Смекни!
smekni.com

Основные свойства архитектурно-пространственных форм 2 (стр. 2 из 2)

Естественный свет, отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный от небосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для рабочих помещений.

Искусственное освещение объемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Искусственный свет включился в интерьер более органичной массой осветительных приборов, светящихся потолков, световых отражателей. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм. Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное - тектонику, форму.

Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей - красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Виды архитектурной композиции

Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную.

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы, массивность которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубиной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно осевое построение. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.

Существуют разные схемы композиции интерьера:

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений появляется проблема создания разнообразия художественных решений. Большую роль здесь играют отделочные материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

- глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

- замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

- свободное пространство без строгих границ;

- панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей.

Рассматривая архитектурные формы в их геометрическом виде, можно установить отличие одной формы от другой.

Сопоставим форму Кампанилы (колокольни) Флорентийского собора и Баптистерия во Флоренции (примеры 1 и 2); их различие по основным измерениям таково: в Кампаниле (пример 2) высота преобладает над другими остальными измерениями — шириной и глубиной. В Баптистерии же (пример 1) все три измерения (высота, ширина и глубина) относительно равны.

Первый памятник имеет характер вертикального динамического построения, второй же в целом компактен и статичен, так как ни одно измерение в нем не доминирует.

Различиями такого рода определяется форма в ее геометрическом виде. В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений можно установить три типовых вида формы (схема 3):

1. Объемная форма, определяемая относительным равенством всех трех измерений.

2. Плоскостная форма, определяемая относительно незначительным различием измерений по двум координатам и при значительно меньшей третьей координате измерений.

3. Линейная форма, определяемая преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими при их относительно малой величине.

Если измерения приближаются к полному равенству или же какое-либо измерение, преобладая, стремится к возможному пределу, то образуются следующие типовые формы:

при объемной форме — куб, шар;

при плоскостной форме — квадрат, круг (также правильные многогранники);

при линейной форме — прямая линия.

рисунок 3

Сопоставление фасада сооружения, в котором развиты координаты высоты и ширины с объемным видом сооружения, в котором преобладает третье измерение, дает возможность установить различие их по признаку указанных типовых видов формы.

рисунок 4

При изменении соотношений по трем измерениям обнаруживается возможность перехода от объема к плоскости, от плоскости к линии (схемы 4 и 5).

Другим признаком формы в ее геометрическом виде является прямолинейность или криволинейность поверхности формы.

Сравнив общую форму греческого храма в Пестуме (пример 8) с формой римского храма Весты (пример 6), можно установить их различие по признаку прямолинейности и криводинейности (один из храмов имеет общую форму параллелепипеда, другой — цилиндра).

По признаку прямолинейности или криволинейности форма может иметь два крайних состояния:

прямая линия и окружность (схема 7,b) или плоскость и цилиндрическая шаровая или коническая поверхность (схема 7,а).

Указанные типовые состояния можно рассматривать как пределы, между которыми находится бесконечный ряд промежуточных состояний.

В схеме (9,Ь) показано изменение состояния рассматриваемого свойства - от прямой через ряд криволинейных отрезков (дуг окружностей с уменьшающимися радиусами) к окружности круга.

Аналогично можно сопоставить ряд поверхностей, пределами которого будут, с одной стороны, плоская поверхность, с другой стороны, поверхность цилиндра (схема 9,а).