Смекни!
smekni.com

Презумпция невиновности (стр. 12 из 14)

частноправовых отношений. Она возникает с момента рождения человека (а по отношениям наследования учитываются и права еще не родившегося ребенка ) и прекращается с его смертью (по отношениям наследства воля наследодателя учитывается и защищается после его смерти). Все граждане России(как и граждане в других государствах) имеют равную и полную (по объему) правоспособность. Для иностранцев могут быть установлены ограничения, защищающие права граждан государства (необходимость получения лицензий, квоты на въезд в страну, ограничения права занятия некоторых должностей — капитанов судов, авиалайнеров и т.д.).

Дееспособность физических лиц возникает с достижением возраста, когда подросток приобретает способность сознавать значение своих поступков и руководить своими действиями. Полная дееспособность в России возникает с восемнадцати лет ( в ряде других государств — с двадцати одного года ). Однако в гражданском праве заключение мелких бытовых сделок разрешено с более раннего возраста.

Малолетние дети признаются правоспособными и имеющими

право на жилье, наследство, личные вещи, но являются недееспособными. Их интересы представляют и защищают законные представили — родители и опекуны. Недееспособные (полностью или частично) также умалишенные, признанные таковыми по решению суда.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество право дееспособности.

Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом (уставным и иными фондами), могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцами и

отвечиками в суде (ст. 48 КГ). Подробно права организаций как юридических лиц регулируются главой 4 ГК российской Федерации.

Правосубективность юридического лица в отличие от правосубъектности лица физического является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, предприятия или учреждения, определенным в уставе. Поскольку цели и задачи организации, выступающих юридическими лицами, чрезвычайно разнообразны, то для них не может и не должно быть равной правосубъектности. Специальная правосубъектность означает, что ее объем и содержание у разных организаций существенно различаются.

В области публичного права органы государства выступают как самостоятельные субъекты, обладающие полномочиями по осуществлению властных функций законодательной, исполнительной

и судебной ветвей власти. Правовой статус государственного органа

очерчивается его компетенцией. Только прямо указанные в законе полномочия (властные права и обязанности ) составляют его правовой статус. Выход государственного органа за пределы своих полномочий , так же как и неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным, незаконным действием.

Должностные лица органов управления, судьи и судебные исполнители также наделяются законом определенным правом статусом в рамках своей компетенции и обязаны действовать в его пределах.

В пределах решения и действия органов государства и должностных лиц обязательны для всех других субъектов права, которые должны выполнять предписание органа и должостного лица.

2.2.5 Правоотношения понятия.

Элементы и их содержание.

Правоотношение — это объективно возникающая в обществе в соответствии с законами, даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и регулируют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом, или в лице определенных органов.

Правоотношения определяют конкретное поведение, деятельность сторон и вносит элемент порядка в общественную практику, формируя и реализуя общественную волю.

Оно имеет социально-- экономическую основу и собственные юридические свойства.

Их юридическая специфика в том, что:

во первых, участниками правоотношений могут быть только

субъекты права, т.е. лица обладающие правосубъектностью;

во вторых, основная масса правоотношений, предусматривающих их юридических норм, не возникает.

в третьих, для правоотношений характерна специальная связь сторон и форме взаимных прав и юридических обязанностей.

в четвертых, и основе возникновения правоотношений лежит юридический факт (фактический состав).

в пятых, правоотношения возникающие на основе юридических норм, гарантируются и сохраняются государством.

Структуру правоотношений образуют субъекты (физические и юридические лица), объекты (материальные и не материальные блага) содержание (материальное дозволенное поведение обязанного лица, юридические субъективные права и юридические обязанности).

3.Конституционное право

3.1пределы вмешательства федеральных властей в право субъектов РФ.

Начавшаяся в 1993 году конституционно-правовая реформа изменила формировавшуюся десятилетиями систему отечественного законодательства. Ее темпы и масштаб были настолько велики, а вновь складывающиеся общественные отношения столь нетипичны, что в их законодательное регулирование конституционным путем были включены представительные органы, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Если по Конституции РСФСР 1978 года правом принимать собственные законы обладали лишь автономные республики, то с 1993 года свое законодательство вправе стали иметь все субъекты РФ.

Данная практика вполне объяснима требованиями, выдвинутыми принципиальными изменениями в экономике и общественном строе России, но в ряде отраслей законодательства она не вполне оправдана, а где-то подчас и недопустима вовсе.

Именно в данном контексте представляется мне нелогичное развитие одного из институтов муниципального права - законодательства о муниципальной службе. Наделав много шума, как для непосредственных субъектов указанных правоотношений, так и вокруг них в общественном сознании, во многих моментах так и не реализовавшись на практике, законодательство о муниципальной службе уже сейчас нуждается в серьезном изменении.

Федеральный закон от 8 января 1998 года "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" в пункте 7 части 1 статьи 5 устанавливает единство основных требований к муниципальной службе в качестве одного из основных принципов муниципальной службы в Российской Федерации. В то же время, установив ряд запретов и гарантий муниципальной службы, федеральный закон состоит, в большинстве своем, из отсылочных норм, корреспондирующих к законам субъектов Российской Федерации, уставам и иным нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

Таким образом, в законе заложено ключевое противоречие, имеющее крайне негативные практические последствия.

Статья 2 указанного закона определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной. Отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, подлежат регулированию законодательством о труде с особенностями, установленными законодательством о муниципальной службе.

На какую же муниципальную должность принимается работник при первом поступлении на муниципальную службу и по какой проходит муниципальную службу при дальнейших перемещениях.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» в статье 8 «Классификация муниципальных должностей муниципальной службы» установил:

«Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации».

Сравнительный анализ основных муниципальных должностей ряда городов Урала, Сибири и Дальнего Востока показал, что все муниципальные должности, также как и государственные должности подразделяются на пять групп:

1. высшие муниципальные должности;

2. главные муниципальные должности;

3. ведущие муниципальные должности;

4. старшие муниципальные должности;

5. младшие муниципальные должности.

Но распределение муниципальных должностей по группам в разных городах проведено различно.

Так должность заместителя мэра в ряде городов отнесена к высшей группе муниципальных должностей (Новосибирск, Барнаул, Благовещенск, Екатеринбург, Кемерово, Курган, Хабаровск), а в ряде городов (Иркутск, Пермь, Тюмень, Чита) к главной группе муниципальных должностей.

Должность начальника управления в Новосибирске, Кемерово является высшей муниципальной должностью, в Барнауле, Благовещенске, Екатеринбурге, Кургане, Хабаровске - главной, а в Иркутске, Перми, Тюмени, Чите - ведущей муниципальной должностью.

Должность начальника отдела в Новосибирске отнесена к главной муниципальной должности, в Барнауле, Благовещенске, Екатеринбурге, Кемерово, Кургане, Хабаровске - к ведущей, в Иркутске, Перми, Тюмени, Чите это старшая муниципальная должность.

Должность главного специалиста в Кургане отнесена к ведущей муниципальной должности, в Новосибирске, Барнауле, Благовещенске, Екатеринбурге, Кемерово, Тюмени, Хабаровске - к старшей, в Иркутске, Перми, Чите к младшей муниципальной должности.

Анализируя характер деятельности в органах местного самоуправления, можно все должности разделить на пять групп:

1. должности, исполнение обязанностей по которым, как правило, связано с деятельностью учетно-статистического, делопроизводственного и иного вспомогательного характера;