Смекни!
smekni.com

Русское деревянное зодчество 2 (стр. 2 из 2)

Высокий четверик с крутыми повалами Вознесенской церкви старинного поморского села Кушерека (Онежский район Архангельской области, ныне – в музее «Малые Корелы» под Архангельском), срубленной в 1669 г., завершен своеобразно решенным пятиглавием – основанием каждой главы служит крещатая бочка. Это создает очень красивое и пластичное завершение храма.

Владимирская церковь села Подпорожье в низовьях реки Онеги (Онежский район Архангельской области), срубленная в 1757 г., отличается еще более сложным завершением. К высокому, крытому пятиглавным кубом четверику с четырех сторон примыкают прирубы, завершенные бочками, в свою очередь несущими одноглавые шатрики, которые создают уже девятиглавое завершение храма. Трехлопастная бочка перекрывает все три апсиды (основной церкви и двух приделов).

В XVII-XVIII веках распространились ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшенными срубами, поставленными друга на друга.

Одной из таких построек является срубленная в 1552 году Богородицкая церковь из села Холм (Галицкий район Костромской области), ныне – в музее деревянного зодчества под Костромой. Внешний вид ее очень необычен. Широкий низкий восьмерик с двумя прирубами уширен каркасной галереей-гульбищем, стоящей на выпусках бревен. На сруб низкого шатра поставлен 2-й восьмерик, увенчанный пятиглавием на крещатой бочке. Художественный эффект храма достигается благодаря контрасту приземистого тяжелого низа и легкого завершения.

Богородицкая церковь из села Холм (Галицкий район Костромской области).

Характерными примерами ярусного завершения храмов XVII века могут служить Ильинская церковь в г. Белозерске (Вологодская область) – два четверика и восьмерик стоят друг на друге, увенчанные большой главой, и – Вознесенская церковь в г. Торжке (Калининская область), датируемая 1717 г. Снаружи церкви похожи на буддийские пагоды.

Обзор русского храмового деревянного зодчества завершим знакомством с многоглавыми храмами. Русские летописи отмечают, что такими были Новгородская София «О 13 версех» (срублена в 989 г., сгорела в 1045 г.) и Киевская София, сгоревшая в 1017 г. и восстановленная уже в камне тоже 13-главой. До наших дней сохранились храмы второй половины XVII века. В кубоватых церквах увеличение числа глав до 9 достигалось постановкой еще четырех глав на бочки, врубленные в куб с четырех сторон, как, например, в Никольской церкви (1678 г.) села Бережная Дуброва на реке Онеге (Плесецкий район Архангельской области) или во Владимирской церкви на той же реке.

Покровская церковь б. Кижского погоста (Медвежьегорского района Карелии).

Последним этапом развития храмового зодчества стали многоглавые храмы, в основе объемного построения которых лежит ярусный принцип. Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь (1764 г.) б. Кижского погоста (Медвежьегорского района Карелии) – одного из древнейших поселений Заонежья. На кровле восьмерика расположены девять небольших восьмериков, несущих главы.

Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры. Храмов такого типа известно два. Первым по времени сооружения является Покровский храм села Анхимово (Вытегорский район Вологодской области), срубленный в 1708 г. (не сохранился). Рубила храм плотницкая артель, состоящая из 76 плотников (из них 12 женщин) во главе с опытными мастерами Невзоровым и Буняком. Предполагают, что зодчими Преображенской церкви б. Кижского погоста, срубленного через 6 лет, в 1714 г., могли быть те же мастера, так как все композиционные недочеты Покровской церкви блестяще исправлены в Преображенской.

Преображенская церковь в Кижах.

Под пышностью ее 22 глав не сразу можно уловить строгую продуманность общей системы архитектурных форм. Основная часть здания – ярусная. Это три восьмигранника, поставленные один на другой. К широкому нижнему восьмерику примыкают четыре пристройки, прямоугольные в плане. Все они имеют фигурные завершения – бочки. С востока пристроен небольшой алтарь, а с запада – широкое крыльцо. Купола расположены ярусами, поднимающимися к центральной главе. Первый и второй ярусы – на уступах боковых прирубов. Третий – на главном, большом восьмерике. Четвертый – на следующем, среднем восьмерике. И, наконец, пятый ярус образован самой верхней, венчающей здание главой, поставленной на маленький восьмерик. Дополнительная 22 глава помещена над алтарем. На множестве чешуйчатых куполов Преображенской церкви, на выступах причудливо изогнутых кровель, на ажурных крестах играют пятна света и глубокие тени. Каждая деталь исполнена так пластично, что здание кажется словно вылепленным искусным ваятелем.

Русская деревянная архитектура создавалась талантом и трудом многих поколений зодчих-плотников. Отбирая и совершенствуя все лучшее, они выработали в дереве конструктивные приемы, соответствовавшие свойствам этого материала, разработали самобытную систему архитектурных форм, ставшую основой национальной русской архитектуры. Более стойкая к испытанию временем каменная архитектура сохранила множество приемов, зародившихся еще в народном деревянном зодчестве.