Смекни!
smekni.com

Архитектура Пскова (стр. 5 из 6)

В шести комнатах Дома-музея - передней, комнате няни, комнате родителей, гостиной, столовой и кабинете поэта, - экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Пушкина в Михайловском, о произведениях, созданных им в псковской деревне. В кабинете хранятся и подлинные вещи поэта, в нем воспроизведена обстановка, которая была здесь при жизни поэта в период михайловской ссылки. Это сделано на основании различных документов пушкинского времени, воспоминаний современников поэта, гостивших у него.

В Михайловском восстановлена система прудов, Пушкинский грот. Проведены огромные по объему и сложности работы по очистке начавшего зарастать озера Маленец. Работы по реконструкции и благоустройству продолжаются и в настоящее время.

Михайловское, как и другие музейные объекты Пушкинского Заповедника, стало крупнейшим научно-музейным учреждением по пропаганде творческого наследия великого поэта. Широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом получили Пушкинские праздники поэзии, проводимые с 1967 года ежегодно в Михайловском в первое воскресенье июня.

Сюда, в заповедные места, в старинные парки и пушкинские музеи, в "гости к Пушкину", ежегодно приходят сотни тысяч почитателей его гения. И каждый из них, входя в заповедные михайловские рощи и с каждым поворотом дороги открывая новую пленительную их красоту, как бы ждет встречи с самим Пушкиным, вспоминая его строки:


Кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Усадьба Тригорское


Михайловская ссылка закончилась для А.С.Пушкина 3 сентября 1826 года срочным выездом в Москву по распоряжению властей. И уже на следующий день по дороге из Пскова он пишет письмо П.А.Осиповой в Тригорское: "... Я еду прямо в Москву, где рассчитываю быть 8-го числа текущего месяца; лишь только буду свободен, тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к которому отныне навсегда привязано моё сердце".

В Тригорское из Михайловского ведет знакомая поэту "дорога, изрытая дождями", и уже отсюда, с опушки леса, открывается вид на три горы. Виден дом, украшенный портиками и колоннами, и парк на трех знаменитых холмах ... Это - усадьба михайловских соседей и друзей Пушкиных - Осиповых и Вульфов. Сюда, в Тригорское, юного Пушкина влекло уже с первого знакомства в памятное лето 1817 года:

...Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,

На скат тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума.

Усадьба Тригорское на крутом берегу реки Сороти возникла в 1762 году, когда по выходе в отставку государственный служащий Максим Вындомский получил за усердную службу от императрицы Екатерины II поистине царский подарок - землю в Егорьевской губе и крепостных. Позже владения перешли к его сыну - Александру, офицеру в отставке. Человек широких культурных интересов, ценитель живописи, литературы, он заложил основу оригинального пейзажного парка. Сам барский дом занимал средний из трех холмов. В 1817 году юный Пушкин и встретился здесь с дочерью А.М.Вындомского Прасковьей.

К тому времени она - глава большого семейства. После смерти мужа- Н.И.Вульфа - осталась с тремя детьми: Алексеем, Анной (Аннетой) и Евпраксией (Зизи). Во втором браке с И.С.Осиповым родились дочери Мария и Екатерина. Жила в семье и падчерица - Александрина (Алина), навещала тетку Анна (Нетти) Вульф.

В 20-е годы (на время ремонта барского дома) семейство перебралось в пустующее здание бывшей полотняной фабрики. Но особняк долго стоял заброшенным, потом в нем случился пожар. Фабричную постройку перестроили в просторный и уютный жилой дом, ставший приютом и для поэта в годы изгнания.

Прасковья Александровна (как позже и ее дочери) получила домашнее образование, воспитание, которое предписывало хорошее знание иностранных языков, литературы. Ее "не светское", деятельное участие в судьбе опального поэта во многом определило отношение А.С.Пушкина к Тригорскому. Переписка П.А.Осиповой с В.А.Жуковским, А.А.Дельвигом, П.А.Вяземским, А.И.Тургеневым в известной мере раскрывает драму жизни поэта. Для него всегда была открыта богатая библиотека, где, работая над "Борисом Годуновым", он читал "Деяния Петра Великого" Голикова.

"Вчера я посетил Тригорский замок, сад и библиотеку. Уединение его поистине поэтично, так как полно воспоминаниями о вас ...", - писал А.С.Пушкин П.А.Осиповой во время ее отъезда.

В июне 1825 года Прасковью Александровну навестила племянница - Анна Керн. И романтическое увлечение ею отозвалось вдохновенными строками - "Я помню чудное мгновенье". Впрочем, романтическая приподнятость отношений вообще была свойственна обитателям Тригорского. Сказывалось увлечение Байроном, Шиллером, Руссо, Ричардсоном, Карамзиным, Жуковским ... И пушкинские строки, адресованные "девам гор", находили у них признание.

