Смекни!
smekni.com

Эксперт и специалист (стр. 2 из 5)

Экспертиза не может производиться по просьбе товарищеских судов, учреждений, различных организаций, и частных лиц. За­ключение эксперта не имеет силы, если оно получено даже по за­просу органов следствия и суда до возбуждения уголовного дела и после вынесения приговора.

При назначении экспертизы дознаватель. следователь или прокурор выносят постановление (ст. 184 УПК), а судья - опреде­ление (ст. ст. 261, 290 УПК РСФСР). Эти документы оформляют­ся в соответствии с процессуальными требованиями. Вынесению постановления (определения суда) предшествуют поиск основа­ний для назначения экспертизы, подготовка необходимых для её производства материалов, формулировка вопросов, выбор экс­перта или экспертного учреждения. Следователь выбирает и время назначения экспертизы. Несвоевременное её назначение, кро­ме затягивания сроков расследования, может привести к порче объектов экспертизы, что затрудняет, а иногда даже делает не­возможным решение важных для следствия вопросов.

Постановление следователя (определение суда) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В нём должны быть указаны дата и место его составления, указание должности лица, составившего постановление (определение), по какому уго­ловному делу оно составлено, основание для назначения экспер­тизы, фамилия эксперта или название учреждения, которому по­ручено производство экспертизы, вопросы, требующие эксперт­ного решения, перечень материалов, предоставляемых в распо­ряжение эксперта для исследования (ст. 184 УПК РСФСР).

В описательной части обязательно подробно излагают конкретные обстоятельства дела, имеющие отношение к существу назначенной экспертизы. В перечне материалов указываются объекты экспертизы, образцы для сравнения, а также необходи­мые эксперту следственные материалы. Сбор объектов для экс­пертного исследования - исключительная функция органов след­ствия. Эксперт по закону не имеет права самостоятельно соби­рать материалы для экспертизы.

Ст. 187 УПК РСФСР предусмотрен порядок производства экс­пертиз в экспертных учреждениях. В случаях, когда постановле­ние направляется в экспертное учреждение без указания конкрет­ного исполнителя экспертизы, руководитель этого учреждения (по своему усмотрению) поручает производство экспертизы од­ному или нескольким экспертам данного учреждения. Одновре­менно с этим, руководитель экспертного учреждения обязан разъяснить экспертам их права и обязанности, предупреждает об ответственности и отбирает об этом подписку. Эксперт преду­преждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ каж­дый раз при поручении ему производства судебной экспертизы. В необходимых случаях следователь предупреждает эксперта о не­допустимости разглашения без его разрешения данных, получен­ных в результате проведения экспертизы (предварительного следствия), о чём отбирает у него подписку, о предупреждении об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ.

В случае указания в постановлении о назначении экспертизы определенного эксперта руководитель учреждения, при отсутст­вии по каким-либо причинам (отпуск, командировка, болезнь и др.) данного эксперта, имеет право передать производство экс­пертизы иному специалист;,' только после согласования этого во-1роса с лицом, вынесшим постановление Руководитель эксперт­ного учреждения вправе возвратить органу, назначившему экс­пертизу, материал без исполнения, если он оформлен ненадле­жащим образом, либо если в экспертном учреждении нет необходимого специалиста или специального оборудования.

При производстве, экспертизы вне экспертного учреждения, (например, когда судебно-медицинская экспертиза назначается не в экспертное учреждение, а врачу лечебно-профилактического учреждения), следователь вызывает к себе специалиста, которому поручена данная экспертиза, удостоверяет его личность, специ­альность, компетентность, выясняет возможные поводы к его от­воду, а затем, если нет никаких препятствий, вручает ему поста­новление о назначении экспертизы, одновременно разъясняя его права и обязанности и предупреждая об уголовной ответственно­сти по соответствующим статьям УК РФ. Об этом следователь делает отметку в постановлении о назначении экспертизы, удо­стоверяемую подписью эксперта (ст. 189 УПК РСФСР).

При производстве следственного действия и привлечении к участию в нём эксперта в качестве специалиста должны соблю­даться его права (в частности, он может делать замечания, кото­рые подлежат внесению в протокол следственного действия, ст. 141 УПК РСФСР). Если специалист отказывается подписать про­токол следственного действия, он должен дать объяснения о при­чине отказа. Это объяснение следователь обязан внести в протокол (142 УПК РСФСР).

При поручении производства экспертизы лицу, которое не яв­ляется сотрудником экспертного учреждения, следователь имеет право обязать руководителя экспертного или иного учреждения, предприятия предоставить назначенному эксперту возможность использования для экспертных целей аппаратуры, оборудования, материалов учреждения, либо воспользоваться консультацией его работников.

