Смекни!
smekni.com

феномен архитектурного наследия Антонио Гауди (стр. 7 из 13)

Что же касается вечерних и ночных развлечений, то особенно много музыкальных баров и дискотек на проспекте Диагональ, который словно разрезает город на две части. Более изысканные и дорогие развлечения расположены в районе площади Франческа Масья.

На бульваре Via de les Corts, проходящем параллельно проспекту Диагональ, расположена одна из крупнейших лингвистических школ Enforex. Школа занимает старинный особняк, отреставрированный под нужды современного учебного заведения. Для школьников 14–17 лет великолепную программу обучения и отдыха организует расположенный в Барселоне Университетский Центр Абат Олиба.

Барселона – город музеев. Надписи в большинстве музеев сделаны на двух языках: испанском и каталанском. Это усложняет осмотр. Однако некоторые путеводители и альбомы изданы на русском языке. Правда авторы Жорди Бонет и Арменголь снабдили текст буклета о Храме Св. Семейства терминами, в которых без специалиста не разобраться, например, «геометрическая модуляция» или выражение «распределить инертную нагрузку и умножить число активных элементов». Но сам факт издания справочной литературы на русском языке говорит о том, что русские туристы – не такая уж редкость в этих краях.

Барселонцы очень любят свой город, с удовольствием рассказывают о его многовековой истории. С большой гордостью говорят барселонцы о путешествиях Колумба, не преминув добавить, что, лишь отправившись в свое второе путешествие из Барселоны, достиг он берегов Америки. В честь этого события установлен на набережной памятник, где восемь бронзовых львов стерегут восемь бронзовых баральефов на сюжеты из жизни Колумба, а 60-метровая колонна увенчана восьмиметровой скульптурой, изображающей великого путешественника (архит. Г. Бухигас, скульптор Р. Аре). Здесь же на набережной Колумба на третьем этаже небольшого дома – квартира Сервантеса.

Свободолюбивая Каталония и красная Барселона навсегда вошли в историю борьбы с фашизмом. Отсюда от берегов Каталонии уходили корабли с испанскими партизанами, которые предпочли жить вдали от любимой родины, чем покориться фаланге Франко.

Всем, кому довелось побывать в Барселоне среди многих впечатлений и «открытий», пожалуй, самым удивительным событием является встреча с произведениями испанского архитектора Антонио Гауди. Нет того, с чем можно сравнить его постройки, игру цвета и света, неожиданные ракурсы форм, внутреннюю экспрессию каждой из них, смелое, новаторское использование традиционных строительных материалов. Ни одно его произведение не может оставить зрителя равнодушным, требует от него определенного активного восприятия.

На это, как правило, и делают ставку туристические фирмы, организующие поездки в Испанию. Практически у каждого крупного московского туроператора есть тур по обзору Барселоны с упором именно на его архитектурную сторону, созданную А. Гауди. Сюда могут входить как экскурсионные туры, так и просто обзорные экскурсии по городу в рамках общего посещения Испании. Данные об экскурсиях и фирмах можно наглядно отобразить в таблице.

Можно сделать вывод о том, что архитектурный облик и культурное наследие Барселоны весьма привлекательны для российских туристов, что учитывается туроператорами при составлении экскурсионных программ. Обзорные экскурсии по каталонской столице не обходятся без упоминания вклада в становление ее неповторимого облика великого архитектора А. Гауди.

2.2 Вклад А. Гауди в становление неповторимого облика испанской столицы

Стиль, в котором творил Гауди, традиционно относят к модерну[25]. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Творчество Гауди можно разделить на два периода – ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900). Хронологию его построек можно выстроить следующим образом:

1883–1888 Дом Висенс, Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 году.

1883–1885 Эль Капричо, Комильяс (Кантабрия)

1884–1887 Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)

1886–1889 Дворец Гуэля, Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 1984 году.

1888–1894 Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона.

1889–1893 Епископский дворец в г. Асторга Кастилия (Леон).

1891–1892 Дом Ботинес, Леон.

1891–1926 Собор Святого Семейства, Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 г.

1892–1893 Миссия Францисканцев в Танжере (не построена)

1895–1898 Винные погреба Гуэля, Гараффа – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 г.

1898–1904 Дом Кальвет, Барселона

1898–1916 Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло

1900–1902 Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона

1900–1914 Парк Гуэль, Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 1984 году.