Отзываясь на приглашение А.С.Пушкина, в июне 1826 года приехал в гости вместе с А.Вульфом его университетский приятель - Н.МЯзыков. После потрясения 14 декабря 1825 года людям, близким по духу, встреча была необходима. Память о ней - большое языковское стихотворение "Тригорское", послание к Пушкину "О ты, чья дружба мне дороже", и ответные пушкинские стихи "К Языкову".

По словам А.Вульфа, деревенская жизнь Евгения Онегина "вся взята из пребывания Пушкина у нас, "в губернии Псковской". Здесь среди друзей возникало столь драгоценное для поэта состояние души - вдохновение. Оно рождало образы Татьяны, Ольги, Владимира Ленского ...

И потому, любители поэзии издавна связывали Тригорское с "домом Лариных", который стал известен читающей России. Потомки П.А.Осиповой бережно хранили домашний пушкинский музей.

После революции, в феврале 1918 года, Тригорское (как многие другие усадьбы) было разграблено и сожжено. "Грабили и жгли крестьяне, - вспоминал очевидец, - но руководили ими два лица с уголовным прошлым".

По фотографиям и документам Тригорский дом и его интерьеры восстановлены в 1962 году. Тогда же в нём был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о тригорских обитателях и дружбе с ними Пушкина, о его стихах, посвященных Тригорскому. В 1996-1998 гг. дом-музей капитально отремонтирован, его экспозиции дополнены.

По старой традиции в доме - парадные и черные сени и буфетная. История тригорского дома раскрывается здесь в документах бывшей полотняной фабрики, старинных фотографиях. Картина, запечатлевшая старый "Дом Лариных" (худ. В.Мешков, 1916) - пролог в нашему знакомству с семейством Осиповых и Вульфов.

Обычно собирала всех вместе столовая. Шумно и хлебосольно отмечали в Тригорском праздники; о них напоминают строки "Евгения Онегина":

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод.

В день Троицы, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюды по чинам.

Перед нами - женские портреты, модные в ту пору силуэтные изображения. Взаимоотношения поэта с обитателями Тригорского преломляются в творчестве - стихах, зарисовках, письмах. В литературной экспозиции прослеживается связь Пушкина с Тригорским в течение двадцати лет. Среди гостей усадьбы Пушкин не раз встречал окрестных помещиков и остро воспринял психологический склад провинциального дворянства. "Для них не прошли еще времена Фонвизина, - писал он. - Между ими процветают еще Простаковы и Скотинины ... Это впрочем не относится к родственнику, у которого я в гостях" ("Роман в письмах"). Действительно, тригорская семья выделялась культурными традициями и в тяжелое для Пушкина время ссылки радостно приняла его как поэта. Прекрасные обитательницы Тригорского - "девы гор" ждали его новых стихов, восторженно слушали его чтение поэмы "Цыганы" и, вероятно, угадывали личный смысл поэтических строк:

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

Вот почему к семье Осиповых и Вульфов у Пушкина было особое доверие. И когда у поэта возник план побега из ссылки за границу через Дерпт (Тарту), - он доверился сыну хозяйки Алексею, не без оснований рассчитывая на его помощь. По ряду причин побег так и не состоялся, но встречи с А.Вульфом, человеком образованным, оказались весьма важны поэту, томившемуся в деревенской глуши. В кабинете А.Вульфа - его портреты разных лет; портреты друзей - А.С.Пушкина и Н.М.Языкова. Памятный ломберный столик, на нем неизменные спутники досуга - игральные карты. Старинное оружие - из такого Пушкин и Вульф (по его словам) "палили в звезду, укрепленную над воротами", состязаясь в меткости. Старинный шахматный столик - память и об онегинских строках, и о частных встречах, спорах ...

Среди книг выделяется мемориальная - с автографом А.Вульфа. Это книга немецкого философа И.Фихте "Назначение человека" (Лейпциг, 1801). Она - напоминание о широте интересов хозяина кабинета. "разговор его был прост и важен, - вспоминал поэт. - Его занимали такие предметы, о которых я и не помышлял". Позже в своих "Дневниках" А.Вульф высоко оценил "Евгения Онегина" - роман, который "почти весь написан на моих глазах". Более того, образ Владимира Ленского напоминает некоторые черты А.Вульфа. Тем не менее, главная героиня романа - Татьяна Ларина.

Память о жизни уездной барышни и женских судьбах Тригорского