Смекни!
smekni.com

Творческие индустрии как способ формирования городского пространства (стр. 8 из 10)

В России творческие индустрии пока не объединили креативную экономику и культурную политику. Комплексное восприятие ареала творческих индустрий отсутствует и на муниципальном уровне.

В сложившейся ситуации инициатива в отношении формирования благоприятного культурного облика города переходит к сфере предпринимательства. Так, новый ресторанный проект, гармонично вписанный в урбанистическое пространство, может послужить толчком к созданию культурного кластера, интегрирующего интересы основных целевых групп, включенных в сферу творческих индустрий и находящихся за ее пределами.

3.2 Применение теории творческих индустрий в культурном пространстве города на практике: создание кафе «Латте» в Екатеринбурге

Городская коммуникация синонимична понятию межкультурного взаимодействия. Город представляет собой открытую платформу для культурного обмена. Межкультурная коммуникация представляет собой взаимодействие представителей различных культур, в основу которого заложен компромисс. В сферу деятельности специалиста по межкультурным коммуникациям в контексте заявленной в работе тематики входит расширенный ряд задач:

- налаживание конструктивного диалога с властными структурами;

- организация и управление бизнесом в области культуры и искусства;

- визуализация культуры города/страны.

К сожалению, на сегодняшний день в российском самосознании не укоренилась мысль о том, что творческая составляющая продукта или мероприятия может стать основой его экономического успеха. Возникает вопрос: как объединить массового потребителя производных культуры, креатора и единичного заказчика эксклюзивного творческого продукта? Как создать оптимальную версию площадки, которая соберет представителей коммерции, культуры и власти? Реализация продукции и услуг малых предприятий творческих индустрий воздействует на сферу развлечений и отдыха, способствуют развитию художественных галерей, кафе, ресторанов, клубов, открытых арт-перфомансов. Таким образом, можно создать клубный вариант творческой компании (организации) для дизайнеров, фотографов, художников, - с выставочным залом, уютным помещением и интересными собеседниками – арт-кафе.

Кафе (café – место, где пьют кофе) - место общественного питания, приближенное по статусу к небольшому ресторану, но уступающее последнему в ассортименте.

Кафе – активный спутник городской жизни и как учреждение, оно гармонично вписывается в ассоциативный ряд популярных публичных мест для горожанина. Кафе уже достаточно давно формируют оригинальный, альтернативный традиционному застольному тип общения, и специфический образ жизни в социуме.

В Екатеринбурге, как и по всей стране, популярны демократичные ресторанные концепции со средним чеком порядка 450 рублей.

Кафе выполняют ряд важных в отношении данной работы социализирующих функций:

- привлечение посетителей определенной аудитории (требуется предварительная ориентация на целевые группы);

- объединение творческих личностей в арт-сообщества;

- формирование своей, в том числе и «непонятой» другими культуры.

Известно, для того чтобы культурный продукт любого формата и уровня стоимости нашел своего конечного потребителя, данному продукту предстоит пройти три этапа:

- непосредственное создание культурного объекта/объекта искусства (обращение к уже существующему произведению);

- обращение продукта в объект управления организациями культуры и искусства;

- трансляция информации о новом продукте для широких масс различными средствами мультимедиа[48].

Культурная площадка (в данном случае - кафе) позволит обратить три этапа в единый процесс.

Арт-кафе представляет собой пример автономного элемента культурного кластера, призванный связать интересы государственных структур и креативных объединений.

В качестве иллюстрации к вышесказанному представляем проект существующего кафе – публичного места-популяризатора ряда направлений творческих индустрий.

Кафе «Латте» - екатеринбургское кафе, объединившее инициаторов творческих проектов (государство, НКО), создателей арт-объектов (творцов) и покупателей/заказчиков. Само значение слова «латте» сообщает, что это креативно оформленный капуччино. В горячий кофе добавляют взбитое молоко, а мягкую пену в свою очередь украшают рисунком или надписью.

Организация культурных мест в подобном «Латте» ключе обосновывает актуальность термина «творческие индустрии» и открывает креативную деятельность для бизнес-сообществ, как коммерчески выгодное вложение, а также для властных структур как новое направление социальной политики.

