Смекни!
smekni.com

Договорная теория возникновения государства и права (стр. 5 из 10)

В XIII в. до н.э. на Балканы вторглись дикие племена, назван­ные античными историка-ми «дорийцами». Под натиском этих варварских народов рухнули древнейшие греческие царства. Го­рода были разрушены, значительная часть населения уничтоже­на. Постепенно были утрачены навыки ремесла и письменности.

Особенности повседневной жизни людей, населявших Грецию в XI-IX вв. до н.э. извест-ны нам во многом благодаря «Илиаде» и «Одиссее» - двум эпическим поэмам, созданным в первой по­ловине VIII в. до н. э. и приписываемым полулегендарному по­эту Гомеру. По сло-жившейся традиции период древнегреческой истории XI-IX вв. до н.э. называется «гомеров-ским».

В гомеровский период Афины постепенно развиваются и ук­репляют свой военный и экономический потенциал. Аттика (об­ласть, над которой господствовали Афины) в меньшей степени пострадала от дорийского нашествия, и это обстоятельство во многом способство-вало ее будущему расцвету. Аттическая Гре­ция подразделялась на роды, братства (фратрии) и племена (филы). Каждая фила имела свои простейшие органы управле­ния: Народное со-брание (экклесия), войско и царя (филобасилея). Высшим властным институтом считалось Народное собра­ние, куда имели доступ все свободные люди, имевшие право носить оружие. Царь не мог решать важные вопросы жизни общи­ны, не посоветовавшись с войском и не по-лучив его согласия на те или иные действия. В действительности возможности Собрания бы-ли весьма ограничены: его ход, а также его постановления во многом предопределялись предваритель­ным решением аристократических кругов.

Наряду с письменными и другими материальными источни­ками поэмы Гомера рас-крывают перед нами картину достаточно примитивного социального устройства. Древне-греческое обще­ство этого периода стоит на пороге образования классов и орга­нов государ-ственной власти. Среди массы рядовых членов об­щины уже сформировалась группа знати, но ее могущество не было абсолютным и основывалось в значительной степени на автори-тете военной силы.

Древняя Аттика представляла собой конгломерат небольших и независимых друг от друга общин. В них постепенно слабела власть царей и усиливалось влияние аристократов (эвпатридов или «благороднорожденных»). К VIII в. до н.э. завершился процесс объединения аттических фил в единое государство. Греки назвали это явление синойкизмом или «сселени-ем». Афины на­чинают доминировать над всей территорией Аттики, создается единый Совет и общая система органов власти для всех фил.

Постепенно община приобретает качественно новые полити­ческие основы своего су-ществования. В условиях постоянной уг­розы нападения извне особенно актуальной была проблема за­щиты поселений от агрессивных соседей. Совместное участие в таком важ­ном деле, каким было несение воинской службы, неизбежно при­водило к распространению прин-ципа равенства и на другие сфе­ры жизнедеятельности общины, среди которых важное место занимало управление государством.

Политическими правами в аттической Греции (как и в других регионах Эллады) обла-дала определенная часть населения. В категорию полноправных граждан включались мужчи-ны, достиг­шие совершеннолетия, обладавшие земельной собственностью и способные нести военную службу.

Территория, управлявшаяся при самом широком участии насе­ления, получила название полиса. В дальнейшем, рассматривая особенности народовластия в Афинах, мы должны пом-нить о его полисной основе. Взаимоотношения человека и государства име­ли здесь ряд харак-терных черт. Каждый член полиса должен был проявлять высокую политическую актив-ность, выполнять воен­ные, дипломатические или иные поручения, данные ему от имени общи-ны. Равенство прав и обязанностей предполагало равную ответственность, лежащую на всех членах коллектива: «Так как надежды при опасностях были у всех одинаковы, то они (афи­няне - Прим, авт.) жили с чувством гражданской свободы в душе»[14].Другой существенной сторо-ной полисного устройства было подчинение воли отдельного человека общему решению. По-становления, принятые большинством голосов, были обязательными к исполнению.

Важным этапом в истории Афин стал рубеж VII-VI вв. до н.э. Имущественное рассло-ение в обществе достигло в это время значительных масштабов. В условиях постоянных на-бегов агрессивных соседей, частых неурожаев, неблагоприятных природных факторов, рядо-вые земледельцы были вынуждены прибе­гать к помощи знати. Аристократия стремилась ис-пользовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. В качестве залога бедняки зачастую могли предоставить лишь свою личную свобо­ду. В результате тысячи людей попадали в дол-говое рабство, теряли экономическую независимость и свободу.

