Смекни!
smekni.com

Петергоф - дворцово-парковый ансамбль (стр. 2 из 2)

5. Нижний парк

Нижний парк Петергофа - самая известная часть дворцово-паркового комплекса. Именно этот замечательный ансамбль с его архитектурными памятниками, фонтанами и скульптурным украшением принес музею-заповеднику мировую славу.
Нижний парк закладывались по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле, получившем название регулярного. Характерные черты этого стиля - строго геометрическая планировка аллей, фигурная стрижка деревьев и кустарников, изысканность рисунков больших цветников, богатство скульптурного украшения, изящные павильоны.
Автором, определившим основу всей композиции Петергофа и ее дальнейшего развития был сам Петр I. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции.
Архитектурно-планировочным центром комплекса является Большой дворец. Он высится на 16-метровом уступе, перед которым двухкилометровой узкой лентой вытянулся вдоль берега Финского залива Нижний парк.
Прямая линия Морского канала от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части: восточную и западную. По обеим сторонам ковша канала раскинулись Большие цветники. От них симметрично в обе части паркового массива веером отходят четыре аллеи. Западные аллеи ведут к павильону Эрмитаж, восточные - к дворцу Монплезир. Другая система аллей берет начало на западной окраине парка, у дворца Марли: три луча дорог пересекают парк с запада на восток.
В Нижнем парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей, каждый из которых включает дворец, партеры, фонтаны и так называемые хозяйственные уголки. Это центральный ансамбль - Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, "Большая оранжерея" с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами "для поваренных трав", дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Несколько прудов было вырыто в Нижнем парке для осушения местности. Они гармонически вплелись в общую планировку парка, кроме того, в них разводили ценные породы рыб для царского стола.
Во время Великой Отечественной войны, оказавшись на линии фронта, Нижний парк получил очень тяжелые повреждения. В послевоенные годы после разминирования и разборки завалов в парке были проведены огромные реставрационные работы: посадка молодых деревьев, воссоздание цветников у Монплезира, Большого дворца и каскада "Шахматная гора", возрождение элементов регулярного парка. Работы ведутся и сейчас.
Всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны.

6. Воронихинские колоннады

Мраморные Воронихинские колоннады(1800-1803 гг.), получившие свое название по имени их создателя бывшего крепостного А.Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола-невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И.Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.

7. Гроты Большого каскада

Верхний и Нижний гроты, архитектурный центр Большого каскада Петергофа, построены в 1716-1720гг. архитекторами Ж.-Б.Леблоном, И.Браунштейном, Н.Микетти согласно замыслу Петра I. Гроты облицованы туфом и украшены мраморной и позолоченной скульптурой. В Нижнем гроте устроены фонтаны-шутихи.

8. Дворец Марли

Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет достаточно важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — березовая. Изящный фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток. Проект «Малых приморских палат», как они упоминались в первоначальных документах, создал архитектор И.Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным. Однако, когда на следующий год здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и к 1723 году второй этаж был готов. Через год закончили основные отделочные работы в интерьерах. Новый дворец получил название Марли на манер резиденции французских королей в Марли-де-Руа близ Парижа, которую Петр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году.

Предназначался дворец для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращен в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. На протяжении почти двух столетий Марли не подвергался переделкам. Но в конце XIX века стены дали трещины, и по предложению архитектора А. Семенова дворец после тщательных обмеров был разобран до основания и вновь собран после укрепления фундамента из тех же материалов. Затем на место вернулся весь снятый декор помещений.

Во дворце хранятся личные вещи императора Петра I: суконный плащ-епанча, штофы из цветного стекла с печатями «Данциг» и «Лондон», две фляги из коричневого стекла, по преданию привезенные Петром из города Спа, сделанный его руками столик со вставкой из «аспидного» камня. Почти половина живописных полотен во дворце происходит из первоначальной коллекции Петра I.

Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е.Казанской и А Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.

С 12.10.2009 г. музей закрыт на реставрацию.

