заседали 50 пританов, то есть постоянно действующих представителей периодически собиравшегося парламента. Пританы делились на три смены, каждая из которых должна была в свое дежурство постоянно находиться на рабочем месте для решения неотложных государственных дел – и за общественный счет обедать прямо в своем офисе. Отсюда завелся обычай бесплатно кормить в Пританее и других отличившихся граждан – победителей Олимпийских игр или героев войн. Когда судьи спросили Сократа, какой приговор он выбирает – изгнание или смерть, Сократ предложил приговорить его к пожизненным бесплатным обедам в Пританее, что и переполнило чашу терпения народного суда.

Справа от Пританея, за остатками Булевтериона, где заседал афинский парламент-буле, стоит хорошо сохранившийся алтарь Зевса Агорея (то есть с Агоры). Скорее всего, это был главный алтарь Агоры, на котором ради поддержания связи человека с богами проливали кровь домашнего скота.

По южной стороне Агору ограничивает длинная центральная стоя (портик), а за ней – в форме буквы «Г» – южная и восточная стои. Все они служили для размещения магазинов и прогулок публики. Кроме того, восточный и южный портики замыкали пространство Гимнасия – спортивного клуба афинских граждан. Квадратный фундамент рядом – Гелиея, здание народного суда. За ним общественный фонтан и в ста метрах к югу – остатки тюрьмы, где провели не лучшие дни многие знаменитости, в том числе ожидал исполнения приговора и в конце концов выпил чашу цикуты Сократ. За южным портиком также стоит маленькая византийская церковь Агии-Апостоли (Святых Апостолов) XI века.

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору, была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.[10]


Заключение

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Она отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, так как в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность.

Эти два стиля мы встречаем в храме бога-кузнеца Гефеста на Агоре и в Парфеноне. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Но хотя по размеру храм Гефеста почти вдвое меньше Парфенона, его строгая, замкнутая колоннада отличается такой же монументальностью. Декор храма свидетельствует, что и здесь, как и в Парфеноне, были представлены десять из двенадцати подвигов Геракла — любимого героя Древней Греции. Подобно Парфенону, храм Гефеста представляет собой образец ионизированной переработки дорического стиля.

В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.


Список литературы

1. Афины. Город духа и демократии. – Афины, Издательство МИХАЛИС ТУБИС А.Е., 1997

2. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М., "Искусство", 1973

3. Всеобщая история архитектуры. М., «Издательство литературы по строительству», 1973

4. Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. — Афины, "Клио", 1996

5. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001

6. История зарубежного искусства. — М., "Изобразительное искусство", 1984

7. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

8. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. М., 2000.

9. Сидорова Н.А. Афины. М., «Искусство», 1984

10. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

11. Шуази О. История архитектуры. Архитектура Древней Греции, М., 1998.


[1]Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

[2]Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. — Афины, "Клио", 1996

[3]Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

[4]Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М., "Искусство", 1973

[5]Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М., "Искусство", 1973

[6] Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

[7] Шуази О. История архитектуры. Архитектура Древней Греции, М., 1998.

[8] История зарубежного искусства. — М., "Изобразительное искусство", 1984

[9]Сидорова Н.А. Афины. М., «Искусство», 1984

[10]Всеобщая история архитектуры. М., «Издательство литературы по строительству», 1973