Смекни!
smekni.com

Убийство и проблемы его классификации (стр. 2 из 13)

Уголовный закон в равной степени считает убийством не только случай лишения жизни помимо воли потерпевшего, но и с его согласия.

При выяснении объективной стороны убийства необходимо также уделять внимание месту, времени, способам и орудиям, всей обстанов­ке совершения данного преступления. Так некоторые способы убийст­ва учитываются в качестве отягчающего обстоятельства (особая жесто­кость, общеопасный способ - п.п.”д”,”е” ч.2 ст. 105 УК РФ). Обстоятель­ством, снижающим степень общественной опасности убийства, в статьях 106 и 108 УК РФ выступает обстановка совершения преступле­ния (убийство матерью новорожденного ребенка сразу же после родов, убийство при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление).

Субъективная сторона убийства характеризуется только умышлен­ной виной. Умысел при убийстве может быть как прямым, так и кос­венным. При прямом умысле виновный сознает, что он посягает на жизнь другого человека, предвидит, что его деяние содержит в себе ре­альную возможность или неизбежность наступления смерти, и желает ее наступления. При косвенном умысле на убийство виновный осоз­нает, что он своим деянием ставит в опасность жизнь человека, предви­дит, что от этого деяния может наступить смерть, не желает ее наступ­ления, но сознательно допускает либо безразлично относится к ее нас­туплению.

Установление вида умысла имеет важную роль. Как разъясняет пос­тановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999г. покуше­ние на убийство возможно только с прямым умыслом, то есть тогда, когда деяние лица свидетельствовало о том, что он предвидел наступле­ние смерти, желал ее, но этого не произошло по причинам не завися­щим от его воли.[11] При доказанности покушения на убийство дополни­тельной квалификации по фактически наступившим последствиям не требуется.

К субъективной стороне относятся мотив, цель и эмоции, правильное определение которых играет большую роль, так как они могут высту­пать в качестве обязательных признаков состава (например, цель скрыть другое преступление является обязательным признаком убийства, квалифицируемого по п.”к” ч.2 ст. 105 УК РФ, состояние аффекта -обязательный признак ст. 107 УК РФ ) либо учитывается при индивидуализа­ции наказания в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Субъектом ответственности за убийство, предусмотренное ст. 105 УК РФ, может быть любое лицо, достигшее 14-го возраста. За остальные преступления против жизни ответственность наступает с 16-ти лет.

Составы, предусмотренные статьями 109 и 110 УК РФ включены в группу преступлений против жизни по признаку объекта преступления. Проанализируем данные составы.

По УК 1996г. причинение смерти по неосторожности не относится к видам убийства (как было в УК 1960г.), а является отдельным самос­тоятельным преступлением. Предложения на этот счет делались давно.[12]В основе убийства всегда лежит умышленное деяние, а неосторожное причинение смерти происходит при несоблюдении каких-либо правил (обращения с оружием, по технике безопасности, обычной житейской предосторожности), когда виновный не предвидит возможности наступ­ления смерти, хотя должен был и мог их предвидеть либо легкомысленно надеется с помощью каких-то реальных сил предотвратить наступление смерти.

С субъективной стороны неосторожное лишение жизни возможно как по легкомыслию, так и по небрежности. Хотя в основе причинения смерти по неосторожности может лежать и умышленное уголовно нена­казуемое деяние. Например, предположим, что виновный и потерпевший заключили спор, кто кого перетолкнет за черту, проведенную у каждого за спиной. Действие происходило в тесном помещении, обставленном мебелью с острыми углами, где хозяином был виновный. Потерпевший явно уступал по физической силе виновному. Толкать друг друга они должны были по очереди. После первого же точка потерпевший был выброшен за черту и при этом ударился головой об край шкафа, что послужило его смертью.

Причинение смерти по неосторожности следует отграничивать от преступлений с двойной формой вины. В них отношение к основному действию и ближайшим последствиям характеризуется умышленной формой вины, а к отдаленным последствиям- смерти потерпевшего -неосторожной.

Отграничение состава причинения смерти по неосторожности от других составов преступлений (ст. 105, ч.4 ст. 111 УК РФ) сходных с ним по объекту и объективной стороне следует проводить по субъективной стороне.

Ст.105 УК РФ предполагает умысел на лишение жизни, ч.4 ст.111 УК РФ - умысел на причинение тяжкого вреда здоровью, а ст. 109 УК РФ - отсутствие умысла и на лишение жизни и на причинение тяжкого вреда здоровью.

