Смекни!
smekni.com

Народный промысел (стр. 2 из 3)

Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в других. Началось повсеместное смешение стилей. Рассматривая фотографии современных резных наличников находящихся в одном населенном пункте можно удивляться их разнообразию. Но, может быть это и не так уж плохо? Современные города и поселки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора

Сегодня исследователи утверждают, что многие элементы дома для наших предков имели не только свое прямое назначение, но и служили неким сакральным целям. Особенно в этом смысле подчеркивается роль оконных наличников.

Наличники служили для защиты окна от сквозняков и теплопотерь, но украшения, которые мастера вырезали на доске, говорят о том, что наличник был еще и защитой от нечистой силы, сглаза и прочих нехороших вещей. В украшении окна использовались не только геометрические узоры, но и символы, которые неизменно служили оберегом: солярные знаки, дерущиеся животные, райские птицы. В общем, эзотерики могут найти в узоре наличников много такого, о чем, может быть, сами мастера не подозревали.

Деревянный наличник стал массовым уже в XIX веке, с развитием в России стекольного дела – видимо, в крестьянском сознании постоянно присутствовала мысль о защите собственного дома от нечистой силы, а потому окна – «глаза дома» должны были быть защищены от проникновения нехороших воздействий. Может, здесь сыграли свою роль не исчезнувшие до сих пор представления о мире предков-язычников, или современная мифология обязывала, но окна русских домов стали украшаться такими узорами, что историки архитектуры до сих пор пишут о них научные трактаты и защищают диссертации.

Не только в качестве оберега служили наличники. Некоторые домовладельцы копировали в деревянной резьбе фасады императорских дворцов и богатых особняков – и тогда наличники могли представлять собой нечто напоминающее пилястры в стиле барокко. Другие стремились отобразить в наличниках профессиональную тему: якоря животные растения.

Классифицировать наличники можно не только по наличию навершия или фризовой доски, но и географически – в каждом селе (даже на расстоянии нескольких десятков верст) был свой стиль резьбы и своя узорная традиция. Наличник был еще и визитной карточкой, местной особенностью.

Говорить о сегодняшнем состоянии «наличных» дел не приходится.

И только дома, построенные в конце XIX и в начале XX века еще сохранились в небольшом количестве, и шагая по улицам сёл мы еще можем наблюдать почерневшие и потрескавшиеся подлинные образцы этой некогда популярной декоративной отрасли. Но – все реже и реже.

Иногда наличники одного дома отличаются друг от друга: на главном фасаде - самые красивые, на боковом - скромнее и на дворовом - простые, с меньшим количеством резных деталей.

Ворота, калитки, заборы декорировались в соответствии с общим замыслом.

Глава 2 Резной промысел

Наличники служили для защиты окна от сквозняков и теплопотерь, но украшения, которые мастера вырезали на доске, говорят о том, что наличник был еще и защитой от нечистой силы, сглаза и прочих нехороших вещей. В украшении окна использовались не только геометрические узоры, но и символы, которые неизменно служили оберегом: солярные знаки, дерущиеся животные, райские птицы. В общем, эзотерики могут найти в узоре наличников много такого, о чем, может быть, сами мастера не подозревали.

Классифицировать наличники можно не только по наличию навершия или фризовой доски, но и географически – в каждом городе (даже на расстоянии нескольких десятков верст) был свой стиль резьбы и своя узорная традиция. Наличник был еще и визитной карточкой, местной особенностью.

Говорить о сегодняшнем состоянии «наличных» дел не приходится. Для европейского стиля новостроек русский наличник оказался бесполезной вещью. Так что наличники можно найти разве что в музеях – энтузиасты и историки, которые изучают резьбу по дереву, стараются выискивать образцы наличников и сохранить их для потомков. Дома, построенные в конце XIX и в начале XX века еще сохранились в небольшом количестве, и шагая по улицам городов и деревень мы еще можем наблюдать почерневшие и потрескавшиеся подлинные образцы этой некогда популярной декоративной отрасли. Но – все реже и реже.

Однако нельзя сказать, что наличник окончательно уходит в прошлое. Иногда на строительных выставках или в Интернете можно встретить фирмы, которые занимаются производством наличников. Виниловые наличники – как вам это понравится? С одной стороны неплохо – прекрасный материал, от осадков не страдает. Однако штампованный наличник в отличие от вырезанного вручную вряд ли говорит об индивидуальности мастера и его золотых руках.

Однако в некоторых российских областях появилась работа и для мастеров по дереву. Люди, которые строят собственные дома, желают, чтобы их жилища отличались бы от типовых проектов. А некоторые вспоминают узор наличника в дедовских домах, рисуют их по памяти и заказывают мастерам копии. Такая вот связь поколений.

Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

К коробкам наличники крепят гвоздями длиной от 80 до 100 мм по 3-4 с каждой стороны.

Если переплеты створчатые, то есть открываются, то наличники должны отступать от петель переплетов на 10-20 мм. Чем больше отступ, тем шире раскрываются створки переплета, и наоборот.

Простой наличник с накладной резьбой.

Основу наличника составляет рама из доски толщиной 30—40 мм, внутренняя ширина которой позволяет окнам, если они открываются наружу, распахиваться на 90°. Остальные размеры выбираются в зависимости от проекта. При этом необходимо предварительно сделать рисунок в масштабе, по которому и уточняются все размеры наличников.

Раму соединяют на шипах или в полдерева. Верхний угол для так называемого кокошника, если не хватает ширины доски, наращивают, ставя его на деревянных шипах и клею.

Глухая рельефная резьба. Такой резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон, торцевые доски, закрывающие торцы бревен сруба и предохраняющие их от гниения. В основном, мотивами служили растительные, антропоморфные и зооморфные орнаменты. Переплетающаяся виноградная лоза, русалки, множество стилизованных листьев, птиц и зверей можно наблюдать на фасадах домов начала 20 века (во времена возрождения домовой резьбы). Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим орнаментам различной сложности от простейших родовых, громовых и солярных знаков (изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца) до сложных повторяющихся переплетающихся мотивов из множества мелких элементов (треугольничков, пирамидок, ромбов).

Сюжеты геометрической резьбы более раннего периода практически не дошли до наших дней, но исследовавшие их учёные связывают те сюжеты с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, а потому считались сильнейшими оберегами.

Прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Ну а границы должны иметь свою защиту - тут и приходят на помощь защитные знаки и орнаменты. Проходя мимо таких окон невозможно "сглазить" их хозяев. Вспомните об этом когда увидите красивые наличники и возможно Вам удастся разгадать заложенный в них тайный смысл или почувствовать их энергетику.

Объемная или скульптурная резьба. Этой резьбой украшали носовую часть корабля, а позже, если верить некоторым источникам, привычка ставить скульптуру божества или тотемного животного перешла на гребни ("коньки") крыш жилых домов. Примером объемной резьбы является изображение головы и верхней части туловища коня, оленя или большой птицы. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губернии не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Также нередки их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от "дурного глаза" всех живущих в доме.

Подразделение на подвиды домовой резьбы хоть и существует, но Вы нигде не встретите использование только одного отдельного подвида. Все это весьма условно, т.к. при украшении дома используются все доступные приемы и технологии. Орнаменты переходят с "глухих" досок в геометрические построения, а затем плавно переливаются в богатое убранство кружев... Одна техника сменяет другую и переплетается с новыми сюжетами, но все они определенно выдержаны в едином стиле и несут, вероятно какую-то смысловую нагрузку - вот что такое настоящая домовая резьба!