Смекни!
smekni.com

Архитектуры параллельных вычислительных систем (стр. 2 из 3)

Факторы ограничивающие число процессоров в системе различны для рассмотренного случая и для архитектуры с сетью из коммутаторов. (рис.1.3;а,б). Дополнение процессоров в коммутатор – дорого, однако общая производительность системы возрастает с числом портов. Цена добавления процессоров к шине – мала, но производительность всей системы остается фиксированной. В последнем случае ограничителем является пропускная способность шины. Если цена доступа к памяти станет слишком большой, процессоры будут тратить большую часть времени на режим ожидания и преимущество большого числа процессоров будет снивелирована.

Одним из естеcтвенных подходов построения масштабируемых машин с разделяемой общей памятью, поддерживающий симметричный доступ к памяти, показан на рис. 1.2. Он обеспечивает масштабируемость коммуникационной среды между процессорами и модулями памяти. Основной недостаток заключается в том, что при каждом обращении к памяти затрачивается много времени на ожидание кругового путешествия по сети, поэтому каждый процессор должен обеспечить высокую пропускную способность.

Альтернативный подход создания масштабируемой среды взаимодействия процессоров показан на рис 1.6.

Процессор и модули памяти интегрированы между собой таким образом, что доступ к локальной памяти осуществляется существенно быстрее, чем к удаленной. Такая организация взаимодействия процессоров носит название несимметричного доступа к памяти - nonuniform memory access (NUMA) - при котором контроллер локальной памяти определяет, выполнять ли доступ к локальной памяти или осуществлять транзакцию сообщения к удаленной памяти (при этом системы ввода-вывода могут быть либо частью каждого модуля, либо консолидироваться в специальный модуль I/O). В таком случае доступ к собственным данным процессора, часто может быть выполнен локально, как и доступ к разделяемым данным, если они сохранены в локальном модуле. Доступ к локальной памяти быстрый и не возрастает во времени, по сравнению с удаленным доступом. Среднее время доступа существенно уменьшается, если большую часть занимают обращения к локальной памяти. Требования к пропускной способности сети тоже уменьшаются.

Не смотря на некую привлекательность концептуальной простоты SMP архитектуры, подход NUMA стал куда более приемлемым для больших многопроцессорных систем, благодаря его неотъемлемым преимуществам, приводящим к росту производительности таких систем.

Примером такого стиля проектирования является CRAY T3E, показанный на рис. 1.7.

CRAY T3E может содержать до тысяч процессоров, работающих с глобальным общим адресным пространством. Каждый модуль - node - содержит DEC Alpha процессор (Пр), локальную память (П), интегрированный с контроллером памяти сетевой интерфейс и сетевой коммутатор. Компьютер организован как трехмерный куб, в котором каждый модуль соединяется с его соседями через 650 Mb/s линки (стандарт point-to-point). Любой процессор может иметь доступ к любой памяти, однако идеология NUMA реализована в коммуникационной архитектуре, как наилучшая для характеристик производительности системы. Контроллер памяти модуля захватывает доступ к удаленной памяти и руководит транзакцией сообщения в контроллере памяти удаленного модуля от имени локального процессора. Транзакция сообщения автоматически маршрутизируется через промежуточные модули (вершины) до места назначения, с малыми задержками на каждом переходе. Данные удаленной памяти не кэшируются, поскольку нет аппаратного механизма их сохранения. Система ввода-вывода CRAY T3E распределена между совокупности вершин, располагающихся на поверхности куба, которые соединяются с внешним миром через дополнительную сеть.

В этой машине реализована структура, при которой хоть вся память и доступна любому процессору, распределение данных между процессорами отдано программисту. Caches – память (С) используется только для хранения данных (инструкций) из локальной памяти. Т.о. задача программиста – избежать частых обращений к удаленной памяти.

В заключение, надо отметить, что операции взаимодействия и синхронизации в моделях программирования с разделяемой общей адресной областью [2], специфицируются операциями READS и WRITES разделяемых переменных. Эти операции прямо отображаются в коммуникационные абстракции, содержащие LOAD и STORE (инструкции доступа к глобальной разделяемой общей памяти), которые прямо поддержаны аппаратно через доступ к разделяемым зонам физической памяти. Программная модель и коммуникационные абстракции имеют прямую аппаратную реализацию. Для каждого процесса обращение к памяти, есть адрес в его виртуальном адресном пространстве. Адрес транслируется в процесс идентификации физической области, которая может быть локальной или удаленной, по отношению к процессору и которая может быть доступна другим процессорам. Трансляция адреса реализуется защищенно, в пределах разделяемого адресного пространства, как это делается в однопроцессорных системах.

