Смекни!
smekni.com

Условия конкретного преступления (стр. 4 из 6)

От­дель­ные зве­нья при­чин­ной це­поч­ки, ве­ду­щей к пре­сту­п­ле­нию, сра­ба­ты­ва­ют ско­ро­теч­но, бы­ст­ро. Это осо­бен­но ха­рак­тер­но для дей­ст­вия кри­ми­но­ген­ных си­туа­ций. От­сю­да не­об­хо­ди­мость их свое­вре­мен­но­го вы­яв­ле­ния (в мо­мент воз­ник­но­ве­ния или на са­мых ран­них ста­ди­ях) и опе­ра­тив­но­го про­фи­лак­ти­че­ско­го реа­ги­ро­ва­ния, пре­ду­пре­ж­даю­ще­го даль­ней­шее не­бла­го­при­ят­ное раз­ви­тие со­бы­тий.

При­ме­ни­тель­но ко все­му ком­плек­су при­чин и ус­ло­вий, вы­зы­ваю­щих ин­ди­ви­ду­аль­ное пре­ступ­ное по­ве­де­ние, сле­ду­ет иметь в ви­ду, что его дей­ст­вие обыч­но раз­вер­ну­то во вре­ме­ни. И, со­от­вет­ст­вен­но, в це­лом про­фи­лак­ти­че­ское воз­дей­ст­вие долж­но быть для­щим­ся, со­ри­ен­ти­ро­ван­ным не толь­ко на то, что “есть”, но и на то, что “бы­ло”, а так­же на то, что “бу­дет”. Это тре­бу­ет на­ли­чия у офи­це­ров ФПС, осу­ще­ст­в­ляю­щих про­фи­лак­ти­че­ские функ­ции, зна­ний, не­об­хо­ди­мых для все­сто­рон­ней глу­бо­кой кри­ми­но­ло­ги­че­ской ди­аг­но­сти­ки, изу­че­ния ис­то­рии жиз­ни кон­крет­но­го ли­ца, ана­ли­за его по­ступ­ков и мо­ти­вов (вклю­чая те, ко­то­рые мо­гут от­но­сить­ся к да­ле­ко­му про­шло­му), а так­же уме­ний и на­вы­ков про­гно­зи­ро­ва­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го ан­ти­об­ще­ст­вен­но­го по­ве­де­ния.

Во­прос 3. Роль жерт­вы в пре­сту­п­ле­нии.

Мы с ва­ми уже вспо­ми­на­ли об этой про­бле­ме об­су­ж­дая ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки пре­ступ­но­сти и на се­го­дняш­ней лек­ции при объ­яс­не­нии при­чин ин­ди­ви­ду­аль­но­го пре­ступ­но­го по­ве­де­ния.

Вы долж­ны пом­нить, что на­чи­ная с се­ре­ди­ны ХYIII ве­ка кри­ми­но­ло­гия за­ни­ма­ет­ся пре­ступ­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей, с кон­ца ХIХ ве­ка - про­бле­ма­ми пре­ступ­но­сти лич­но­сти. Жерт­ва же пре­сту­п­ле­ния ста­ла объ­ек­том кри­ми­но­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний лишь со вре­ме­ни вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Хо­тя еще в сем­на­дца­том ве­ке не­ко­то­рые клас­си­ки пра­ва уже го­во­ри­ли о ком­пен­са­ции для жерт­вы. На­при­мер, Ие­ре­мия Бен­там, Га­ро­фо­ло (в 18 в.), Са­ра Фрай (в 19 в.) и пр.

Жерт­ва (от ла­тин­ско­го viktima) да­ла на­ча­ло ис­сле­до­ва­ни­ям, ко­то­рые об­ще­при­ня­то на­зы­вать вик­ти­мо­ло­ги­че­ски­ми.

Они по­лу­чи­ли раз­ви­тие, пре­ж­де все­го, в США, Гер­ма­нии, Фин­лян­дии, Япо­нии, Ка­на­де и Швей­ца­рии. В 70-х го­дах про­бле­мы вик­ти­мо­ло­гии ста­ли изу­чать­ся в стра­нах Вос­точ­ной Ев­ро­пы, в том чис­ле и в СССР. В за­ру­беж­ной кри­ми­но­ло­ги­че­ской ли­те­ра­ту­ре вы­де­ля­ют­ся ис­сле­до­ва­ния мо­с­ков­ских и ду­шан­бин­ских уче­ных. В не­ко­то­рых стра­нах ор­га­ни­зо­ва­ны ин­сти­ту­ты по изу­че­нию про­блем вик­ти­мо­ло­гии (Япо­ния), ли­бо вик­ти­мо­ло­ги­че­ские кли­ни­ки и служ­бы (США). В 1973 го­ду про­ве­ден пер­вый ме­ж­ду­на­род­ный сим­по­зи­ум в Ие­ру­са­ли­ме.

