Смекни!
smekni.com

Эволюционные и революционные изменения в форме государства (стр. 2 из 18)

3. Исследовать изменения в форме правления, произошедшие как естественным, так и насильственным путём, обратив особое внимание на различия в правовом статусе главы государства (президента) как индикатора процесса политической трансформации;

4. Выявить соотношения политических режимов и форм правления, исследовав политическую историю пяти ведущих мировых держав в XX столетии;

5. Исследовать эволюционные и революционные изменения в форме территориально-государственного устройства, выделив важнейшие закономерности и возможные пути развития федерализма в России и в мире.

Из нормативно-правовых источников в своей работе я использовал Конституцию Российской Федерации, а также ссылки на основные законы зарубежных государств, приводимые в монографиях и научных статьях.

Кроме того, мною использовались учебники и периодическая литература.

Структура моей работы построена в строгом соответствии с задачами исследования. Две первые главы последовательно раскрывают особенности трансформации политических режимов государства и форм государственного правления. Заключительная глава посвящена теоретическим и практическим аспектам федерализма, институту, по сей день претерпевающему многообразные и радикальные изменения.


1 ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ГОСУДАРСТВА

1.1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

В начале своей работы я хочу привести определения основных понятий, которыми буду пользоваться в дальнейшем, чтобы уточнить предмет исследования и избежать терминологической путаницы.

Итак, форма государстваэто его устройство, выра­жающееся в характере политических взаимоотношений меж­ду людьми, между людьми и государством, между государ­ством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государ­ственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территори­ально-государственного устройства)[4].

В разных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Как было сказано выше, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Появившись в научном обороте в 60-е годы прошлого века, категория «политический режим», по мнению одних учёных, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим должен быть вообще исключён из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима[5].

В узком смысле, политический режимэто совокупность приёмов и способов государственного руководства, а в широком, он включает в себя уровень гарантированности прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых норм политическим реалиям, характер отношения местных и центральных властных структур к правовым основам государства и общественной жизни[6].

В соответствии с двумя типами политических систем современная теория государства различает два основных ти­па политических режимов: демократический и тоталитарный. Эта классификация восходит ещё к Платону, выделявшему, помимо "наилучшего государства", тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользо­ваться современной терминологией, есть тоталитаризм.

Тимократия и олигархия были историей преодолены (пер­вая — полностью, вторая — частично), а демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствую­щие формы. Конечно, их современное истолкование отлича­ется от платоновского. Государствоведческая мысль XX ве­ка противопоставляет демократию как политическую форму, обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической реакции, тогда как у Платона обе они суть фор­мы вырождения "наилучшего государства". Правда, тирания (платоновский эквивалент современного тоталитарного режи­ма), в этой градации занимает последнее место и потому стра­дает наибольшей вырожденностью[7].

Сравнение платоновской концепции политических режимов (государств) с современ­ным государствоведением свидетельствует, что в ней содер­жатся в зародыше практически все элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня формируются политические теории: и типология политических режимов (госу­дарств), и их историческая последовательность, и закономер­ности их смены, и формы перехода от одного типа государ­ства к другому (например, революция, гражданская война), и даже указания на источники исторических изменений, сре­ди которых Платон обозначает и то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование индивидуальных суверенных субъектов, являющихся собственни­ками экономических условий своей жизни и строящих отно­шения друг с другом на основе обмена и договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой, обязательной для всех официальной государствен­ной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и поли­тические средства ее достижения;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных по­литических партий, отражающих социальную дифференциа­цию гражданского общества;

3) ограничение политической роли партий участием в вы­борах, на которых они выступают с разработанной избира­тельной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;

4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашения между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и полу­чению решающей роли в государственном управлении; пред­полагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкурен­ции внутри гражданского общества;

5) существование не определяющего государственную по­литику и потому не несущего за нее ответственность мень­шинства, в функцию которого входит оппозиционная полити­ческая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государствен­ного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

6) наличие политических свобод (гласность, свобода сло­ва, печати, уличных шествий, демонстраций, самодеятельных митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суве­ренные субъекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Реализация названных предпосылок и делает политиче­ский режим демократическим.

Главное в политическом режиме — порядок и условия фор­мирования государственной власти. Условия демократии, как обычно предполагается, обеспечивают в этом процессе реша­ющую в конечном счете роль народа. Иначе говоря, демокра­тический режим делает возможной последовательно опреде­ляющую связь населения с партиями, партий через перио­дически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнитель­ной. Считается, что такой порядок — и в этом видится чуть ли не главное достоинство демократического политического режима — обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом не обладает. Для него характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитар­ного контроля над политикой, экономикой, культурой и бы­том. Идеологическое и организационное единство обеспечи­вается политическим господством Партии, возглавляемой Во­ждём. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управле­ния преобладает политическое и физическое насилие, поли­цейский и жандармский террор.

Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Чехословакии, Венгрии, во многом Польши и, быть может, СССР, тоталитарный политический режим спо­собен к самоизменениям с постепенным и относительно мир­ным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае, такого рода переход успешно осуществлён в Испании, Греции, Чили, отказавших­ся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.

Политический режим авторитарного типа — третий его вид, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократи­ческим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

Переходный, промежуточный характер авторитарного ре­жима определяет "размытость", нечёткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократизма. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нём нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая за­меняется идеологическими конструкциями типа теории наци­онального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.