Смекни!
smekni.com

Оформление регулярного сада (стр. 2 из 6)

Архитектурный ансамбль Версаля дополняло построенное в парке по проекту Ардуэна-Мансара здание Большого Трианона (1687 - 1688) - интимной королевской резиденции. Особенностью этого небольшого, но монументального по своему облику одноэтажного сооружения является свободная асимметричная композиция; парадные гостиные, галереи и жилые помещения группируются вокруг небольших озелененных двориков с фонтанами. Центральная входная часть Трианона скомпонована как глубокая лоджия со спаренными колоннами ионического ордера, поддерживающими перекрытие.

Как дворец, так особенно парк Версаля с его широкими променадами, обилием воды, легкой обозримостью и пространственным размахом служили своего рода великолепной "сценической площадкой" для самых разнообразных, необычайно красочных и пышных зрелищ - фейерверков, иллюминаций, балов, балетных дивертисментов, спектаклей, маскарадных шествий, а каналы - для прогулок и празднеств увеселительного флота. Когда Версаль строился и еще не стал официальным центром государства, его "развлекательная" функция преобладала. Весной 1664 года молодой монарх в честь своей фаворитки Луизы де Лавальер учредил серию празднеств под романтическим названием "Наслаждения очарованного острова". Вначале в этих своеобразных восьмидневных фестивалях, в которых участвовали почти все виды искусств, было еще много непосредственности и импровизации. С годами празднества приняли все более грандиозный характер, достигнув своего апогея в 1670-е годы, когда в Версале царила новая фаворитка - расточительная и блистательная маркиза де Мон-теспан. В рассказах очевидцев, во множестве гравюр слава о Версале и его праздниках расходилась по другим европейским странам.

В парке замка Во-ле-Виконт А. Ленотр разрабатывает вариант осевой организации плоских партеров, подчиненных композиционно зданию дворца, расположенного перпендикулярно по отношению к оси парка. В Версале идеологическое осмысление получит именно эта идея грандиозной сквозной оси, пронизывающей не только весь ансамбль, но и всё пространство от горизонта до горизонта и задающей таким образом всей вселенной правила абсолюта симметричной организации. Преграда в виде перпендикулярно расположенного дворца короля станет единственной точкой отсчета в этой вселенской системе координат (в ансамбле Во-ле-Виконт этой идеальной логике мешал поперечно расположенный бассейн в конце сада).

Такие примечательные элементы Версальского парка, как большие пологие лестницы, огромные плоские зеркала бассейнов, террасы со статуями, уже присутствуют в парке Во-ле-Виконт, правда, в меньших размерах. В Версале само увеличение их масштаба приведет к смысловому изменению их функций и образности. Их абстрактные плоскости станут знаком абсолютной власти упорядочивающего природу разума.

Ленотр был приверженцем так назывемого классического стиля в парковом искусстве. В этом отношении он стал верным последователем традиций, заложенных династией Молей (Жак, Клод и Андре Молей) — художников сада и одновременно теоретиков, сформулировавших основные принципы французского регулярного парка. При создании паркового ансамбля Версаля Ленотр учитывал их опыт работы над парками Тюильри и Фонтенбло, а также замысел Жака Буассо — первого планировщика Версальского парка.

Общая градостроительная концепция города Версаля, основанная на идее трех проспектов, соединяющих дворец Версаля с Парижем, Сен-Клу и Со, заимствована Ленотром у Л. Бернини, который впервые применил принцип «трезубца» в ансамбле улиц, сходящихся на Пьяцца дель Пополо (Рим)(2). Этот прием уподобления площади театральной декорации с прорывами перспектив на плоскости эффектных декораций фасадов зданий быстро обрел популярность и стал одним из характерных приемов архитектуры барокко. В ансамбле Версаля, однако, он получил некое новое осмысление в духе классицистического «культа единицы» (А.Л. Ястребов). Впоследствии аналогичный градостроительный прием был применен в Санкт-Петербурге.

В классицистической парадигме, которая исходит из принципа господства общего над многообразием жизни, признает единого Бога в качестве основной аксиомы логических построений науки, постулирует существование единого классического образца в сфере искусства, единичность короля совершенно естественным образом была возведена в абсолют. Это с невероятной наглядностью было воплощено в пластической формуле, найденной Ж.А. Мансаром, который довел замысел Ленотра до логического конца, установив конную статую Людовика Х IV в точке схода трезубца дорог, — само пространство, его основные векторы как бы истекают из под ног абсолютного властителя мира. [4]

В строительстве выражены идеи прогрессивной для своего времени централизованной монархии, покончившей с феодальной раздробленностью государств и объединившей Францию. Социальная перестройка была связана и с ее хозяйственным развитием. Эти хозяйственные успехи Франции, передовой страны XVII века, отразились и в самой технике строительства Версаля.