В целях неукоснительного соблюдения процессуальных норм и получения объективного экспертного заключения законом определены основания для отвода эксперта (ст.ст. 23, 67 УПК РСФСР). Эксперт не имеет права принимать участие в производ­стве по делу при следующих условиях:

- если он является потерпевшим, гражданским истцом, граж­данским ответчиком, свидетелем, а также, если он участвовал в данном деле в качестве переводчика, лица, производившего доз­нание, следователя, обвинителя, защитника, законного предста­вителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

- если он является родственником потерпевшего, гражданско­го истца, гражданского ответчика или их представителей, родст­венником обвиняемого или его законного представителя, родст­венником обвинителя, защитника, следователя или лица, произ­водившего дознание;

- если он находится или находился в служебной или иной за­висимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

- если он производил по данному делу ревизию, материалы которой послужили основанием к возбуждению уголовного дела;

- в случае, когда обнаружится его некомпетентность;

- если он участвовал в деле в качестве специалиста, за исклю­чением случая участия врача-специалиста в области судебной медицины в наружном осмотре трупа;

- если имеются иные обстоятельства, дающие основание счи­тать, что эксперт лично, прямо или косвенно заинтересован в этом деле.

Предыдущее участие его в деле в качестве эксперта не являет­ся основанием для отвода.

Отвод эксперта, при наличии оснований, производится в по­рядке, предусмотренном ст. 66' УПК РСФСР. Отвод эксперта может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, защитником, обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, а также их представителями. Решение об отводе экс­перта принимается при производстве дознания или предвари­тельного следствия лицом, производящим дознание, следовате­лем или прокурором.

В суде вопрос об отводе эксперта решается судом, рассматри­вающим дело. Право отвода эксперта защитником оговорено в ст. 202 УПК РСФСР.

При вынесении постановления о назначении экспертизы должны строго соблюдаться права обвиняемого. Он должен быть ознакомлен следователем с вынесенным постановлением о назначении экспертизы, ему разъясняются его права при назначе­нии и производстве экспертизы, предусмотренные ст. 185 УПК РСФСР. По этому поводу составляется протокол, который под­писывается следователем и обвиняемым.

Обвиняемый имеет право:

- заявить отвод эксперту;

- просить о назначении эксперта из числа указанных лиц;

- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

- присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

- знакомиться с заключением эксперта.

После окончания экспертизы заключение эксперта или сообще­ние о невозможности дать заключение, протокол допроса эксперта, в соответствии со ст. 193 УПК РСФСР, предъявляются для озна­комления обвиняемому, который вправе дать свои объяснения и возражения, просить о постановке дополнительных вопросов или о назначении дополнительной, либо повторной экспертизы.

Следователь вправе присутствовать при производстве экспер­тизы (ст. 190 УПК РСФСР). Присутствие следователя при произ­водстве экспертизы (особенно при судебно-медицинской экспер­тизе трупа) полезно не только для него самого, но и для эксперта, так как он может обратить внимание эксперта на некоторые об­стоятельства, имеющие отношение к экспертизе, дать пояснения по поводу поставленных вопросов, поставить для решения до­полнительные вопросы и др.

Эксперт, в соответствии с действующим законодательством, может сам проявить инициативу и предложить следователю при­сутствовать при тех или иных экспертных действиях. Факт при­сутствия следователя (либо имеющего на это право обвиняемого, в порядке ст. 185 УПК РСФСР) при производстве экспертизы оговаривается в заключении эксперта.

Если при производстве экспертизы присутствующим следова­телем производятся какие-либо следственные действия, это также отражается в заключении эксперта.

В том случае, если обследование потерпевшего или подозре­ваемого сопровождается обнажением, а следователь является ли­цом другого пола, он при судебно-медицинской экспертизе не присутствует.

Для допроса или дачи заключения дознаватель, следователь, прокурор и суд вправе вызвать судебного эксперта или другого специалиста, который может быть экспертом в порядке, преду­смотренном законом (ст. 70 УПК РСФСР).

При назначении экспертизы и постановке вопросов для её ре­шения следователь не должен ставить вопросы, выходящие за пределы специальных познаний (компетенции) экспертов. Компетенция экспертов включает в себя их специальные познания и процессуальные права. В ст. 78 УПК РСФСР однозначно указано, что вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний. Например, перед судебно-медицинским экспертом не должны ставиться во­просы о наличии «убийства», «самоубийства», «несчастного слу­чая», так как эксперт не имеет возможности установить род смер­ти. К юридическим понятиям, выходящим за пределы компетен­ции судебно-медицинского эксперта, относятся и такие как «из­насилование», «жестокость», «членовредительство», «мучение», «истязание», «обезображение» и некоторые другие.