Смекни!
smekni.com

Мраморный дворец (стр. 2 из 3)

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров. В начале революции вдова Константина Константиновича (он скончался в 1915 году) ещё жила здесь. В 1917 году ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова на Дворцовой набережной. После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства. Был даже подготовлен договор на покупку всего дворца правительством за десять миллионов рублей. Однако после октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву до 1936 года во дворце размещалась Российская академия истории материальной культуры.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали музею В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева. Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. У входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. Музей открылся в ноябре 1937 года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик был отправлен в Артиллерийский музей. На его месте установили памятник Александру III, используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик. В настоящее время в Мраморном дворце проводятся временные выставки современного искусства, экспозиции иностранных художников.

Описание:

Мраморный дворец. 1768-1785 гг., архитектор А. Ринальди. Для отделки внешних фасадов и внутреннего убранства дворца А.Ринальди впервые в России широко использовал природный камень - гранит и около 30 разновидностей мрамора, за что дворец и получил свое название.

Первоначально дворец предназначался Екатериной II в дар ее фавориту Григорию Орлову. Однако, Орлов умер до окончания строительства. После его смерти дворец служил резиденцией великих князей. Одним из последних его владельцев был великий князь Константин Константинович Романов, известный поэт, писавший под псевдонимом "К.Р." В левом крыле дворца, в бывших покоях великого князя в подлинных интерьерах того времени открыта мемориальная экспозиция "Константин Романов - поэт Серебряного века".

В 1994 году перед дворцом установлена конная статуя Александра III, созданная скульптором П.Трубецким. В залах Мраморного дворца размещены постоянные экспозиции музея - "Иностранные художники в России XVIII-XIX веков", "Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских" и "Музей Людвига в Русском музее" - единственная в России постоянная экспозиция русского искусства XX века, дающая возможность проследить развитие русского искусства в контексте мировой художественной культуры. Здесь также проходят выставки работ современных зарубежных и российских художников, в том числе представляющие новейшие течения в искусстве.

РИНАЛЬДИ, АНТОНИО (Rinaldi, Antonio) (ок. 1709-1794), архитектор, представитель барокко, одна из ключевых фигур итало-русских художественных связей "века Просвещения".

Родился скорее всего в Неаполе или его окрестностях ок. 1709. Принадлежал к дворянскому роду. Был учеником и, фактически, членом семьи Л.Ванвителли, одного из крупнейших зодчих итальянского барокко. Принимал активное участие в ряде его построек (собор монастыря Санта-Маддалена в Пезаро, 1740-1745; дворец неаполитанских королей в Казерте, 1751-1752). Приглашенный на службу к графу К.Г.Разумовскому (брату фаворита императрицы Елизаветы Петровны А.Г.Разумовского), приехал в 1752 на Украину, работал в Батурине, Глухове и других местах. Среди его работ этого периода (которые либо не сохранились, либо не поддаются четкой авторской идентификации) в качестве несомненного произведения зодчего выделяется величаво-живописный храм Воскресения Христова в Почепе на Брянщине (конец 1750-х годов). Родственен ему по облику и ринальдиевский собор св. Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп; 1762-1782).

В 1754 по предложению Петра III приступил к большому строительству в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) под Петербургом. По его проектам здесь были возведены: сравнительно скромный дворец Петра III (1759-1762), знаменитые, впечатляющие своей декоративно-пластической изысканностью Китайский дворец (обязанный своим названием нескольким комнатам, отделанным в "китайском вкусе"; 1762-1769) и уникальная Катальная горка (восходящая к народным горкам для катаний по льду; 1762-1774), а также ряд других построек. Прихотливая сложность планов Китайского дворца и Горки вкупе с роскошью внутренней отделки всех здешних зданий Ринальди (разрушенных в годы Второй мировой войны, но затем отреставрированных) делает их замечательными примерами стилистического единения барокко и рококо. Среди других произведений зодчего особо значителен живописный Мраморный дворец в Петербурге (ныне отдел Русского музея; 1768-1785), где проявляются уже тенденции классицизма. Тот же стилистический сдвиг прослеживается и в других работах Ринальди (в Петербурге: дом Мятлевых (1760-1770-е годы), костел святой Екатерины на Невском (совместно с Ж.-Б.Валлен-Деламотом; 1763-1783), достройка Князь-Владимирского собора (1766-1772), Исаакиевский собор (1768-1802; разобран при строительстве собора А.Монферрана); в Гатчине: дворец и планировка парка (1766-1781; дворец значительно перестроен в конце 18 и середине 19 вв.); в Царском Селе (ныне Пушкин): военно-мемориальные Чесменская (1771-1778), Морейская (1771) и Крымская (1776) колонны, Кагульский обелиск (1771-1772), а также Гатчинские (Орловские) ворота, 1771-1778).

В 1783 Ринальди сильно ушибся, упав с лесов возводившегося по его проекту здания петербургского Большого театра (не сохранилось), после чего уехал на родину и жил в Риме, активным строительством больше не занимаясь.

Умер Ринальди в Риме 10 февраля 1794.

Памятник Александру III (1909) П.П.Трубецкой

Перед Мраморным дворцом

Паоло Трубецкой сын князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас, родился в Италии. Активно заниматься лепкой П.Трубецкой начал в Милане и с 1886 года он экспонировал свои работы на выставках в Венеции, Милане, Риме. В 1897 году Трубецкой был приглашен преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества , к этому времени он уже был известным скульптором. В 1900году на Всемирной выставке в Париже П.Трубецкой наряду с Роденом был удостоен высшей награды Гран – при.

Приехав в Россию, он стал одним из членов – учредителей общества «Мир искусства». За годы работы в Москве и Петербурге скульптором были созданы многие образы Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.И.Шаляпина, но памятник Александру III стал самым известным из них.

25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III – основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского ) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.

Паоло Трубецкой, живший в это время в Москве, предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III ( отлив в бронзе ГРМ), но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы. Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник. К большому огорчению Трубецкого, Император Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них). Небольшой эскиз конной статуи, исполненный Трубецким в 1905 году, отлитый в бронзе хранится в Павловском дворце – музее. Он и был переведен в масштаб памятника, лишь с небольшими изменениями.

Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею – Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П.Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером – литейщиком Э. Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора – в мастерской К.Робекки, конь – на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент. Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года. Появление памятника в городе стало подлинным событием, современники давали ему противоречивые оценки . Помимо восторженных отзывов, были резко отрицательные. Сам П.Трубецкой говорил: «Отрицательное отношение ко мне со стороны публики, я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизною... Оно тем более понятно, что Петербург вообще не привык к новому слову в этой области искусства…Ставят мне еще в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя…»(справа на фото: П.Трубецкой рядом с памятником Александру III, 1909).

П. Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем импрессионизма в скульптуре. Эти тенденции ярко проявились в его станковой скульптуре и в жанре портрета. Но здесь скульптор намеренно отказался от своего импрессионистического пластического языка. Монумент стал своеобразной антитезой «Медному всаднику». В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и стой точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря –мощного и спокойного. Под стать седоку и конь. Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александра III доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За что и получил свое прозвание "Миротворец". На рубеже веков скульптура искала иные пути развития – не классицистические. Результатом подобного поиска пластического языка и стал монумент, испытавший много критики в свой адрес.