Смекни!
smekni.com

Готическая архитектура (стр. 4 из 5)

Контрфорсы увенчивались обыкновенно тонкими остроконечными башенками, так называемыми фиалами, состоящими из четырехугольного нижнего корпуса и пирамидообразного шлема. Ребра пирамид обсаживались крюками, украшениями в форме завернувшихся листьев, их вершину увенчивали так называемые флероны, состоящие из четырех крюков, расположенных крестообразно.

Аркбутаны, представлявшие вначале сплошную каменную кладку, стали потом прорезываться отверстиями в виде розеток, аркатур и узорчатых полос. Аркбутаны являлись далеко не во всех готических церквах; они оказывались ненужными в сооружениях так называемой "зальной системы" (Hallensystem), т.е. таких зданий, в которых средний и боковые корабли имеют одинаковую высоту, и для прочности которых было достаточно, чтобы устои прилегали непосредственно к внешним стенам.

Самая красивая сторона в наружности готического храма — главный западный фасад. По общему правилу при фасаде с двумя башнями внутрь вели три портала, соответствовавших трем главным нефам. Над средним порталом, который отделывался архитектурно и пластически богаче всех других, обыкновенно поднимался фронтон, отмечающий средний неф. Башни обыкновенно имели четырехгранную форму и состояли из нескольких этажей.

Каждая сторона башни, в каждом этаже, почти сплошь занята окном. Для оконных отверстий готическое зодчество с самого начала стало употреблять стрельчатую форму дуги. Вскоре желание впускать через окна побольше света побудило делать их двухлопастными и многолопастными, отделяя одну лопасть от другой с помощью каменных вертикальных горбылей, переходящих в верхней части окна в затейливую узорчатую разделку, для которой главным мотивом служили трилистник или роза о четырех или нескольких лепестках. Узорчатая разделка окон достигла наивысшего развития в круглых окнах, обыкновенно помещавшихся над средним порталом между башнями и там составлявшими центр декорации, так называемую оконную розу.

В окна вставлялись разноцветные стекла, изображающие святых, сцены из священной истории, легенды, гербы и узоры. Стекла эти своего рода мозаика, составленная из вырезанных, соответственно требованиям рисунка, кусков, соединенных между собой свинцовыми полосками.

Внутренность готических церквей в отношении красоты и величественности не уступает их внешности. Высокие пространства кораблей, видимые одно за другим, стройные пилястры, узорчатые трифории, громадные окна с фигурными переплетениями — все это производит грандиозное впечатление. Стрельчатые дуги обширных арок опираются не на четырехугольные или массивные столбы, а на стройные пилястры, представляющие как бы связки тонких колонн. Первоначально пилястры были толстыми цилиндрами, сложенными из кусков камня, лежащих горизонтально друг на друге; но потом, для того, чтобы эти куски не съезжали один с другого и лучше выносили давление арок, а также для красоты, придумали обставлять пилястры тонкими колоннами из цельных кусков камня, в количестве восьми: четыре, более толстые и называвшиеся "старшими служебными колоннами" (alte Dienste) ставились крест-накрест вокруг пилястр; в промежутках же между ними помещались четыре более тонкие или "младшие служебные колонны" ( Junge Dienste). Эта новая форма столбов соединяет отдельные свои части под общей капителью. Введение натуралистически трактованной листвы в средневековую орнаментику относится к главным нововведениям готического стиля. При этом подражании природы отдавалось предпочтение отросткам и почкам.

Рассмотренная система постройки храмов значительно видоизменялась, в зависимости от эпохи, страны и материала (тесаного камня или кирпича). Из готических построек нерелигиозного характера важнейшие: ратуши, биржи, гильдейские дома и другие здания. Светские готические постройки заимствовали, как конструктивные, так и декоративные элементы от церковной архитектуры. Вообще эти сооружения представляют длинный фасад с поднимающейся над его серединой высокой башней (beffroi), с небольшими башенками, балдахинчиками или группами фиалов по углам, и с широкими и высокими главным фасадом в виде мощной стрельчатой арки.

3. Здания и архитектурные комплексы

Черты готической архитектуры предвосхищались уже некоторыми романскими соборами – самый ранний романский пример, в котором, по существу, уже сложилась готическая конструктивная система, — собор в Дерхеме (Англия, 1093—1140 гг.) с тремя нефами, перекрытыми стрельчатыми нервюрными сводами по связанной системе, и скрытыми под кровлей аркбутанами, передающими усилия распора поверх нефов на контрфорсы. Однако расцвет готики был связан в первую очередь с архитектурой Франции.