Так, например, Зеркальная галерея дворца была не только выражением исканий новых пространственных и световых решений, она должна была демонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией. Три верхних проспекта это не только завершение дворцовой перспективы, но и памятник дорожного строительства.

Наконец, фонтаны и бассейны Версальского парка следует признать значительным техническим достижением эпохи, равно как и прорытие знаменитого Лангедонского канала. Идея единства, порядка, системы вот что противопоставлял французский абсолютизм раздробленности феодальных князей.

В формах искусства это обозначали: чувство меры, тектоническая ясность, представительность, преодоление интимности, свойственной французской архитектуре XVI начала XVII веков.

Интересные детали Садово-паркового ансамбля. В 1661 г. началось строительство Версальского парка, которое растянулось почти на 50 лет и обошлось в 200 миллионов луидоров. пространство вполне соответствовало королевскому размаху (более 8 тысяч га). Людовик XIV и его садовник в полном согласии друг с другом вдохновились мечтами о будущем грандиозного парка, что способствовало успешному продвижению работ.

А сделать нужно было немало: осушить всю местность, заменить редколесье боскетами, окруженными высокими стрижеными стенами из грабов, построить систему фонтанов и других водных структур и многое, многое другое. Кстати, вся символика парка должна была прославлять бога Солнца Аполлона, а стало быть, аллегорически и Короля-Солнце Людовика XIV. Поэтому статуи Версаля отражают четыре времени года и стихии четырех элементов, связанных с солнцем Центральная композиция — фонтан Аполлона Он стремительно несется на колеснице под трубное гудение тритонов в направлении дворца. Второй фонтан, связанный с матерью Аполлона — Латоной, также находится на центральной оси дворца. Этот многоуровневый бассейн иллюстрирует легенду, согласно которой разгневанный бог превратил в лягушек и ящериц жителей Ликии, не почитавших Латону. Еще три скульптурные группы, изображающие купанье Аполлона, размещены с северной стороны дворца. Кроме того, большое количество ваз носит символику, связанную с Гелиосом. Кстати, над украшением Версаля работали почти два поколения скульпторов.[5]

Ленотр очень умело использовал гармоничное сочетание прямых и извилистых линий, различных пропорций и оптических иллюзий. Он, безусловно подчинявший природу искусству, формировал деревья так, чтобы они принимали правильную коническую, сферическую или пирамидальную формы, но никаких скульптур и изображений животных не допускал. Андре создавал в зелени величественные эффекты и грандиозную пышность, достойную Короля-Солнце. Редкие растения выписывались из Нормандии и Фландрии.

Рощи Версаля созданы так называемыми «кенконсами», в которых деревья размещены группами по 5. А свободная, естественная сельская природа, как бы красива она ни была, не считалась достойной Короля-Солнце и потому сознательно «пряталась», чтобы не «оскорблять его взор».

К цветникам Ленотр относился очень деликатно, поскольку цветы не отличаются постоянством. На партерах вместе с узором из самшита он чаще использовал инертный материал: цветной песок, битый фарфор, мозаику из стекляруса Настоящие цветы выращивались в оранжереях и выставлялись летом в вазонах.[6]


3.Современный регулярный сад: приемы, оформление. Садовая геометрия

Нередко интересное оформление загородного участка строится на сочетании простейших геометрических фигур. Статичность и завершенность круга, динамика и эмоциональное напряжение треугольника, чистая логика прямых углов, вечный принцип золотого сечения, правила перспективы- все это помогает внести в облик современного сада особую благородную красоту.

Статуя, помещенная в фокусную точку, визуально увеличивает длину дорожки. Аллея из стриженых лип- классика регулярного сада

Зигзаг гравийной дорожки повторяет ломаные линии живой изгороди из кизильника

Невысокая тисовая изгородь, а также ширмы из различных современных материалов используются для того, чтобы визуально разграничить главные зоны этого сада

Всредней полосе такого интересного эффекта можно добиться, если стриженую изгородь из кизильника окаймить ожикой лесной

Вдизайне этой зоны отдыха перегородки из дерева, прозрачного и матового стекла удачно сочетаются с живой изгородью

Таким образом можно оформить дорожки, ведущие к хозяйственным помещениям, или обыграть узкие проходы по периметру участка