1901–1902 Усадьба Миральяс

1904 Склады кузнечной артели Бадиа

1905 (май) Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)

1904–1906 Дом Бальо («Дом костей»), Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 году.

1904–1914 Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка

1906–1910 Дом Мила («Каменоломня»), Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 1984 году.

1909–1910 Приходская школа при Соборе Святого Семейства, Барселона

Работы Гауди в Барселоне, расположенные в хронологическом порядке, наглядно представят нам эволюцию творчества гениального архитектора, а также помогут оценить вклад архитектора в становление неповторимого облика этого города. Как уже было замечено выше и как мы можем увидеть из приведенного хронологического списка, Антонио Гауди принадлежит авторство огромного количества больших и малых произведений архитектурного искусства. Рассмотрим каждое из них подробнее[26].

Под номером 18 на улице Каролинес, в квартале Грасия, расположено первое важное творение Гауди – дом Каза Висенс (приложение №1), построенный между 1883 и 1888 годами по заказу владельца кафельных предприятий Мануэля Висенса. Это первоначальное творение Гауди является частной собственностью, поэтому осмотреть его можно лишь снаружи.

Официально периодом создания дома Висенс является 1878–1888 годы. Однако эти цифры носят весьма условный характер. Так, известен тот факт, что Гауди подписал проект только в 1883 году. Он дошел до наших дней. Удалось сохранить также и лист с нанесенным на него ситуационным планом дома.

То обстоятельство, что заказчик являлся еще и продавцом плитки, на определенном этапе развития творчества зодчего сыграло свою роль. В дальнейшем Гауди будет проводить массу экспериментов по применению керамики в отделке сооружений разного характера.

Уже в этой первой работе мастера были намечены основные принципы его творческой манеры. Современники посчитали генеральный план здания дома Висенс неожиданным по своему архитектурно-художественному решению и оригинальным: фасад особняка располагался близко к брандмауэру и уходил внутрь сада выступами.

План здания был рассчитан так, что постройка легко вписывалась в отведенный полукруг участка. Поэтому можно в равной степени говорить о существовании одного или трех фасадов здания. Подобное архитектурное решение позволило создать настоящее произведение искусства.

Здание дома Висенс, в сравнении с другими постройками Гауди, отличается простой конструкцией[27]. Несущие стены сделаны из кирпича. Балки междуэтажных перекрытий, а также кровля – деревянные. Новым для архитектуры Испании конца XIX века стало создание подвальных помещений, перекрытия которых были собраны из кирпичных перегородчатых сводов, а кровля состояла из целого ряда выложенных из кирпича плоскостей, расположенных по наклонным деревянным балкам.

Нововведением Гауди стала также и особенная, необычная для того времени, конструкция кровли. Архитектором впервые был применен способ обхода кровли по всему ее периметру. При этом имевшиеся повороты кровли были отмечены сооруженными беседками с устроенными над ними небольшими куполами. Обход, сделанный по периметру кровли, словно продолжают обходные галереи, включенные в конструкцию третьего этажа здания. При этом все угловые повороты зафиксированы шестигранными балконами.

Анализируя архитектуру дома Висенс, видимо, нужно говорить об эклектизме традиций и одновременно способов выражения персонального авторского замысла. Композиция здания дома Висенс построена на необычайно остром конфликте. Ярким примером тому может служить очевидное противоречие: видимому устремлению всего сооружения вверх противопоставлены ярко выраженные и потому отяжеляющие здание горизонтальные линии двух первых этажей.

Как известно, дом Висенс подвергался многочисленным перестройкам. А потому судить сегодня о масштабах авторского замысла не приходится. Но и сейчас дом Висенс признан одним из красивейших сооружений Барселоны.

Здания усадьбы Финка Гуэль (приложение №2), расположенные на проспекте Педралбес – это первая из работ Гауди, выполненных по заказу мецената, который в дальнейшем станет его большим другом. Имя Эусеби Гуэля, выдающего деятеля тех времен, принадлежавшего к классу крупной буржуазии, остается неразрывно связанным с именем Гауди.

В 1883 году дон Эусебио Гуэль решил выкупить большую усадьбу, располагавшуюся недалеко от Барселоны. В 1897 году селение, в котором находилась усадьба, стало одним из районов города. На территории этой усадьбы Антонио Гауди и выстроил по заказу ее владельца ряд сооружений, в числе которых дом привратника, конюшня, манеж, ограждение и ворота, а также смотровые площадки. Исследователи ограничивают период строительства усадьбы 1884–1887 годами.