Смекни!
smekni.com

Смертная казнь как вид уголовного наказания (стр. 3 из 6)

Некоторые элементы уголовно-правовых воззрений Канта были позже восприняты и развиты в «Философии права» Гегеля (1821г.). Гегель считал, что самим фактом преступления преступник дает свое согласие на применение к нему наказания. Поэтому, чтобы быть справедливым, наказание должно соответствовать природе преступления. Однако в вопросе кары за умышленное убийство Гегель остался на позициях Канта - в этом случае может быть назначена только смертная казнь.

Наиболее типичным и характерным проявлением в законодательстве идей «классической» школы был французский уголовный кодекс 1810 года, который предусматривал санкцию в виде смертной казни в 30 случаях. Французский уголовный кодекс 1810 года вместе с положениями, относящимися к смертной казни, оказал огромное влияние на все последующие развитие буржуазного уголовного права. В период наполеоновских войн он нашел прямое или косвенное применение в странах, завоеванных Францией. В ряде государств Европы и Латинской Америки он использовался как образец при подготовке проектов национальных уголовных кодексов.

Развитие уголовного права в Англии происходило особыми путями, во многом отличаясь от буржуазного преобразования уголовного права в континентальной Европе. Английская революция XVII века, по существу, не затронула феодального уголовного права, которое не изменилось в своей основе даже к началу XIX века. В период, когда французский уголовный кодекс 1810 года оказывал сильнейшее воздействие на уголовное право других стран, свыше 200 статутов английского уголовного законодательства предусматривали в качестве единственной меры наказания смертную казнь. Она грозила не только тому, кто был застигнут вооруженным или переодетым в чужом лесу, но и виновному в злонамеренной порубке или уничтожении деревьев, в злонамеренном уничтожении скота и т.п. Смертной казнью каралась карманная кража на сумму свыше 1 шиллинга, если она была совершена в церкви, на ярмарке, в других местах. Характерно, что английские юристы называли смертную казнь «основным» наказанием, а все остальные - «второстепен-ными».

Первым английским юристом, поддержавшим, хотя и в довольно робкой форме, отдельные мысли Монтескье и Беккариа, был Уильям Блэкстон, автор знаменитых «Комментариев к праву Англии» (1765-1769). Блэкстон осуждал чрезмерное увлечение смертной казнью как основной мерой наказания, призывая к периодическому пересмотру статутов, предусматривающих эту меру.

В начале XIX века борьба за реформу уголовного права, и прежде всего за сокращение сферы применения смертной казни была перенесена в британский парламент. Ее возглавил видный адвокат и член парламента С.Ромильи. Его уголовно-правовая программа состояла в том, чтобы ограничить применение смертной казни лишь тяжкими преступлениями и в этих целях пересмотреть уголовное законодательство, отменив устаревшие статуты. В результате проведенных реформ, кража без взлома из церкви, например, отныне не могла наказываться смертной казнью, но кража из церкви, сопряженная со взломом по-прежнему каралась смертной казнью.

Таким образом, средневековая сущность английского уголовного права еще долго оставалась непоколебленной. И лишь в период между 1830 и 1880 годами в Англии в результате отдельных парламентских актов была осуществлена реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила уголовное право к потребностям капиталистического общества. Одним из важнейших результатов этой реформы явилась отмена смертной казни за имущественные преступления, которые сопровождаются применением насилия к потерпевшему.

В 70-80-х годах XIX века в буржуазном уголовном праве возникло новое направление, которое в противоположность «классическому» иногда называют позитивистским. Оно было представлено двумя основными школами - «антропологической» («итальянской») и «социологической».

«Антропологи» (Ломброзо, Ферри, Гарофало), выступившие впервые в 70-х годах XIX века, рассматривали преступность как биологическое явление, а преступников - как особую породу людей, которую можно распознать по особым физическим признакам («стигматам»). «Социологи», выступившие несколько позже, в 80-х годах XIX века, заявляли, что преступность есть результат взаимодействия множества факторов (физических, индивидуальных и социальных) и что существует категория людей, находящихся в «опасном состоянии», от которых общество должно защищаться до того, как они совершат преступление.

«Антропологи» и «социологи» предлагали коренным образом реформировать уголовное право и процесс. «Антропологи» требовали широкого применения смертной казни, пожизненного тюремного заключения, ссылки на необитаемы острова и в болотистые местности, объявляя их лучшими средствами «очищения» общества от преступников и приветствовали изобретение в США электрического стула, считая его наиболее удобным способом «устранения» преступника из общества.