Выдающимся памятником ранней готики стал собор Парижской богоматери, постройка которого началась в 1163 г. и закончилась к середине XIV в. Грандиозный пятинефный собор (длина 129 м, высота среднего нефа 32,5 м, башен — 69 м) внутри расчленен крестовыми нервюрными сводами по связанной системе с открытой галереей над боковыми нефами. Нижний ярус имеет толстые по-романски нерасчлененные столбы. На фасадах ему отвечают массивные стены с контрфорсами. Черты готики в значительно большей степени проявляются в пластике верхней части композиции с ярко выраженным каркасом и огромными окнами заполнения. Конструкция контрфорсов с аркбутанами составляет ведущую архитектурную тему боковых фасадов. На главном (западном) фасаде наряду с богатой типично готической пластикой (стрельчатые многоуступчатые очертания проемов, ажурность и скульптурность элементов, преобладание в деталях вертикальных членений, развитое круглое окно-роза и т. п.) еще сильно ощущаются горизонтальные членения, господствует строгая симметрия.

Собор в Реймсе ( XIII в.) – один наиболее ярких примеров, в котором готическая конструкция сочетается с чрезвычайно богатой пластикой. господствующие вертикальные членения здесь сливаются в динамичный поток общего, устремленного ввысь стремления массы. Главная роль наряду с конструктивными элементами отведена системе ажурной пластики – заполнению проемов, их обрамлен7иям, аркатурам с заполняющими их скульптурами, башенками и т. д. Строители Реймского собора отказались в компоновке плана от примененной в парижском соборе связанной системы, при которой одной травее среднего нефа соответствуют две ячейки бокового нефа, и, следовательно, контрфорсы принимают неодинаковую горизонтальную нагрузку. Они повысили своды и придали им сильно заостренную форму, уменьшив этим горизонтальные усилия.

Распор передается контрфорсам двухъярусными аркбутанами с довольно крутой линией подъема. Сечение контрфорсов значительно уменьшено в сравнении с контрфорсами в Париже. Их стройные завершенные пинаклями формы явились следствием относительного уменьшения распора в своде и рационально устроенной конструкции аркбутанов.

Готическая архитектура в различных странах Европы получила своеобразную трактовку в соответствии с местными строительными условиями и художественными традициями. Среди огромного числа построенных соборов для готической архитектуры в Германии характерен собор в Ульме (XII-XIII вв.), в Испании – собор в Бургосе (XIII-XIV вв.), в Чехии – собор св. Вита в Праге (XIV в.).

Однако особое место в развитие готической архитектуры занимает Италия. Готическая архитектура в Италии сильно преломилась через традиции своеобразной итальянской романики, сформировавшейся под воздействием античного зодчества. В церковном строительстве готика проявилась главным образом в интерьере в распространении стрельчатых форм и нервюрного свода при сохранении романского характера фасадов. На гражданские постройки Италии готика оказала еще меньшее влияние. Готические формы здесь взаимодействовали с византийскими и арабо-мусульманскими традициями.

Главное здание Венеции – Дворец Дожей (XIV-XV вв.) – выдающийся пример дворцовых сооружений, построенных с использованием готических мотивов.

К XIV веку старый дворец обветшал и пришел почти в негодность, поэтому в 1309 году (при доже С. Дзиани) венецианцы стали возводить новое здание дворца, которое потом достраивали и расширяли вплоть до XVI века. Трудами многих талантливейших умов и рук было создано это ни с чем не сравнимое архитектурное сооружение. Как будто в насмешку над всеми законами архитектуры верхняя массивная часть Дворца дожей покоится на легких ажурных арках. При первом взгляде кажется, что здание опрокинуто фундаментом вверх и крышей вниз, настолько нелогична сама система его фасада: две ленты слабых опор внизу и высокая сплошная стена наверху.

Поначалу представляется, что все архитектурные элементы фасада связаны между собой как-то нелогично, неожиданно и как будто случайно. А в то же время все здесь привлекательно, свежо и ярко, полно жизни и радости, все художественно насыщенно и в конечном счете разумно. Открытая аркадная галерея первого этажа - это не художественный каприз, а чудесное укрытие от южного солнца. Галерея второго этажа - это воздушный балкон, затеняющий с юга и запада сравнительно небольшие официальные помещения и служащий удобным средством соединения между ними.


Заключение

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.