Часть 2 ст. 109 УК РФ предусматривает два отягчающих признака. Это ненадлежащее исполнение лицом своих профессиональных обязан­ностей, повлекшее смерть по неосторожности и причинение смерти по неосторожности двум и более лицам. В первом случае подразумеваются лица, которые по долгу своей службы должны были и могли предотвра­тить смерть тех, кому они не оказали должного внимания, контроля, по­мощи.

К ним относятся врачи, учителя, воспитатели, тренера, а также лица, чья профессия связана с источником повышенной опасности (например, электрики ). Ко второму относятся случаи причинения смерти по неосторожности двум и более лицам. Такие ситуации возможны у подростков при взрыве найденной гранаты, устройстве пожара из озорства и др.

Субъект преступления, предусмотренного ч.1 ст. 109 УК РФ- лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъект преступления, предусмотрен­ного ч.2 ст. 109 УК РФ, когда смерть по неосторожности причинена вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональ­ных обязанностей, - специальный; им является лицо определенной профессии, осуществляющее функции в соответствии с данной профес­сией.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.110 УК РФ выражается преимущественно в активных действиях по доведению ли­ца до самоубийства или до покушения на самоубийство. Оконченным это преступление является не только при причинении себе смерти по­терпевшим, но и при попытке самоубийства (покушения на него), поэ­тому состав данного преступления формально-материальный. Описывая объективную сторону данного преступления, законодатель указал и способы его совершения: угрозы, жестокое обращение с потерпевшим или систематическое унижение достоинства.

Угрозы могут касаться самых разных сторон жизни потерпевшего (например, оставить его без покровительства, лишить жилища и мате­риальной помощи, разгласить нежелательные сведения, лишить жизни и т.п.). Под жестоким обращением с потерпевшим понимается факти­ческое причинение ему физических страданий - лишение пищи и воды (истязание голодом), избиение, лишение медицинской помощи, а так же изгнание из жилища, помещение в заведомо не приспособленное для проживания место и др. Систематическое унижение человеческого достоинства - это ряд тождественных действий (не менее 3-х в течении фактического года), которые могут проявляться в оскорблениях, особен­но с использованием сведений о каких-то физических недостатков потерпевшего, а также травм, клевете. Семернева Н.К считает, что до­ведением до самоубийства может стать единственный случай угрозы или жестокого обращения с потерпевшим. Однако по оценке суда он должен быть настолько интенсивным, что решение принятое потерпев­шим, становится вполне объяснимым.[13]

Вменение ст. 110 УК РФ невозможно, если к самоубийству лицо по­будили чьи-то правомерные действия (задержание по подозрению в со­вершении преступления, оглашение биографических данных, выдворе­ние из неправомерно занятого помещения и т.п.). Также между деянием виновного и самоубийством потерпевшего должна существовать причин­ная связь, устанавливающая, что именно она толкнула потерпевшего на самоубийство, а не какая-то другая причина.

Субъективная сторона доведения до самоубийства вызывает ожив­ленные споры в теории уголовного права. На сегодняшний день сущест­вуют две основные позиции.

1) Вина в данном случае может быть только умышленной (умысел прямой и косвенный). Такую позицию поддерживают доктор юр. наук Дубовко О.Л. и доцент Никулин Н.И.[14] Они опираются на то, что указание формы вины в диспозиции ст. 110 УК РФ отсутствует, тогда действует положение, согласно которому вина в данном случае может быть толь­ко умышленной (ч.2 ст.24 УК указывает, что деяние совершенное по неосторожности признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной час­ти).

2) Доцент Семернева.Н.К и профессор Здравомыслов.Б.В. считают,что субъективная сторона доведения до самоубийства характеризуется неосторожностью либо косвенным умыслом по отношению к послед­ствиям. Аргументируя, что при наличии прямого умысла на доведение до самоубийства виновный должен нести ответственность за убийство.[15]

На мой взгляд, это действительно будет убийством, когда умышленно (прямой умысел) склоняют к самоубийству малолетнего, невменяемого и ограниченно - вменяемого, оказывая на него психическое воздействие и предвидя вследствие этого неизбежность лишения им себя жизни. Если же это взрослый, вменяемый человек, то виновный при доведении до самоубийства не совершает действий, кото­рые непосредственно причиняют смерть потерпевшему, бездействуя, он также лично не прекращает жизнь другого человека - причинение смер­ти себе здесь всегда опосредованно волеизъявлением человека, потерпевший должен сам лишить себя жизни.

Мотивы доведения до самоубийства могут быть различными: ко­рысть, неприязнь, хулиганство, злоупотребление властью или превышение властных (служебных) полномочий.