Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ форм правления в зарубежных странах (стр. 1 из 4)

I. Понятие формы правления и государственного режима

¨ Определение формы правления.

“Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести при­знаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.

Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.”1Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соот­ветствующего общества.

Форма правления имеет основополагающее значение для изу­чения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или на­родовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов госу­дарственной власти, установленной конституцией соответствующе­го государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появле­нием и укреплением народного представительства, формы правле­ния стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламен­том, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномо­чия, - словом, как устроено разделение властей.

¨ Классификация форм правления.

“История знает два вида органов, обладающих верховной (высшей) властью - единоличные и коллеги­альные. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, им­ператору, королю, шаху), поэтому и форма правления в таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган - это парламент, конгресс, Государственная Дума, - избираемый на­родом и осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный ор­ган, называется республикой.”2Разновидности монархии и республики определяются соотношением полномочий законодательной и испол­нительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монар­хии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установ­лением республиканской формы правления. Однако в ряде высоко­развитых стран монархия сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в отдель­ных странах после более или менее длительного периода респуб­ликанского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931 г., а в 1947 г. фашистский диктатор Ф.Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 г., причем в 1978 г. актив­но защитил становящуюся демократию от попытки фашистского пут­ча.

II. Монархия

¨ Понятие.

В переводе с греческого (monarchía) данный термин означает единовластие, единодержавие. “В рабовладельческих государствах выступала, главным образом, как неограниченная деспотия, иногда как теократия. Однако сейчас она, как правило, существует в виде ограниченной, конституционной монархии:власть монарха ограничена на основе конституции, т.е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные – правительству”3, но юридически монарх считается носителем исполнительной власти.

Как форма правления монархия имеет длительную историю. Одной из ее первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Еги­пет). Монарх-деспот об­ладал неограниченной властью, признавался единоличным пра­вителем, руководителем ирригационных сооружений, был вер­ховным судьей, во время войны становился во главе войска.

В современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Монарх получает “вер­ховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не не­сет никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается от­странение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.”4

Эта власть неред­ко обожествляется. Так, в Древнем Египте он признавался сыном бога солнца. В Японии Император до 1945 г. считался сы­ном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что фе­одалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенарод­ных), чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конститу­ций монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 г., "Импера­тор является символом государства и единства народа, его ста­тус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть". Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978г.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризу­ется монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях мо­нарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем монар­хические формы правления (степень участия населения в формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосре­доточенной в руках монарха).

¨ Абсолютная монархия.

Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV-XIX вв., когда была преодолена феодальная раздроблен­ность и созданы централизованные государства (особенно в период позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызрева­ют зачатки индустриального). Примером такой монархии может слу­жить Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др. Однако следует заметить, что абсолютные монархии — ка­тегория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам абсолют­ные монархии, выполнив свою историческую миссию, в боль­шинстве стран мира либо видоизменились, либо были уничтожены в ре­зультате буржуазных революций (как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.).

Характеризуется монархия тем, что в руках монарха сосредотачи­вается вся полнота государственной власти. Он сам издает зако­ны, может непосредственно руководить административной деятель­ностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юри­дически, хотя политически, морально-этически, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия - раритет (чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные "конституции" ([<фр. octroyer жаловать, даровать] – конституции, данные властью монарха, а не установленные парламентом; являются, как правило, классовым соглашением буржуазии с монархией), однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" была, например, Временная конституция Катара 1970 г.

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высши­ми духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит пра­вящей семье, которая на своем совете решает, в частности, воп­росы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха), может заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный полити­ческий режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

“В абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства. Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем заговора (пример тому — эпоха дворцовых переворотов в России 1725—1761 гг. и убийство императора Павла I в 1801 г.) или добровольное отречение, от престола (в России, например, императора Константина в 1825 г. и Николая II — в 1917г.).”5

¨ Дуалистическая монархия.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии дейст­вуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.).Это первоначальная форма ограни­ченной (или конституционной) монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во вся­ком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских состоит в сосре­доточении в руках монарха бóльших полномочий в сфере госу­дарственной власти.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их (если избирательное право цензовое). Исполнительная власть принадле­жит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадле­жит монарху, но может быть более или менее независимой.