Эффективность систем с разделяемой общей памятью зависит от времени ожидания доступа к памяти, связанного с пропускной способностью среды передачи данных. Для чтобы достичь маштабируемости таких систем, все решения, включая все механизмы связи, используемые для доступа к разделяемой памяти, должны быть правильно сбалансированы.

1.2. АРХИТЕКТУРЫ С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТЬЮ ПАМЯТИ

Ко второму важному классу параллельных машин относятся многопроцессорные системы с распределенной областью памяти - message-passing architectures (MPA). MPA используют законченные компьютеры, включающие микропроцессор, память и подсистему ввода-вывода, как узлы для построения системы, объединенные коммуникационной средой, обеспечивающую взаимодействие процессоров посредством простых операций ввода-вывода. Структура высокого уровня для MPA практически такая же, как и для NUMA машин, т.е. машин с разделяемой памятью, показанных на рис. 1.6. Первое отличие состоит в том, что коммуникации интегрированы в уровень ввода-вывода, а не в систему доступа к памяти. Этот стиль дизайна имеет много общего с сетями из рабочих станций или кластерными системами, за исключением того, что в МРА пакетирование узлов обычно более плотное, нет монитора и клавиатуры на каждом узле, а производительность сети намного выше стандартной. Интеграция между процессором и сетью имеет склонность быть более тесной чем традиционные структуры ввода-вывода, которые поддерживают соединения с оборудованием, которое более медленное, чем процессор. Начиная с посылки сообщения MPA есть фундаментальное взаимодействие ПРОЦЕССОР – ПРОЦЕССОР.

Системы с распределенной памятью имеют существенную дистанцию между программной моделью и действительными аппаратными примитивами. Коммуникации осуществляются через средства операционной системы или библиотеку вызовов, которые выполняют много акций более низкого уровня, включающих операции коммуникации.

Наиболее общие операции взаимодействия на пользовательском уровне (user-level) в MPA есть варианты посылки (SEND) и получения (RECEIVE) сообщения. Совместный механизм SEND и RECEIVE, вызванный передачей данных из одного процесса в другой, показан на рис 1.8.

Передача данных из одного локального адресного пространства к другому произойдет, если посылка сообщения со стороны процесса - отправителя будет востребована процессом - получателем сообщения.

С этой целью в большинстве системах с распределенной памятью сообщение специфицируется операцией SEND, которая добавляет к сообщению специальный признак (tag), а операция RECEIVE в этом случае выполняет проверку сравнения данного признака.

Сочетание посылки и согласованного приема сообщения (на основе совпадения признаков) выполняет логическую связку – синхронизацию события, т.е. копирования из памяти в память. Имеется несколько возможных вариантов синхронизаии этих событий, в зависимости от того, завершиться ли SEND к моменту, когда RECEIV будет выполнен или нет (т.е. будет ли снова доступен буфер посылки для использования до момента получения подтверждения приема). Похожим образом RECEIV может, в принципе, подождать до момента согласованной посылки (SEND) или использовать почтовый ящик для получения сообщения. Каждый из этих вариантов имеет несколько различную интерпретацию и различные требования к реализации.

Механизм посылки сообщений долго использовался как средство коммуникации и синхронизации совокупности арбитрирующих взаимодействующих последовательных процессов, даже на одном процессоре. В качестве примеров можно привести языки программирования типа CSP и Occam, наиболее общие функции операционных систем, типа SOCKETS.

Первые машины с распределенной областью памяти обеспечивали аппаратную поддержку примитивов (команд), которые очень напоминали простую абстракцию взаимодействия SEND/RECEIV на пользовательском уровне, с некоторыми дополнительными ограничениями. Каждый узел системы соединялся с определенным (фиксированным) числом соседей по регулярной схеме (образцу) на основе связи точка-точка (poin-to-point), поведение которой, в свою очередь, описывалось простым FIFO. Такой тип конструкции для минимального 3D куба показан на рис. 1.9, где каждый узел имеет связи с соседями по трем направлениям через буфер FIFO.

Что такое архитектура и структура компьютера?

При рассмотрении компьютерных устройств принято различать их архитектуру и структуру.

Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.
Структура компьютера — это совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации.

Наиболее распространены следующие архитектурные решения.