Смекни!
smekni.com

Проблемы управления в международном спортивном движении и его правовое регулирование (теория и практика) (стр. 2 из 2)

Таким образом, в зависимости от конкретных отношений и их субъектов меняются содержание и пределы организационного и правового регулирования в рассматриваемой сфере. НОКи, международные спортивные федерации и другие общественные спортивные организации в МСД вносят коррективы в правовое регулирование деятельности государственных и общественных формирований, комплексно решают проблемы, регламентируют взаимоотношения субъектов в МСД.

Не вдаваясь в подробности политических противоречий в спортивном мире, отметим лишь, что прогресс применяемых организационно-правовых форм управленческих отношений в МСД очевиден. Борьба социальных направлений в рассматриваемой сфере не прекращается, именно поэтому представляется важным дальнейшее исследование указанных проблем.

НОКи, в том числе и НОК РФ, на основании демократического принципа своего формирования с опорой на коллективные члены своих федераций, территориальные физкультурно-спортивные организации обществ и ведомств реально представляют в МСД интересы своих государств.

Статус и роль НОКов соответствуют положениям Олимпийской хартии о неправительственном характере НОКов.

МОК в системе МСД на сегодняшний день - высшая инстанция при решении всех вопросов олимпийских игр и олимпийского движения. Руководство олимпийским движением и контроль над олимпийскими играми - право МОКа.

В системе управления МОК имеет рабочий орган - сессию. Она является "парламентом" в МОКе, а Исполнительный комитет - своеобразным "кабинетом министров", комиссии - "специальными комитетами". Необходимо заметить, что Исполнительный комитет МОКа обладает властью принимать решения. Так, например, в 1991 г. в Бирмингеме Исполком МОКа ускорил решение южноафриканской ситуации.

Исполком МОКа состоит из президента, 4 вице-президентов и 5 дополнительных членов, которые переизбираются на четвертый год их избрания и выходят в отставку в порядке очередности. Следует добавить, что Олимпийская хартия регламентирует отношения между национальными международными спортивными и другими организациями, с одной стороны, и МОКом - с другой.

На IX Европейской спортивной конференции в Болгарии кроме Олимпийской хартии была принята "хартия европейского спорта". В ней подчеркивается решающее значение мира и взаимопонимания между народами для развития спорта. Нетрудно заметить, что этот принцип идентичен одному из принципов Олимпийской хартии.

МОК на сегодняшний день признает свыше 200 НОКов Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании. Особенностью формирования МОКа является то, что он сам избирает своих членов по рекомендации исполкома. МОК рассматривает своих членов не как представителей НОКов в МОКе, а наоброт, как "послов МОКа в их странах".

По мнению В.С. Родиченко, три главных составляющих олимпийского движения - это МОК, МСФ и НОКи. Он рассматривает указанные противоречия на трех уровнях: 1. На уровне законодательных актов олимпийского движения. 2. На уровне практики осуществления международного спортивного сотрудничества. 3. На уровне представления этих противоречий в мировой спортивной науке и публицистике [3].

Нам представляется, что первый уровень поднятого вопроса просматривается в следующей редации: "...на уровне принятия нормативных актов Международным Олимпийским Комитетом", поскольку речь, по всей вероятности, идет об Олимпийской хартии МОКа. Кроме того, согласно общим понятиям законодательные акты принимаются на уровне главы государства, парламента, правительства и в соответствии с Конституцией той или иной страны. Что же касается МОКа и олимпийского движения в целом, то здесь можно добавить, что МОК - неправительственная организация, как и многие другие международные спортивные объединения, а олимпийское движение - это общественное (социальное) движение, поэтому принимать законодательные акты они не могут, а регулируют свои отношения с другими НОКами, МСФ и прочими организациями и объединениями путем принятия резолюций и решений, согласно Главе II, ст. 26, пп. 2.3 Олимпийской хартии.

Из сказанного можно сделать вывод, что рассматриваемый вопрос подпадает под отраслевое законодательство и содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений, в данном случае - олимпийское движение, и является предметом изучения. По двум другим позициям мы солидарны с В.С. Родиченко.