Сфе­ра вик­ти­мо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний очень ши­ро­ка и вы­хо­дит за гра­ни­цы кри­ми­но­ло­гии. Нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го в том, что от­дель­ные ав­то­ры (на­при­мер, Мия­за­ва) трак­ту­ют вик­ти­мо­ло­гию как са­мо­стоя­тель­ную на­уч­ную дис­ци­п­ли­ну. Оте­че­ст­вен­ные кри­ми­но­ло­ги счи­та­ют ее ча­стью кри­ми­но­ло­гии, но не от­ри­ца­ют ре­ше­ние ее во­про­сов че­рез уго­лов­ное, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное и иные от­рас­ли пра­ва. Это ко­неч­но во­прос тео­ре­ти­че­ский, но Вы в со­стоя­нии за­ду­мать­ся над тем, ка­ки­ми от­рас­ля­ми пра­ва (ча­ст­но­го или пуб­лич­но­го) долж­ны ре­гу­ли­ро­вать­ся во­про­сы, на­при­мер, ком­пен­са­ции жерт­ве пре­сту­п­ле­ния...

В на­стоя­щее вре­мя мно­гие вик­ти­мо­ло­ги­че­ские ра­бо­ты по­свя­ще­ны про­бле­мам “ви­ны” жерт­вы. Имен­но под этим уг­лом зре­ния раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся во­про­сы ти­по­ло­гии жертв. На­при­мер, кри­ми­но­лог Мен­дель­сон вы­де­лил пять ти­пов жертв:

- пол­но­стью не­вин­ная жерт­ва;

- жерт­ва сво­ей не­ос­ве­дом­лен­но­сти;

- жерт­ва, столь же ви­нов­ная, как и пре­ступ­ник;

- жерт­ва, ви­на ко­то­рой боль­ше, чем ви­на пре­ступ­ни­ка и

- жерт­ва, толь­ко по ви­не ко­то­рой со­вер­ше­но пре­сту­п­ле­ние.

При оцен­ке вик­тим­но­сти вы­де­ля­ют­ся две груп­пы фак­то­ров:

- со­ци­аль­ные и

- ин­ди­ви­ду­аль­ные.

Это де­ле­ние тес­но свя­за­но с про­бле­мой ви­ны.

След­ст­вен­ная прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что оп­ре­де­лен­ные ка­те­го­рии лю­дей осо­бен­но пред­рас­по­ло­же­ны к ро­ли жерт­вы. Эта пред­на­зна­чен­ность мо­жет быть:

- ви­нов­ной и не­ви­нов­ной;

- ин­ди­ви­ду­аль­ной или обу­слов­лен­ной при­над­леж­но­стью к оп­ре­де­лен­ной со­ци­аль­ной, про­фес­сио­наль­ной ли­бо иной груп­пе.

Так, ли­ца­ми, осо­бо под­вер­жен­ны­ми опас­но­сти смер­ти, те­лес­но­го по­вре­ж­де­ния, раз­бой­но­го на­па­де­ния, яв­ля­ют­ся ал­ко­го­ли­ки, про­сти­тут­ки, а так­же лю­ди аван­тю­ри­сти­че­ско­го скла­да, склон­ные к гру­бо­сти и не­сдер­жан­но­сти.

Осо­бен­но важ­ным вик­ти­мо­ло­ги­че­ским фак­то­ром яв­ля­ет­ся ал­ко­голь. По­те­ря кри­тич­но­сти и зна­чи­тель­ное сни­же­ние воз­мож­но­стей для обо­ро­ны при­во­дят к то­му, что во мно­гих слу­ча­ях не­трез­вое со­стоя­ние жерт­вы обу­слов­ли­ва­ет воз­ник­но­ве­нию и реа­ли­за­ции пре­ступ­но­го за­мыс­ла (Кон­крет­ные при­ме­ры мы бу­дем раз­би­рать во вре­мя изу­че­ния не­га­тив­ных со­ци­аль­ных яв­ле­ний, свя­зан­ных с пре­ступ­но­стью).

Груп­па с не­ви­нов­ной пред­рас­по­ло­жен­но­стью к вик­ти­ми­за­ции ох­ва­ты­ва­ет ши­ро­кий круг лиц, ко­то­рые ста­но­вят­ся жерт­ва­ми убийств, гра­бе­жей, раз­бо­ев в свя­зи со сво­им про­фес­сио­наль­ным ли­бо ма­те­ри­аль­ным по­ло­же­ни­ем. В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но ука­зать убий­ст­ва и раз­бой­ные на­па­де­ния на во­ди­те­лей так­си; кас­си­ров; ра­бот­ни­ков ми­ли­ции; “но­вых рус­ских”; лиц, ко­то­рые едут за гра­ни­цу, имея при се­бе зна­чи­тель­ные сум­мы де­нег или воз­вра­щаю­щие­ся из-за гра­ни­цы с боль­шим ко­ли­че­ст­вом то­ва­ров и т.д.

