Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за терроризм (стр. 4 из 6)

При этом, по мнению А.В Попова для ч. 3 ст. 205 УК(в УК АР соответственно 214.2.4) свойственна двойная форма вины – умысел по отношению к действиям, и неосторожность – по отношению к наступлению последствий.

В качестве специальных целей терроризма, свидетельствующих о целенаправленном характере действий террористов, в ст. 214 УК АР названы: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Эти же цели являются обязательными и для квалификации угрозы совершения террористического акта. При этом лицо осознает, что угроза используется им как средство запугивания, терроризирующего воздействия на группу граждан, население, органы власти. Этим данная угроза отличается от обнаружения умысла на совершение рассматриваемых или аналогичных действий, а также спонтанных заявлений, особенно в состоянии опьянения.

Из анализа целей, включенных законодателем в состав терроризма, следует, что они не однородны по содержанию. Представляется, что истинно террористической целью является воздействие в конечном итоге на тех, кто может принять то или иное решение, которого добиваются террористы.

Другие цели, названные в ст. 214 УК АР, - нарушение общественной безопасности и устрашение населения – являются промежуточными для достижения конечного результата – воздействия на решение властей.

По мнению В.П. Емельянова, в качестве средства достижения цели террористов служат последствия совершения общеопасных действий или угрозы таковыми, которые приводят к информированию об этом неопределенно большого количества людей. Конечной целью, отмечает автор, выступает понуждение государства, международной организации, физического, юридического лица или группы лиц к совершению каких-либо действий или отказу от них в интересах террористов и в ущерб адресатам воздействия.

В отличие от цели, мотивы, которыми руководствуются террористы, не являются конститутивными признаками терроризма и, следовательно, на квалификацию не влияют. При этом их установление имеет большое значение, так как: во-первых, их уголовно-правовое значение связано с влиянием на назначение наказания; во-вторых, установление истинных мотивов позволяет определить психологические корни терроризма, что важно как для понимания сущности преступления, так и для выработки мер борьбы с ним.

Мотивы террористических акций могут быть самыми различными: месть на несправедливые решения, действия; мотивы, связанные с решением национальных, этнических, политических, экономических проблем и т.п.

2.4Субъект преступления

Субъект преступления, предусмотренного ст. 214 УК АР специальный (ч. 2 ст. 20 УК АР), то естьвменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Как отмечают В.С. Комиссаров и А.И. Коробеев, в современной практике террорист-одиночка встречается крайне редко. Как привило такие акции под силу лишь объединенным усилиям группы лиц. В ч. 2 ст. 214 УК в качестве квалифицированного вида терроризма предусмотрено его совершение группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом(преступной организацией). Следовательно, делают вывод авторы, субъектный состав ч. 1 ст. 214 ограничен и может выражаться либо в индивидуально действующем лице, либо в группе лиц без предварительного сговора, когда все участники выступают в качестве исполнителей (ч. 1 ст. 35 УК АР).

Глава III

Отграничение терроризма от его смежных составов

Квалифицирующие признаки терроризма аналогичны, как правило, признакам других насильственных преступлений: по предварительному сговору группой лиц, повторно, с применением огнестрельного оружия.

214.2.1 совершенные по предварительному сговору группой лиц, организованной группой или преступным сообществом.

В п. 2 ст. 34 УК АР дается определение преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, из которого можно сделать вывод, что этому квалифицирующему признаку свойственны три обязательные условия: наличие двух и более субъектов преступления (вменяемых и достигших 14летнего возраста), которые заранее, т.е. на стадии приготовления, вступили в сговор о совершении акта терроризма и которые полностью или хотя бы частично выполнили действия, входящие в объективную сторону терроризма (взрывали, поджигали, блокировали и т.д.).

Организованная группа определена в п. 3 ст. 34 УК АР как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Преступным сообществом (преступной организацией),согласно статье 34.4УК АР признается создание устойчивой организованной преступной группы с целью совершения тяжких или особо тяжких преступлений или устойчивое объединение двух или более организованных преступных групп, созданное в тех же целях.

Устойчивость преступной группы означает ее существование в течение более или менее значительного промежутка времени в целях подготовки преступления.

Об устойчивости говорит относительно стабильный численный состав преступной группы. Устойчивость может проявляться и в неоднократности однородных преступных действий. В таких группах существуют внутренние связи между их членами, наличествует распределение ролей между преступниками не только в момент террористических актов, но и в период между ними, когда группа существует как структура.

Согласно п. 6 ст. 34 УК АР организатор или руководитель преступной группировки несет ответственность за все преступления, совершенные террористической группой, если они охватывались его умыслом.

Согласно статье 34.5 преступление, совершенное участником (участниками) преступного сообщества (преступной организации) для осуществления целей этого сообщества (организации), а также совершенное лицом (лицами) , не являющимся участником (участниками) преступного сообщества (преступной организации) по поручению этого сообщества (организации) , признается совершенным этим преступным сообществом (преступной организацией).

Участники группировки несут ответственность за те террористические акты, в которых они участвовали, или принимали участие в их подготовке. Если выполнялись действия по подготовке террористического акта, но сам терракт еще не был совершен, то его приготовление квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 214 УК АР.

214.1.2 совершенные повторно.

Повторность, согласно ст. 16 УК АР, означает совершение двух или более актов терроризма. Для признания терроризма повторным не имеет значения, был ли террорист уже осужден за предыдущий терракт или привлечен впервые к ответственности за два и более террористических действия. Несомненно, повторность отсутствует, если снята судимость за террористический акт, совершенный в прошлом.

Если один из повторных актов терроризма представляет оконченное преступление, а другой – покушение на терроризм, то такие действия должны квалифицироваться по правилам совокупности преступлений, согласно ст. 66 УК АР.

214.1.3 совершенные с применением огнестрельного оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Применение огнестрельного оружия при совершении террористического акта повышает его общественную опасность.

Применение огнестрельного оружия означает использование его поражающих свойств для причинения вреда здоровью или уничтожения людей как с реальными последствиями, так и при покушении на жизнь и здоровье людей, а также использование огнестрельного оружия в целях психического воздействия, когда оно только демонстрировалось, но при этом возникала опасность причинения вреда людям.

214.2.4 повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.

Наступление смерти пострадавших от терроризма людей или наступление иных тяжких последствий, причиненных по неосторожности, по тяжести составляет квалифицированный вид терроризма. При этом необходимо доказать, что по отношению к смерти и иным тяжким последствиям была вина в форме неосторожности, в любом ее виде.

Разграничение терроризма и смежных с ним преступлений.

Разграничение терроризма и смежных с ним преступлений представляет собой значительную сложность.

Законодатель выделяет несколько составов преступлений, смежных с терроризмом:

- терроризм и убийство при отягчающих обстоятельствах;

- терроризм и захват заложника;

- терроризм и бандитизм;

- терроризм и диверсия;

- терроризм и посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и др.

1. Отграничение терроризма от убийства при отягчающих обстоятельствах. Наиболее сложным представляется разграничение терроризма с убийством лица или его близких, в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенным общеопасным способом, с убийством по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (ст. 120.2.3 УК АР).

Представляется, что разграничение составов в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно – в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.

Как уже отмечалось, при терроризме действия совершаются с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используется как средство достижения таких целей и адресуются обществу в целом.