Во второй половине XIX века большое число сторонников «классической» школы уголовного права в ряде капиталистических государств перешло на позиции так называемой неоклассической школы. Они требовали проведения более гибкой и более либеральной карательной политики и настаивали на том, чтобы смертная казнь была постепенно устранена из системы уголовных наказаний. Этим криминалистам и другим противникам смертной казни удалось добиться успехов в некоторых государствах Европы. Так, во Франции в ходе революции 1848 года была отменена смертная казнь за политические преступления, что, однако, не помешало французской буржуазии в 1871 году после подавления Парижской коммуны устроить кровавую расправу над коммунарами, которых расстреливали по приговорам военных трибуналов, а нередко без суда и следствия.

В том же 1848 году смертная казнь за политические преступления была отменена по конституции Швейцарии, а по конституции 1874 года она была исключена и за все иные преступления, совершенные в мирное время. Большим событием в истории движения аболиционистов стала отмена смертной казни в Италиив 1889 году. В некоторых странах получила распространение практика, когда смертная казнь не запрещалась законом, но суды перестали выносить смертные приговоры. Например, в Португалии смертная казнь была фактически упразднена в 1846 году, а юридически - в 1867 году; в Нидерландах ее перестали применять с 1861 года, а юридически отменили в 1870 году; в Норвегии фактически исключили с 1876 года, а юридически оформили запрет в 1902 году, с принятием нового уголовного кодекса. Другим примером может служить Бельгия, где смертные приговоры, заменяемые актами помилования, фактически перестали приводить в исполнение с 1863 года, но законодательство продолжало предусматривать санкцию в виде смертной казни за ряд преступлений.

Таким образом, к началу первой мировой войны успехи противников смертной казни в Западной Европе были очевидными, но территориально достаточно скромными: к этому времени смертная казнь была юридически отменена либо на протяжении десятилетий фактически не применялась лишь в Бельгии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Португалии и некоторых кантонах Швейцарии.

После первой мировой войны смертная казнь была отменена в целом ряде европейских государств, хотя во многих из них была восстановлена накануне второй мировой войны либо еще раньше, в частности, там, где были установлены реакционные политические режимы, например, в Испании, в Италии, в Австрии.

Движение в пользу отмены смертной казни приобрело значительное число новых сторонников на Западе после второй мировой войны как непосредственная реакция на казни нацистами участников Сопротивления и уничтожение в фашистских лагерях смерти миллионов ни в чем не повинных людей. Сторонники движения «новой социальной защиты», возглавляемого видным французским юристом Марком Анселем полностью отрицали смертную казнь как способ проведения уголовной политики.

В результате усилий аболиционистов нормы об отмене смертной казни были включены в тексты принятых после второй мировой войны конституций целого ряда европейских государств. Правда, в некоторых конституциях (Италии, например) содержались оговорки, что смертная казнь отменяется лишь в мирное время. В ст.102 Конституции ФРГ 1949 года, напротив, было провозглашено безоговорочно: «Смертная казнь отменяется».

Новая волна отмены смертной казни в Европе приходится на вторую половину 70-х годов. После свержения режима «черных полковников» в Греции по конституции 1975 года была отменена смертная казнь за политические преступления, «кроме случаев, когда политическое преступление соединено с уголовным». Впоследствии отмена смертной казни в Греции распространилась и на общеуголовные преступления. В Португалии после апрельской революции 1974 года, свергнувшей реакционный политический режим, в конституции вновь провозглашена отмена смертной казни.

В Великобритании круг деяний, наказуемых смертной казнью значительно сократился к концу XIX века и по существу ограничивался посягательствами против личности, прежде всего убийством. В 1965 году британский парламент принял закон об отмене смертной казни за тяжкое убийствовременно, сроком на 5лет, а в 1969 году принял закон об отмене смертной казни за тяжкое убийство «навсегда». До 1988 года в британский парламент 18 раз вносились законопроекты с требованием ее восстановления прежде всего для лиц, виновных в террористических актах, приведших к гибели людей. Но каждый раз сторонники восстановления смертной казни в британском парламенте оставались в меньшинстве.

Из западноевропейских государств дольше всех смертная казнь сохранялась во Франции. Но после парламентских выборов 1981 года французский парламент принял закон об отмене смертной казни, заменив ее пожизненным заключением.

Отражением сложившейся в Западной Европе ситуации стало решение, принятое объединением государств - Европейским Советом - 28 апреля 1983 года. Страны, входящие в него, подписали «Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни». Ст.1 этого протокола гласит: «Смертная казнь должна быть отменена. Никто не может быть приговорен к этому наказанию или казнен». В ст.2 Протокола государствам-участницам разрешено введение смертной казни за преступления, совершенные во время войны либо в условиях, когда грозит ее приближение. В момент составления Протокола его подписали представители 13 стран из 21 входящей в Европейский Совет.