Ана­лиз вик­ти­мо­ло­ги­че­ских ме­ха­низ­мов и си­туа­ций по­зво­ля­ет ут­вер­ждать, что в слу­ча­ях ин­ди­ви­ду­аль­ной пред­рас­по­ло­жен­но­сти ча­ще име­ет ме­сто “ви­нов­ное” по­ве­де­ние жерт­вы, то­гда как груп­по­вая пред­рас­по­ло­жен­ность ти­пич­на для убийств, раз­бой­ных на­па­де­ний, в ко­то­рых жерт­вы не спо­соб­ст­ву­ют со­вер­ше­нию пре­сту­п­ле­ния.

Час­то, од­на­ко, на вы­бор жерт­вы влия­ют об­стоя­тель­ст­ва, не свя­зан­ные с ее фак­ти­че­ским по­ве­де­ни­ем, а уг­ро­за вы­те­ка­ет из то­го фак­та, что оп­ре­де­лен­ное ли­цо ли­бо оп­ре­де­лен­ные ка­те­го­рии лиц (на­при­мер, в слу­ча­ях убийств) ста­но­вят­ся для пре­ступ­ни­ка об­ре­ме­ни­тель­ны­ми или не­удоб­ны­ми, а так­же обу­слов­ле­на ха­рак­те­ром ра­бо­ты жерт­вы ли­бо осо­бен­но­стя­ми си­туа­ции (слу­чай­ная жерт­ва). В этих слу­ча­ях у жертв нет ни­ка­кой “ви­ны” от­но­си­тель­но по­след­ст­вий пре­ступ­но­го дея­ния.

Сре­ди слу­ча­ев “ви­нов­но­го” по­ве­де­ния жерт­вы са­мую серь­ез­ную груп­пу со­став­ля­ют про­во­ка­ции. На­при­мер, по дан­ным поль­ско­го кри­ми­но­ло­га Бру­но­на Хо­лы­ста, в 49% слу­ча­ев про­во­ци­рую­щее по­ве­де­ние жерт­вы име­ло зна­че­ние в ге­не­зи­се убийств. При су­деб­ном раз­би­ра­тель­ст­ве дел о груп­по­вых из­на­си­ло­ва­ни­ях та­кие мо­мен­ты, как про­во­ци­рую­щее (соз­на­тель­ное или нет) по­ве­де­ние жерт­вы ли­бо вы­со­кая сте­пень ее лег­ко­мыс­лия, мо­гут яв­лять­ся для су­дей смяг­чаю­щим ви­ну на­силь­ни­ков, об­стоя­тель­ст­вом (как субъ­ек­тив­но­го вос­при­ятия). Ис­сле­до­ва­ния­ми мно­гих уче­ных под­твер­жда­ет­ся, что про­во­ка­ции яв­ля­ют­ся важ­ней­шим мо­ти­ва­ци­он­ным фак­то­ром в этио­ло­гии из­на­си­ло­ва­ний, драк и из­бие­ний.

По­ня­тие про­во­ка­ции в вик­ти­мо­ло­гии - рав­но как и ви­ны от­ли­ча­ет­ся сво­им со­дер­жа­ни­ем и объ­е­мом от по­ня­тий, при­ня­тых в тео­рии уго­лов­но­го пра­ва и су­деб­ной прак­ти­ке. В су­до­про­из­вод­ст­ве про­бле­ма про­во­ка­ции сво­дит­ся к ана­ли­зу лишь тех эле­мен­тов по­ве­де­ния жерт­вы, ко­то­рые за­слу­жи­ва­ют со­ци­аль­но­го и нрав­ст­вен­но­го по­ри­ца­ния, при­чем ре­шаю­щим для оцен­ки яв­ля­ют­ся объ­ек­тив­ные кри­те­рии.

Вик­ти­мо­ло­гия не мо­жет поль­зо­вать­ся по­ня­ти­ем про­во­ка­ции толь­ко для оп­ре­де­ле­ния та­ко­го по­ве­де­ния жерт­вы, ко­то­рое име­ет чет­ко вы­ра­жен­ную ок­ра­ску. Ши­ро­кая ин­тер­пре­та­ция это­го по­ня­тия обос­но­ва­на, пре­ж­де все­го, с точ­ки зре­ния про­фи­лак­ти­ки, ибо во мно­гих си­туа­ци­ях жерт­ва мог­ла бы из­бе­жать уг­ро­зы смер­ти, те­лес­но­го по­вре­ж­де­ния и т.п., ес­ли бы из­ме­ни­ла свое по­ве­де­ние.