Смекни!
smekni.com

Невский проспект - лицо города (стр. 2 из 9)

В Доме искусств устраивались открытые литератур­ные вечера. Здесь выступали А. А. Блок, К. И. Чуковский, А. Ф. Кони, В. В. Маяковский; в 1920 году здесь принимали известного английского писателя-фантаста Г. Уэллса, который после поездки в Россию написал книгу «Россия во мгле». В то время, когда работали лишь редкие типографии, выступления писателей с чтением своих новых произведений, часто еще не опубликованных, приобретали особое значение.

С Народного моста через Мойку (раньше он назывался Зеленый, затем Полицейский) открывается перспектива застройки набережной Мойки. Слева виден уже знакомый Певческий мост. Большой участок набережной занимает восточный корпус здания Главного штаба и министерств.

Па том участке набережной, где стоит дом № 40, с 1770-х годов в течение столетия находилась гостиница Демута. Здесь останавливались, а иногда и подолгу жили А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич, П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев. В октябре 1828 года в гостинице Демута А. С. Пушкин написал поэму «Полтава». Здание несколько раз перестраивалось.

За мостом на правую сторону Невского проспекта и набережную Мойки обращены фасады трехэтажного здания, которое отличается необычайной пышностью, торжествен­ностью, декоративностью. Глядя на него, вы, возможно, невольно вспомните архитектурный облик Зимнего дворца. Это Строгановский дворец. Барон С. Г. Строганов заказал проект дворца Ф.-Б. Растрелли; дворец возводился в 1753— 1755 гидах. Это самая старая постройка на Невском из тех, что сохранились до наших дней. На фронтонах дворца изо­бражен герб Строгановых: щит, который держат два соболя, символизирующие сибирские земли,— Строгановы участво­вали в присоединении Сибири к России.

Это был один из богатейших родов в России. Строгановы владели солеварнями на Урале, железоделательными и ме­деплавильными заводами, обширными землями в Сибири, десятками тысяч крепостных. Балы, маскарады, концерты итальянской оперы, различные театральные представления, которые устраивали у себя Строгановы, посещала петер­бургская знать, придворные, иностранные дипломаты.

Строгановы многое сделали для развития культуры и образования в России. А. С. Строганов принимал деятельное участие в создании Публичной библиотеки, занимал долж­ность президента Академии художеств. Он подписал «воль­ную» своему крепостному А. Н. Воронихину — будущему выдающемуся архитектору, автору Казанского собора. Во-ронихин построил для Строгановых новый трехэтажный кор­пус во дворе, перестроил интерьеры парадных залов. По его проекту во дворце была построена галерея для огромной коллекции живописи, которую собрал А. С. Строганов.

На литературных вечерах во дворце Строгановых читал свои произведения Г. Р. Державин; А. С. Строганову поэт посвятил стихотворение «Любителю художеств», а компо­зитор Д. С. Бортнянский создал на этот текст кантату. Впервые она исполнялась в стенах Строгановского дворца.

ЗДесь читали свои произведения Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич. У Строгановых можно было встретить известных художников, скульпторов, архитекторов.

За Строгановским дворцом по левому берегу Мойки в середине XVIII века создавались типичные для того времени усадьбы: в глубине парадного двора за оградой с въездными воротами располагался главный корпус с флигелями по сторонам. Образцы таких усадеб — дома №48 и 50 по набережной Мойки. Первый из них — бывший дворец гет­мана Украины, президента Петербургской Академии наук К. Г. Разумовского — возведен в 1762—1766 годах архи­текторами А. ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Следующий — бывший дворец Штегельмана, сооруженный Ф. Б. Растрелли, позднее перестроенный.

В конце XVIII века оба здания передали Воспитатель­ному дому, а затем Николаевскому сиротскому институту. Еще один корпус бывшего Воспитательного дома с шести колонным портиком (дом № 52) был перестроен архитек­тором П. С. Павловым в 1839—1843 годах. Перед ним в 1868 году установлен бронзовый бюст И. И. Бецкого — основателя Воспитательного дома и ряда других учебно-вос­питательных учреждений в России. Автор бюста Бецкого — скульптор Н. А. Лаверецкий. Завершает ансамбль здание бывшего училища глухонемых, главный фасад которого об­ращен на Гороховую улицу (дом № 18). Оно перестроено в 1844—1847 годах архитектором П. С. Плавовым. Все эти здания ныне занимает Петербургский педагогический уни­верситет (в недавнем прошлом Педагогический институт имени А. И. Герцена, учрежденный в 1918 году). В сквере напротив главного входа в университет в 1961 году уста­новлен памятник основоположнику русской педагогической науки К. Д. Ушинскому работы скульптора В. В. Лишева. В институте работали крупнейшие ученые с мировым именем — востоковед С. Ф. Ольденбург, ботаники В. Л. Комаров и Н. А. Максимов, минералог А. Е. Ферсман, химик С. В. Лебедев, океанограф и картограф Ю. М. Шокальский, историк Е. В. Тарле и В. В. Струве, литературовед В. А. Десницкий.