Сегодня МСД и олимпийское движение переживают трудное время. Как справедливо отмечено в учебнике "Олимпийский спорт", "затруднена сбалансированная деятельность МОКа, НОКов и МСФ. В толковании большинства членов МОКа его связь с различными структурами Международного олимпийского движения все еще носит весьма односторонний характер - от МОКа к Международному олимпийскому движению" [2]. Более того, необходимо заметить, что у исполкома МОКа, например, нет четкой позиции в вопросе его правового статуса, так же, как нет и четкого разделения функций МОКа, МСФ и НОКов.

Существующая структура МСД многообразна. В нее входят объединения спортсменов и организаций, сформированные по различным признакам: территориальному (региональные объединения), профессиональному и т.п. В МСД есть объединения, имеющие непосредственное отношение к определенным видам спорта, а также организации, разрабатывающие научно-методические проблемы физической культуры и спорта, и т.д. Однако в МСД отсутствует единый объединяющий и руководящий центр. МСО осуществляют свою деятельность автономно, не подчиняясь в уставном порядке какому-либо объединяющему их во все мирном масштабе руководящему органу. Следовательно МСД организационно не представляет собой единого целого. Поэтому необходимо создание новой структуры как нового направления в организации МСД, ориентированного на его совершенствование, с примерным названием "Международная организация спортивного единства - МОСЕ". В развитие этого вопроса следует заметить, что существенную роль в МСД играют три организации: МОК, Генеральная Ассамблея НОК (ГА НОК) и Генеральная Ассоциация Международных Спортивных Федераций (ГАИСФ). Однако МОК является высшим руководящим органом только в олимпийском движении, а не в МСД, и юридически ни ГА НОК, ни ГАИСФ, которые претендуют на более полные права, например в организации олимпийских игр, а также на выделение части дохода от проведения олимпиад, МОКу не подчиняются. В то же время МОК не может не считаться с той оппозицией, которую создали НОКи и МСФ. В связи с этим МОК вынужден был создавать различные комиссии и подкомитеты по разработке отдельных олимпийских проблем, проводить консультации и совещания с представителями НОКов и МСФ. Международная спортивная жизнь убедительно показала, что только единство всех трех организаций (МОК, ГА НОК и ГАИСФ) способно обеспечить прогрессивное развитие международного спортивного олимпийского движения, но для этого необходимо объединение усилий всех спортивных организаций, имеющихся в мировом спортивном сообществе. Такой организацией, которая могла бы, на наш взгляд, возглавить МСД в целом, должна стать МОСЕ.

Для консолидации спортивной жизни и координации соревнований в МСД становится необходимым создание единой организации, стоящей над МОКом, НОКами и МСФ, в интересах совершенствования управления МСД, преодолевать национальные и расовые ограничения, международные противоречия и осуществлять политику в области спорта, связанную с мирным сосуществованием. Именно проблема сохранения мира, объективно связанная с международным и олимпийским движением, по нашему мнению, позволит МОСЕ расширить контакты с различными прогрессивными общественными (спортивными) движениями.

Список литературы

1. Бугров Н.Н. //Теор. и практ. физ. культ. 1986, № 4, с. 57-58.

2. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт: Учеб. в 2 книгах. - Киев: Олимпийская литература, 1994.

3. Родиченко В.С. Сотрудничество трех составляющих олимпийского движения: противоречия и возможные пути их разрешения //В сб. матер. науч. симп. "Международное олимпийское движение: проблемы и тенденции развития на современном этапе". - М.: Знание, 1990, с. 71.

4. Столбов В.В. Советский спорт и основные тенденции развития международного спортивного движения. /Сб. науч. тр. по матер. Всес. научно-практ. конф. "Государство, спорт, мир". - М.: ВНИИФК, 1988, с. 150.

5. Ямпольская Ц.А., Манд Р. Договоры между общественными организациями и государственными органами в социалистических странах //Советское государство и право. 1983, № 3, с. 106.

6. С.А. Ищенко, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор. Ульяновская сельскохозяйственная академия. Проблемы управления в международном спортивном движении и его правовое регулирование (теория и практика)