9. Дворец «Монплезир»

10. Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)

Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырех уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Каскад в восточной части Нижнего парка в конце Монплезирской аллеи известен в архивных документах под различными названиями: "Малый грот", "Руинный каскад", "Драконов каскад". До наших дней он дошел под названием "Шахматная гора". В его проектировании и строительстве принимали участие знаменитые архитекторы: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Ю. Фельтен, Н. Бенуа.
Замысел строительства каскада принадлежит Петру I, который довольно обстоятельно описал всю его композицию. Сооружение должно было иметь сходство с Малым каскадом в резиденции французского короля в Марли. Уже в 1724 году из Италии прибыли мраморные скульптуры, предназначавшиеся для установки на склонах горы.
После смерти Петра первоначальный замысел был изменен, и законченный к 1739 году каскад был назван "Драконовой горой", т.к. вход в верхний грот каскада охраняли три дракона - основные водометы фонтана. В середине XVIII века ступени каскада расписали "под шахматную доску" и стали называть "Шахматной горой".
В период Второй мировой войны "Шахматная гора" была уничтожена оккупантами. При восстановлении каскада реставраторы, использовав изображения на рисунках конца XVIII столетия, вернулись к тому его облику, который сформировался к середине XVIII века. Спасенная мраморная скульптура заняла свои прежние места.

11. Царицын павильон

Царицын павильон

Царицын павильон, возведенный архитектором А. И. Штакеншнейдером в Петергофе в 1842 – 1844 гг., был подарком Николая I супруге, императрице Александре Федоровне. Построен в «помпеянском» стиле — в подражание античным виллам, открытым при раскопках Помпей. Архитектор широко использовал природный камень в отделке и убранстве Царицына павильона. Среди камней главная роль отводилась различным по цвету и рисунку мраморам. В ходе реставрационных работ 2003 -2004 гг. было выполнено детальное минералого-петрографическое исследование всех видов природного камня, использованных в декоре Царицына павильона. Это — итальянский, французский, карельский (рускеальский и тивдийский) мрамор, лиственит, шокшинский кварцит и др., из которых выполнены мозаичные полы, колонны, камины, мрамором облицован имплювий. Известен рапорт Петергофского дворцового правления об окончании работ по установке в столовой павильона «фриза и боковых частей» античной мозаики. В нем указывается, что они были выполнены из «порфира, крепкого сибирского и итальянского мрамора» (Вернова, 1972). Исследование камня из Царицына павильона показало, что внешне сходная с итальянским мрамором типа «Verde» метасоматическая горная порода - лиственит, это среднезернистая горная порода с преимущественно гетеробластовой структурой и массивной текстурой имеет кварц-магнезитовый минеральный состав с примесью весьма специфических второстепенных минералов. Наиболее известным распространением лиственитов в пределах России XIX в. являлось Березовское месторождение золота (Средний Урал). Именно отсюда пошел и сам термин «лиственит», который был предложен немецким исследователем Густавом Розе в 1842 г. для часто золотоносных кварц-карбонатных горных пород, обнаруженных на Урале.Для точной диагностики камня, использованного в декоре Царицынского павильона, было проведено сравнительное микроскопическое исследование его и образца лиственита из Березовского месторождения.По результатам рентгенофазового анализа, рентгеноспектрального микрозондового исследования и макро- и микроскопической характеристики образца установлено, что листвениту из Березовского месторождения присущи аналогичные камню из Царицына павильона структурно-текстурные особенности и что эти две горные породы идентичны по составу и строению.Изучение литературных источников и информационных ресурсов интернет показало, что Березовское месторождение было открыто в начале XVIII в., периодически камень отсюда брался для архитектурных и поделочных работ. Также было установлено, что для внутренней облицовки стен зданий, декоративных изделий и художественно-мозаичных работ использовался и так называемый невьянский лиственит .

III. Заключение

Дворцово-парковый ансамбль Петродворца — одно из высших достижений русской национальной культуры, прекрасный пример органического синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства. Он обладает богатейшей коллекцией русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства XVIII - начала XX в. Более двух столетий, из года в год, с начала лета и до самой осени, дворцы, фонтаны и парки Петергофа предстают великолепным зрелищем, где с подлинным триумфом достигнут союз архитектуры, ландшафтного искусства и скульптуры. Каждая деталь, любая часть или фрагмент ансамбля Петергофа - выдающееся творение первоклассных мастеров Европы и России, по красоте и мощи художественного воздействия сравнимые с лучшими произведениями мирового искусства.

IV. Список используемой литературы

1. Петергоф. Государственный музей-заповедник. - http://peterhofmuseum.ru/

2. Экспертиза камня в памятниках архитектуры: Основы, методы, примеры / А. Г. Булах. – СПб.: Наука, 2005.

3. Царицын павильон - http://www.olgin.spb.ru/