В сравнении с ресторанами, которые выше по статусу, данное кафе обладает рядом преимуществ:

- «невесомый» интерьер, исключающий лишние детали;

- уютная атмосфера - дневной свет в помещении, который приглушается к вечеру.

Творческим продуктом кафе «Латте» выступают оригинальные кондитерские изделия, изготавливаемые по заказу представителей государственных структур. Что касается частных посететителей, то кафе «Латте» – это не просто заведение, где можно утолить голод и жажду, а настоящий культурный, информационный и коммуникативный центр. «Латте» можно отнести к примеру воплощения идеи культурной организации публичного пространства. В ближайшее время гости «Латте» увидят на стенах кафе работы начинающих и уже преуспевших фотографов. Это пример небольшого, но значимого элемента культурного кластера. Цель работы кластера – поддержка молодых творческих профессионалов через предоставление им помещений на льготных условиях. Потенциальный член творческого кластера может быть дизайнером мебели, писателем, художником, дизайнером или кулинаром, - кондитером, как в случае кафе «Латте».

Суть данного арт-проекта — это не продажа кондитерских изделии и кофе. Посетитель получает возможность пережить приятные эмоции в общении – ключевом преимуществе демократично организованного кафе.

Так, в локальном проекте можно на уровне идеи воплотить основные теоретические аспекты обширного направления культурных и творческих индустрий.


Заключение

Сегодня развитие городской современной культуры в контексте творческих индустрий будет успешным при соблюдении следующих условий.

1. Установление четкого вектора городского развития, понимание его предназначения и потенциала;

2. Стимулирование широкое распространение лидерства, известно, что для гармоничной внутригородской коммуникации необходимо, чтобы более 1% населения города чувствовали себя лидерами и действовать соответствующим образом;

3. Поощрение принятия рискованных решений в рамках системы, основанной на принципах подотчётности и прозрачности, что даёт людям возможность творчески участвовать в формировании своего города.

В ходе работы были выявлен следующий способ культурного преобразования городского пространства: внедрение творческих индустрий.

Творческие индустрии, деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности, уже воплощаются на российской почве во множестве арт-проектов. Творческие кластеры, содружества независимых творческих бизнес-предприятий (как Центр Дизайна «ARTPLAY»), являют собой новые некоммерческие культурные центры, созданные при поддержке и финансировании состоятельных владельцев или меценатов (Центр современной культуры «Гараж»). Часто новые площадки представляют собой синтез этих двух форм - таким примером является проект «FабRика».

С позиций бизнеса, творческие индустрии базируются на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. Но, одновременно, они предполагают местные производства, ориентированные на глобальные рынки.

Тот факт, что творческие индустрии в настоящее время и в России становятся все более популярными формами взаимодействия бизнеса, политики и искусства, на сегодняшний день является очевидным. Примеры успешного опыта многих городов по претворению в жизнь теории творческих индустрий, приведенные в дипломной работе, свидетельствуют, о том, что воплощение теоретических идей реально и в Екатеринбурге, но с учетом региональных особенностей. Стоит отдельно выделить перспективы создания культурных кластеров на базе Екатеринбурга, города, основанного как завод-крепость. Екатеринбург, развитый как административный центр горнозаводской промышленности, - это оптимальная площадка для внедрения творческих индустрий.

Творческие индустрии в России развиваются безотносительно кризисных явлений в экономике страны. Вступив на путь постиндустриализма, страна впустила в городское пространство новые объекты современного искусства.

Культурная привлекательность современного города, здоровая жизнедеятельность современной городской культуры как единой системы зависят сегодня от здорового функционирования множества частных предпринимательских инициатив, имеющих самостоятельную культурную ценность, формирующих культурную инфраструктуру, нередко являющихся активной средой для самых разных культурных процессов. Партнерские проекты между учреждениями «традиционной» культуры, с одной стороны, и творческими индустриями с другой, способны приносить более чем привлекательные, а порой и спасительные для «традиционной» культуры результаты. Разумное управление процессами развития предпринимательских культурных инициатив способно влиять на развитие целых городских кварталов. Однако, как всякий иной бизнес, предпринимательство в творческой сфере может быть успешным и устойчивым лишь при наличии необходимых деловых знаний и навыков, при наличии верной стратегии и тактики.