Смекни!
smekni.com

Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре (стр. 3 из 3)

Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительном исследованием.

В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее" проектирование.[9] Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование следует отличать от конструирования, как мы указали в начале этого параграфы. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, то есть потребность в создании определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, таблиц. Результатом конструкторской деятельности является опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.[10]

В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов управления и принятия решения. Процесс принятия решения базируется на теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации.

Специфика проектной деятельности в инженерном конструировании проявляется, прежде всего, в том, что отсутствует как таковое образное начало, главным становится непосредственно изобретение и снижение себестоимости самого изделия.

Заключение

Для дизайнера проектировать - означает вмешиваться во взаимосвязь образа жизни и предметной среды, а потому влиять не только на значение средовых объектов, но и на ценностный смысл событий и состояний, из которых складывается поток переживаний жизни как целого.
Проект - это предвосхищающий образ желаемого состояния какой-то части жизненной среды, в отношении которой доказательно признана возможность и целесообразность его практического достижения в обозримом будущем.

Творческую суть художественного проектирования можно видеть в образном схватывании, прояснении и воплощении жизненных ценностей, первоначально данных сквозь события и состояния ценностного чувствования и понимания, и конечно осуществляемых в среде ближайшего развития образа жизни. Для понимания культуротворческой роли проектирования важно, что новые ценности, выявляемые в проектных образах, становятся доступными обществу лишь после того, как эти образы созданы и критически осмыслены.

Когда же внимание дизайнеров было привлечено к осмыслению и проектной проработке взаимосвязей "предметная среда / образ жизни" и "предметная среда / культура", потребовалось расширить представление о творческом пространстве проектного воображения. Ответом на этот вызов и стала концепция проектной культуры.

В ходе ее разработки были проанализированы тематические контексты и линии роста представлений о проектной культуре: это - проектосообразность культуры, как таковой; направленность проектирования на культуросозидание и преобразование; культурологическое рассмотрение дизайна в системе культуры; жизненная ориентация дизайна; отношение проектной и политической культур.

Особое внимание, по нашему мнению, должно быть уделено далее процессу концептуализации проектной культуры и концептуальности, как качеству всех ее составляющих.

В связи с этим дальнейшее развитие проектной культуры, наращивание навыков проектного воображения должно быть ориентировано не только на инновационный дизайн (порождение новых вещей и качеств), но и на миметический дизайн (сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств и вещей). Только на этом пути можно обеспечивать далее ценностную эффективность проектных начинаний, наращивая, а не умаляя художественно-творческий, гуманизирующий потенциал дизайна.

Список использованной литературы

1.Акин О. Теоретические основы проекта. Практика применения культуры проекта.-Самара.-ООО Маркет-плюс.-2008.-с.430

2.Генисаретский О.И. Лекция о месте проектирования и его развития в XX веке.-М.-2001.-с.373

3.Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна.-М.-2003.-с.280

4.Джонс Дж.К. Теория дизайна – суть и современное понимание.-Перевод Силюкиной Т.-М.:Дело.-2007.-с.403

5.Злобин Н. Проектирование как вид деятельности.-Днепропетровск.-2005.-с.270

6.Иллюстрированный словарь-справочник «Дизайн»//под рук-ом Минервина Г.Б.-М.:Архитектура-С.-2004.

7.Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования.-М.:Переизд.:Дело.-2003.-с.521

8.Маркушин С. Инженерно-конструкторская деятельность.-СПб:Нева.-2001.-с.504

9.Раппапорт А.Г. Культура проектирования – одна из основ методологии.-СПб.-3-е изд.допол.и переизд.-2004.-с.340

10.Селиванова Т. Искусство проектирования в современной России.-М.:Изд.дом Коновалова П.-2007.-с.252

11.Хортон П. Искусство проектной культуры.-М.: Норма-Инфра-М.-2004.-с.220


[1] Джонс Дж.К. Теория дизайна – суть и современное понимание.-Перевод Силюкиной Т.-М.:Дело.-2007.-С. 119

[2] Раппапорт А.Г. Культура проектирования – одна из основ методологии.-СПб.-3-е изд.допол.и переизд.-2004.-С.17

[3] Генисаретский О.И. Лекция о месте проектирования и его развития в XX веке.-М.-2001.-с.29

[4] например, см. Злобин Н. Проектирование как вид деятельности.-Днепропетровск.-2005.-С.55; Хортон П. Искусство проектной культуры.-М.: Норма-Инфра-М.-2004.-С.50.

[5] Иллюстрированный словарь-справочник «Дизайн»//под рук-ом Минервина Г.Б.-М.:Архитектура-С.-2004.

[6] Селиванова Т. Искусство проектирования в современной России.-М.:Изд.дом Коновалова П.-2007.-С.44

[7] Акин О. Теоретические основы проекта. Практика применения культуры проекта.-Самара.-ООО Маркет-плюс.-2008.-С. 173

[8] Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна.-М.-2003.-С.70

[9] Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования.-М.:Переизд.:Дело.-2003.-С.49

[10] Маркушин С. Инженерно-конструкторская деятельность.-СПб:Нева.-2001.-С.119