Смекни!
smekni.com

Формы реализации права (стр. 3 из 5)

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, ис­полнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организую­щая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается об­щест­венная жизнь путём установления чётких организационных начал взаимоотно­шений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определённых вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана с особыми приёмами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокура­тура, милиция и т. д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.); некоторые общественные организации (товарище­ские суды, профсоюзы).

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в пра­воприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется приме­не­ние права (например, заявление гражданина о приёме на работу или назначении пенсии и т. д.)

Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализо­вать её. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприме­нителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а по­требностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятель­ность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права. [5]

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных пра­вовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обя­зан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интере­сов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. – такова за­дача субъектов правоприменения».[6]

Субъект правоприменения – это наделённый государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, уста­новленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению закон­ности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

В-четвёртых, применение права как самостоятельная форма реализации – слож­ная, поскольку её осуществление проявляется в сочетании с иными формами реа­лизации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникнове­нии друг в друга.

В-пятых, применение права – это не одноактное действие, а определённый про­цесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической ос­новы дела и т. д.).

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуаль­ного акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Необходимость применения права в определённых сферах общественных отно­шений диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного ор­гана или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т. д.) б) когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует пре­пятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей; в) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим; г) когда обществен­ное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью про­верки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии канди­дата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГАИ, нотариальное удосто­верение купли-продажи домостроения и т. д.); д) когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.

Всё изложенное позволяет сделать вывод, что применение права – важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности. Под применением права следует понимать осуществляемую в специ­ально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Стадии правоприменительного процесса.

Применение норм права - сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия- установление фактических обстоятельств юридического дела. Вто­рая- выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению. Третья стадия- принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Пер­вые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается приме­нение права, очень широк. При совершении преступления – это лицо, совершившее преступление, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосто­рожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, её содержание, действия, совершённые для её исполнения, взаимные претензии сторон и т. д.

Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому пра­воприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются до­казательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафикси­рованными в документах (показаниях свидетеля, заключениях экспертов, протоко­лах осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (на­пример, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гра­жданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработ­ной платы и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоя­тельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допус­тимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т. е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает насту­пление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственно­сти). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отноше­ние к рассматриваемому делу.

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определён­ные процессуальными законами средства показывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомлённости (ст. 74 Уголовно-процессуального ко­декса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обяза­тельно проведение экспертизы (п.1 ст.79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения ссуда (п.1 ст.306 ГПК), приговора (п.1 ст.342, 343 УПК).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, то есть их юриди­ческой квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, кото­рая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путём сравнения фактических обстоятельств ре­альной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует вы­брать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чём тут трудно­сти?

Основная трудность заключается в том, что даяно не всегда подлежит примене­нию норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: ''Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.'' (ч.1 ст.54 Конституции РФ); ''законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.(ст.57 Конституции РФ.); ''Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в дей­ствие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ч.1 ст.4 ГК РФ) и т. д. Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой си­туации, – когда начинают ''подгонять ''факты под гипотезу избранной нормы. В юри­дической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к из­менению юридической квалификации.