Смекни!
smekni.com

Понятие архитектуры (стр. 2 из 2)

Детали готической архитектуры, также вначале имевшие конструктивное значение, постепенно преображаясь, стали выражать мистическую, иррациональную идею молитвенного состояния души.

Барокко (причудливый, неправильный, испорченный), исторический художественный стиль, тип культуры и творческий метод в архитектуре, основанный на необычном, новаторском использовании классических архитектурных форм, прежде всего элементов ордерной системы. В XV-XVI вв. словом «барокко» португальские моряки, а затем ювелиры называли жемчужины неправильной формы. Затем, спустя время, так стали именовать здания в архитектуре Рима, появившиеся во второй половине XVI-XVII в. Они отличались динамичностью, экспрессией. Архитекторы использовали приемы группирования колонн, раскреповки карнизов, сочетания элементов, нарушающих каноны Классицизма, сложившиеся в архитектуре на исходе эпохи Возрождения[5].

Главный принцип архитектуры стиля Барокко - активное взаимодействие объема здания с окружающим пространством, смешение внутренних и внешних пространств, пластичность перехода от одного объема к другому. Отсюда изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны, разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей. «Отцом Барокко» считают великого Микеланджело. Наиболее известные архитекторы римского Барокко XVII в.: Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерна. В XVIII в. стиль Барокко распространился в архитектуре Германии, Австрии и России. В середине XIX в. возник стиль Необарокко.

3. Архитектура как памятник культуры и истории

Архитектура наиболее тесно связана с развитием материальных производительных сил общества, с уровнем развития техники, которые находят в монументальном строительстве наиболее яркое выражение. Эта тесная связь архитектуры с производством сказывается в использовании того или иного строительного материала, применении тех или иных конструкций, в той или иной организации строительства и обеспечении его кадрами зодчих и рядовых строителей, в мобилизации для строительства мастеров других ремесленных специальностей и т. д.

Это определяет особенно высокую познавательную ценность памятников архитектуры как исторических источников, - анализ материально-технических качеств этих памятников позволяет судить почти непосредственно о производительных силах общества, о его технической вооруженности и знаниях.

Такое изучение архитектурных памятников начинается по сути дела только теперь, с развитием архитектурно-археологических исследований: до этого исследователи интересовались главным образом формально художественной стороной памятника.

Нужно строго различать две стороны в архитектуре, обладающие своими закономерностями развития: ее инженерно-техническую материальную основу, о которой шла речь выше, и ее собственно художественную сторону, собственно архитектурное искусство. Строительное производство с его техническими приемами и опытом, с его материалами и системой организации работы, не относится, разумеется, к надстроечным явлениям. Одна и та же строительная техника может подчас быть основой разных ступеней истории архитектурного искусства, разных эпох. Правда, новые художественные взгляды, новые идеологические задачи, выдвигаемые перед архитектурой, оказывают определенное влияние на развитие техники и конструкций.

В свою очередь новые технические приемы, прогресс строительной техники позволяют ставить и решать новые художественно-архитектурные задачи, т. е. обе стороны строительства выступают в диалектическом единстве и взаимодействии. Тем не менее, строительная техника, система эмпирически освоенных законов статики сооружений, познанных свойств материалов и т. п. не «отменяется» с переходом от одной ступени исторического развития общества к другой[6].

Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, например, живописи и скульптуры, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п.

Сам состав, количество и развитие типов этих сооружений и их особенностей уже сами по себе с достаточной ясностью говорят о характере данного общества, а размещение построек, например, внутри средневекового города, дает неоценимый материал для освещения не только его топографии, но иногда и характера. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества.

В отличие от изобразительных искусств - живописи и скульптуры, выражающих определенное идейное содержание в реальных образах, воспроизводящих чувственно-воспринимаемый мир, «язык архитектуры» не изобразителен, а потому и его истолкование более сложно. «Архитектурный образ» никогда не может быть раскрыт как некое «литературное» смысловое «содержание», воплощенное в данном памятнике. Художественные взгляды общества отражаются здесь в более общей, отвлеченной форме. При этом нужно подчеркнуть, что поэтому архитектурный образ и менее индивидуален, в нем воплощаются не частные, скоропреходящие «веяния времени», но более типичные, ведущие художественные взгляды и вкусы общества. Эти качества архитектурного образа также определяют выдающееся значение архитектурного памятника как исторического источника: он доносит до нас в своем содержании не случайное, но типичное, не частное, но главное в художественных взглядах данной эпохи.

В то же время этот исторически обусловленный уровнем культуры прием определения форм новой постройки при помощи ссылки на предшествующие памятники зодчества – «образцы» - был одним из условий накопления и роста национальных черт в архитектуре, ее самобытности, так как в процессе изменения художественных взглядов общества из прошлого архитектурного опыта отбиралось наиболее ценное и отвечавшее новым запросам.


Заключение

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

Архитектуру относят к пространственным (пространственно временным) видам искусства, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции.

Основными стилями в истории архитектуры являются:

- готика;

- классицизм;

- неоклассицизм;

- барокко;

- необарокко.

Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества.


Список литературы

1. Воронин Н.Н. Архитектурный памятник как исторический источник. – М.: Просвещение, 1984.

2. Искусство. / Под ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта Плюс, 2003.

3. Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения // Избранные сочинения. – М.: Просвещение, 2001.

4. Мировая культура. / Под ред. Желткова А.М. – М.: Искусство, 2004.

5. Михайлов А. В. Языки культуры. – М.: Просвещение, 1995.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.


[1] Мировая культура. / Под ред. Желткова А.М. – М.: Искусство, 2004.

[2] Михайлов А. В. Языки культуры. – М.: Просвещение, 1995.

[3] Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения // Избранные сочинения. – М.: Просвещение, 1999.

[4]Искусство. / Под ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта Плюс, 2003.

[5] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.

[6] Воронин Н.Н. Архитектурный памятник как исторический источник. – М.: Просвещение, 1984.