В государствах Востока этот процесс закончился переходом большей части свобод-ных общинников в категорию зависимого населения. Но в античных обществах и, в частнос-ти, в Древних Афинах, благодаря особенностям полисного устройства, удалось приостано-вить ход разорения граждан. Ряд факторов, среди ко­торых не последнюю роль играл рост об-щественного сознания граждан, позволил выдающемуся мыслителю и государственному дея-телю Афин Солону осуществить преобразования, которые зна­чительно расширили права граждан и способствовали сохране­нию и упрочению основ полисной демократии.

Солон стал первым архонтом в 594 г. до н.э. Система органов власти Афин включала в это время Народное собрание, Ареопаг, Совет, Четырехсот, коллегию архонтов и некоторые другие магистратуры. Ареопаг представлял собой совет старейшин и родовой знати. Его члены (а эта должность была пожизненной) наблюдали за соблюдением законов гражданами и дол-жностными лицами, уча­ствовали в формировании коллегии архонтов. Совет Четырех­сот представлял Народное собрание в перерывах между его за­седаниями. Реальная власть нахо-дилась в руках девяти архон­тов («начальствующих»). Архонт-эпоним возглавлял городские власти, его именем назывался текущий год. Архонт-басилей руководил проведением общепо-лисных празднеств в честь богов и древних героев, совершал наиболее важные жертвоприно-шения. Данные представительские функции, имевшие сакральную осно­ву, делали эту долж-ность весьма авторитетной в глазах жителей города. Архонт-полемах командовал войсками. Шесть архонтов-фесмофетов ведали правовыми вопросами.

По предложению Солона были произведены изменения в го­сударственном устройстве Афин. К участию в непосредствен­ном управлении городом были привлечены в той или иной мере все полноправные жители полиса. Объем политических прав афинских граждан и при Солоне во многом зависел от уровня их богатства, но его законодательство положило предел порабо­щению свободных людей (было отменено долговое рабство) и четко определило сте-пень участия в государственных делах всех социальных групп.

Солон вводит имущественные цензы для граждан: «На осно­вании оценки имущества он ввел разделение на четыре клас­са ... - на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фе-тов. Притом все вообще должности он предоставил исправлять гражданам из пентакосиоме-димнов, всадников и зевгитов - должности девяти архонтов, казначеев, полетов, одиннадца-ти и колакретов.., а тем, которые принадлежат к классу фе­тов, дал участие только в народ-ном собрании и судах. К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто со своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди, которые могли содер­жать коня... К классу зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а ос­тальные - к классу фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности»[15].В соответствии с этим делением афиняне, входившие в три первые цензовые группы,законодательно закрепили свое право занимать высшие государст-венные должности. Отныне началь­ником полисного войска (стратегом) мог быть только зем-ле­владелец. Попавшие в разряд фетов участвовали в выборах долж­ностных лиц,но сами не мог-ли исполнять никакой государствен­ной службы.

Высшим органом власти в Афинах становится Экклесия. Со­лон строго обозначил обя-занности Народного собрания, проце­дуру его созыва и проведения. Собрание проводилось практиче­ски каждую неделю (всего сорок раз в году, не считая чрезвы­чайных). К числу его важнейших функций относились объявле­ние войны и мира, издание законов, избрание дол-жностных лиц афинского государства, принятие специальных постановлений. Воля народа, выраженная путем общего голосования в Собра­нии, приобретала силу закона (нома), обя-зательного для всех. Постановления Народного собрания (псефисмы) начинались со слов: «Совет и народ решили».

В противовес Ареопагу усиливается влияние Совета четы­рехсот (Буле). В него входи-ло по сто представителей ото всех афинских фил. Совет рассматривал законопроекты, преж-де чем они поступали на утверждение в Народное собрание. При Соло­не функции Ареопага изменились. Ранее он назначал архонтов по своему усмотрению. Теперь Ареопаг лишился этого важного права, а должность архонта стала избираемой по жребию. Отны­не совет Арео-пага занимался главным образом наблюдением за исполнением законов. В его руках еще ос-тавался ряд полномо­чий: он мог привлекать к ответственности должностных лиц, опротесто-вывать решения Совета и Собрания.

Народное собрание стало избирать Гелиэю - народный суд, куда входили и члены низ-шей, четвертой имущественной груп­пы. Число судей было значительным. В V веке до н.э. оно достигало шести тысяч человек (пять тысяч действующих судей и одна тысяча запасных). Большое количество судей должно было, по мнению афинян, сделать невозможным их под-куп, а следова­тельно, гарантировать справедливость процесса. Для формиро­вания коллегии судей ежегодно составлялся список, куда по жребию попадали афиняне независимо от знатнос-ти и богатства, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.