Смекни!
smekni.com

Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (стр. 14 из 15)

Обладая всей этой информацией, благодаря разработанной методике исследования и накопленному опыту, в ходе технологической экспертизы становится возможным значительно сузить возможные рамки исполнения неизвестных или спорных картин.

Единственно достоверные данные о материале красочного слоя могут быть получены только путем лабораторного анализа микрочастиц вещества, взятых с произведения. Чтобы сделать число таких проб минимальным, к лабораторному исследованию приступают лишь после того, как завершен комплекс рассмотренных выше неразрушающих исследований. Это обусловлено тем, что уже в ходе оптического изучения произведения удается получить некоторое представление о характере использованных пигментов и их распределении по плоскости произведения.

Под действием ультрафиолетовых лучей многие вещества, в том числе и некоторые пигменты, начинают люминесцировать (светиться) в темноте. Так как цвет свечения является постоянным свойством вещества, не зависящим от его видимой окраски, по цвету люминесценции можно определить некоторые пигменты без изъятия проб. Например, свинцовые, цинковые, известковые и титановые белила под действием ультрафиолетовых лучей светятся по-разному. В зависимости от состава свинцовые белила излучают свет от белого до коричневатого, цинковые — глухой или яркий желто-зеленый, известковые -холодный бело-голубой, а титановые — фиолетовый. Поскольку белые краски в той или иной степени непременно присутствуют в каждом произведении, по характеру люминесценции можно определить их примерный состав, а значит, и отнести произведение к определенному времени.

Исследование поперечного сечения красочного слоя является единственным средством, позволяющим судить о технологических особенностях построения живописного слоя отдельными мастерами и о приемах живописи, типичных для определенной эпохи или художественной школы.

Исследование защитного слоя сводится к определению его состава, сохранности, качества и до некоторой степени времени нанесения. Состав защитного слоя, как и других органических компонентов живописи, определяют различными методами физико-химического анализа.

Одним из таких методов является радиоуглеродный метод, основанный на распаде радиоактивного изотопа углерода и давно используемый историками и археологами.

В земной атмосфере атомы углерода присутствуют в виде трех изотопов: 12С, 13С и 14С. Легкие изотопы 12С и 13С стабильны, а тяжелый изотоп 14С радиоактивен, время полураспада составляет 5730 лет. Однако, его содержание в атмосфере Земли сохраняется приблизительно постоянным (один атом 14С на 1000 млрд атомов 12С), поскольку изотоп 14С постоянно образуется в атмосфере из атомов азота под действием космических лучей. Растения, животные и другие организмы, поддерживающие газовый обмен с атмосферой, усваивают 14С и при жизни содержат его примерно в той же пропорции, что и земная атмосфера. Но когда организм умирает, его обмен с атмосферой прекращается, 14С больше не поглощается тканями и его содержание начинает медленно уменьшаться в результате радиоактивного распада. Если измерить в образце соотношение 14С и 12С, то можно определить возраст образца, точнее, время, прошедшее с момента его смерти. Чем меньше осталось атомов 14С, тем старше объект.

Разумеется, детальная технология применения метода не так проста. Теоретически, если известно первоначальное содержание 14С, можно прямо вычислить возраст образца, исходя из закона радиоактивного распада. Но сначала следует убедиться, что образец не загрязнен более поздним углеродом. Также нужно учесть, что атмосферное содержание 14С колеблется, поскольку жесткое космическое излучение непостоянно, к тому же имеются переменные источники углерода (например, вулканы, а в современном мире — сжигание угля и нефти), влияющие на относительное содержание 14С. Чтобы избавиться от этих неточностей, проводят калибровку метода с помощью древесных образцов, возраст которых точно известен по их годичным кольцам.

