Смекни!
smekni.com

Преступления против безопасности движения транспорта требуют адекватного наказания (стр. 2 из 2)

В соответствии со ст. 86 УК РСФСР в редакции Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., добросовестно просуществовавшей в условиях мирного времени и отсутствия угрозы совершения террористических актов до 1 января 1997 г., ответственность предусматривалась за умышленное разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации, которое повлекло или МОГЛО ПОВЛЕЧЬ (выделено авт. - Ред.) крушение поезда, аварию корабля или нарушение нормальной работы транспорта и связи. Санкцией статьи предусматривалось наказание в виде лишения свободы от трех до пятнадцати лет.

Для сравнения: санкцией ч. 1 ст. 267 УК РФ за совершение тех же действий в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека предусмотрено наказание в виде лишения свободы до четырех лет, а санкцией ч. 3 в случае причинения по неосторожности смерти двум или более лицам - от шести до десяти лет.

Ранее существовала и соответствующая следственная и судебная практика в отношении преступных посягательств на объекты транспорта. Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 декабря 1980 г. N 6 (в редакции Постановления от 21 декабря 1993 г. N 11) "О практике применения судами Российской Федерации законодательства при рассмотрении дел о хищениях на транспорте" было жестко определено, что если хищение государственного имущества на транспорте сопряжено с умышленным разрушением или повреждением путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи и сигнализации, которые повлекли или могли повлечь крушение поезда, аварию корабля или нарушение нормальной работы транспорта и связи, то действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса об ответственности за хищения и ст. 86 УК РСФСР.

Равным образом сегодня не применяется ст. 263 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации работниками транспорта, в связи с тем, что законодатель исключил из числа уголовно наказуемых деяний признаки преступления, ранее предусмотренные ст. 85 УК РСФСР.

Для примера приведем один факт. 30 декабря 2004 г. пассажирский поезд "Кисловодск - Новокузнецк" на перегоне Проектная - Мереть совершил наезд на рельс, по грубейшей небрежности оставленный работниками дистанции пути непосредственно на железнодорожном пути во время работ. Рельсом повреждено 4 опоры контактной сети на одном пути и 2 на другом, в результате чего контактная сеть на участке оказалась обесточенной. Создалась реальная угроза наступления тяжких последствий в виде крушения поезда. По счастливой случайности, из-за того, что машинист поезда не набрал установленную на участке скорость, не случилось схода локомотива и пассажирских вагонов.

В соответствии с действующим законодательством Беловской транспортной прокуратурой по этому факту в отношении работников дистанции пути принято вынужденное решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Считаем крайне необходимым внести изменения в ст. ст. 263 и 267 УК РФ. Изложить их диспозиции с учетом признаков, ранее изложенных в диспозициях ст. ст. 85 и 86 УК РСФСР.

Полагаем, что изменения закона в сторону его ужесточения значительно повысят эффективность борьбы с преступными посягательствами на безопасную работу транспорта.