На правом берегу Мойки, в доме № 61, размещается Петербургский университет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича, готовящий специалистов по радио- и электро­связи и радиоэлектронике. В организации института, созданного в 1930 году, принимали участие выдающиеся ученые — М. А. Бонч-Бруевич, А. Л. Минц, В. В. Татаринов и другие.

Этот большой дом, построенный в 1850-х годах архи­текторами Р. А. Желязевичем и Н. П. Гребенкой, хорошо знали и петербуржцы прошлого века. В его зале, получив­шем по фамилии владельца название зала Руадзе (позд­нее — зал Кононова), Литературный фонд устраивал вечера в пользу нуждавшихся литераторов. Здесь выступали Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, играл А. Г. Рубинштейн. Вечера пользовались большой популяр­ностью. Ныне это актовый зал института.

Напротив Строгановского дворца, на противоположной стороне Невского,— здание, центральную часть которого, акцентированную четырех колонным портиком, завершает невысокий купол. Оно построено в 1830-х годах по проекту

архитектора П, Жако для Голландской церкви. В прошлом веке в доме при голландской церкви Общество поощрения художников устраивало художественные выставки; они вы­зывали неизменный интерес петербуржцев. Одно время здесь размещалась редакция журнала «Отечественные записки».

За зданием Голландской церкви, влево от Невского,— Большая Конюшенная улица, а на правой стороне Невского, напротив нее,— петербургский Дом моделей. С интересом рассматривают прохожие новые модели одежды, представ­ленные в огромных окнах-витринах. Здание построено в начале XX века.

На Большой Конюшенной в доме № 27 размещаются Театр эстрады и Петербургское бюро путешествий. Далее — огромное здание со стеклянными витринами, сооруженное в 1908—1909 годах по проекту архитектора Э. Ф- Вирриха. Это один из крупнейших универмагов города — Дом ле­нинградской торговли.

На противоположной стороне — небольшое здание Финской церкви святой Марии. Она построена в 1803—1805 годах по проекту Г. X. Паульсена, полвека спустя пере­страивалась архитектором К. К. Андерсеном, фасад пере­делал Л. Н. Бенуа. Ныне в ней размещается Дом природы.

Заканчивается Большая Конюшенная улица у Коню­шенной площади, с которой вы познакомились вчера.

С Большой Конюшенной по Шведскому переулку можно пройти на параллельную ей Малую Конюшенную улицу. Здесь вы можете увидеть здание Шведской церкви святой Екатерины. Она построена в 1780 году, позднее перестроена по проекту К. К. Андерсена.

По Малой Конюшенной вы снова выходите на Невский проспект, и перед вами открывается вид на величественное здание с широко распахнутой в сторону Невского колонна­дой. Это Казанский собор. Замечательный памятник русской архитектуры, собор сооружен в 1801—1811 годах по проекту А. Н. Воронихина. В нем хранилась старинная икона Ка­занской Божьей Матери, принадлежавшая семье Романовых. Когда Петр 1 основал Петербург, эта икона была перенесена из Москвы в новопостроенный город. Для нее и строился Казанский собор. В 1932 году, когда Казанский собор был превращен в Музей истории религии и атеизма, икону Казанской Божьей Матери перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Там она находится и сейчас.

После того как в Казанском соборе в 1813 году был похоронен М. И. Кутузов, главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном, это здание стало воспри­ниматься как пантеон русской военной славы. В Казанском соборе хранились трофейные знамена и ключи от городов, взятых русскими войсками. В 1837 году на Невском про­спекте перед Казанским собором установили памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли работы скуль­птора Б. И. Орловского.

В настоящее время произведением искусства является и чугунная ограда у Казанского собора (со стороны Казан­ской улицы), созданная А. Н. Воронихиным. В первой трети XIX века художественное литье из чугуна достигло в России своего расцвета. Из тяжелого и хрупкого металла мастера-литейщики создавали дивные узоры. Решетка у Казанского собора, представляющая по рисунку сложную растительную композицию, поражает мастерством исполнения.

На левой, четной стороне Невского проспекта, между Большой и Малой Конюшенными улицами, расположен ан­самбль зданий лютеранской Петропавловской церкви. Лю­теранский храм, построенный в 1830-х годах А. П. Брюл­ловым, стоит в глубине участка, на территории которого — до его постройки ~- с 1730 года уже существовала кирха. Справа и слева от храма — два одинаковых четырехэтажных дома, выдвинутых на красную линию застройки проспекта.

По традиции каждый лютеранский храм являлся и цен­тром культуры. Позади храма — здание немецкого Училища святого Петра — «Петершуле», основанного в 1710 году. Нынешнее здание, сооруженное в 1760—1762 годах архи­тектором М.-Л. Гофманом, позднее перестраивалось. Сейчас оно принадлежит 222-й школе — старейшей в городе. Среди воспитанников этого учебного заведения в разное время были архитектор К. И. Росси, композитор М. П. Мусоргский, известный медик К. А. Раухфус, скульптор Р- Р. Бах и многие другие известные деятели отечественной науки и культуры. В лютеранской Петропавловской церкви когда-то обучался игре на органе молодой П. И. Чайковский, а значительно позднее — в марте 1880 года — композитор присутствовал в зале «Петершуле» на торжественном кон­церте, составленном из его произведений.