Определение возраста с помощью этого метода происходит в три этапа. Во-первых, образец очищают от случайных, более поздних примесей. Затем измеряют содержание изотопов углерода и с помощью закона распада вычисляют так называемый радиоуглеродный возраст. И, наконец, по радиоуглеродному возрасту с помощью калибровочной кривой определяют календарную дату образца, которая приводится в привычных значениях: годах нашей эры или до нашей эры. Эти детали давно известны специалистам, соотношение изотопов откалибровано по всей исторической шкале времени с использованием уверенно датированных образцов, в том числе и исторических памятников.

Итак, основываясь на вышеперечисленных методах и способах исследования художественных произведений, технолог составляет экспертное заключение о проведении технологической экспертизы, в котором отражает полученную информацию об исследуемом предмете. Эксперт, прежде всего, должен учитывать, что один из взятых отдельно аналитических методов, используемых в ходе технологического исследования произведения искусства, не может дать ответ на всю совокупность поставленных вопросов. Это оказывается возможным только в результате привлечения всего комплекса используемых на практике неразрушающих и лабораторных методов анализа.


Заключение

Культурные ценности - это особая форма материализации духовной ценности, которая в таможенном понимании определяется как товар и требует особых условий хранения и бережного отношения при проведении таможенных операций. Культурные ценности имеют особый статус среди другого имущества за счет наличия в них исторической, научной, художественной или иной культурной (нематериальной) ценности. Утрату предмета, имеющего один из указанных признаков, следует рассматривать главным образом не как материальный ущерб собственнику, а как потерю частицы культурного наследия России, как вред всему обществу. Следовательно, основная общественная опасность незаконного перемещения культурных ценностей состоит в неоценимой и практически невосполнимой утрате культурного достояния страны, резервы которого не бесконечны.

Таким образом, создание эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны является одной из важнейших задач правоохранительных органов России. Активное участие в этой работе принимает Федеральная таможенная служба России, так как непосредственный контроль за перемещением культурных ценностей осуществляется именно таможенными органами.

В результате проведенного во второй главе дипломной работы комплексного анализа законодательной базы, был выявлен ряд проблем, возникающих при применении законодательства, регулирующего порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, на практике:

– различное толкование понятий "культурные ценности" в российском праве;

– проблема, возникающая при отнесении должностными лицами таможенных органов заявленного к вывозу предмета к категории "культурных ценностей" или к "предметам культурного назначения", при непредставлении декларантом какого - либо разрешительного документа;

– недостаточная информированность населения о порядке вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории РФ;

– порядок и время проведения специальной регистрации культурных ценностей при ввозе на территорию РФ;

– необходимость подтверждения права собственности на культурные ценности и предоставление документов, подтверждающих их стоимость при подаче заявления в Росохранкультуру о проведении экспертизы;

– недостаточно развитая инфраструктура территориальных управлений Росохранкультуры, вследствие этого отдаленность некоторых территориальных управлений Росохранкультуры от таможенных постов;

– проблема идентификации культурных ценностей: то есть соответствие предмета, который вывозится и разрешительного документа, представленного таможенным органам для его вывоза;

– предоставление недействительных, фальшивых разрешительных документов на право вывоза культурных ценностей либо предметов культурного назначения с территории Российской Федерации.

В целях минимизации вышеперечисленных проблем, в третьей главе были предложены пути их решения, одним из которых является создание информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.

Модель межведомственной системы, разработанная и представленная во втором параграфе третьей главы, позволит решить рад проблем, возникающих на практике при перемещении культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, главной из которых является повышение эффективности таможенного контроля при перемещении предметов, представляющих собой культурное достояние нашей страны.


Список использованной литературы

1. Международная Конвенция "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". 1954г., Гаага.

2. Международная Конвенция "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза, и передачи права собственности на культурные ценности". 1970г., Париж.

3. Международная Конвенция "Об охране всемирного культурного и природного наследия".1972г., Париж.

4. Международная Конвенция ЮНИДРУА "О международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей".1995г., Рим.

5. Решение Комиссии таможенного союза № 168 от 27 января 2010 года "Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".