Смекни!
smekni.com

Гребля (стр. 2 из 3)

В 1932 на место умершего президента ИРК Ф. Рейнике избрали председателя Немецкой ассоциации д-ра Макса Эккерта.
Основным направлением деятельности ИРК и национальных ассоциаций на ближайшие 5 лет стало стремление включить греблю на байдарках и каноэ в программу предстоявших Олимпийских игр. Учитывая, что показательные заезды, проведенные на VIII Играх (1924), члены МОК встретили благожелательно, ИРК (в лице ее нового президента) вело переговоры с членами МОК и докладывало конгрессу МОК о состоянии и развитии гребли на байдарках и каноэ на континентах.
В процессе подготовки выхода байдарочников и каноистов на олимпийскую арену необходимо было решить ряд вопросов, в частности определить программу соревнований и контингент стран- участниц (из числа членов ИРК).
Если в Европе классы лодок частично были уже определены, то в АСА этот вопрос оставался открытым. В Америке использовали главным образом канадские каноэ, напоминавшие европейские гоночные байдарки, но без палубы сверху. Назывались они «Пинат» и имели примерно такую же скорость, как байдарки. Грести на них можно было как одно, так и двухлопастными веслами.
После переговоров с представителями Американской и Канадской ассоциаций было решено рекомендовать всем странам принять европейские К-1 и К-2 как байдарки с двухлопастным веслом, а канадские каноэ использовать для гребли только однолопастным.
По предложению М. Эккерта участники венского конгресса ИРК решили, что очередные международные соревнования (в 1933 в Праге) пройдут как первое первенство Европы в шести классах лодок – К-1 у женщин и мужчин, С-1, 0-2, Ф-1 и Ф-2. Дистанцию для женщин, исходя из условий водоема (р. Влтава), утвердили равной 600 м, а для мужчин – 1000 и 10000 -м. Первому официальному первенству Европы предшествовал ряд регат под флагом ИРК. Первая из них прошла в Гамбурге в июле 1924. »вед М. Карлссон стал первым чемпионом ИРК в гонках на байдарке- одиночке (1500 м – 7.59,6). Через несколько дней, выступая на международных соревнованиях в Травемюнде (Германия), он занял 1-е место и на дистанции 10000 м. В этой регате впервые участвовали каноисты Чехословакии. Однако, не имея опыта, они проиграли хозяевам, которые уже ходили на каноэ в условиях соревнований.
Следующий старт – в мае 1925 в Праге, с участием шведов, немцев, австрийцев и чехов – был приурочен к очередному Олимпийскому конгрессу. Как и показательные соревнования на Олимпиаде в Париже, он вызвал интерес у конгрессменов. Ряд регат проводился ежегодно в разных странах, в том числе и в Америке, где в 1930 прошли соревнования на разборных лодках (Ф-1 и Ф-2) вокруг острова Манхаттан.
Во всех соревнованиях до I ОИ шло опробование разных типов и классов лодок. Уже к 1924 в Германии появляются байдарки- двойки, тройки и четверки. В мае того же года на соревнованиях в Кельне были показаны К-4 для женщин (длина – 8,2 м) и К-6
для мужчин (11,2 м); по аналогии с академической восьмеркой появилась К-8 с поднятым на корме сиденьем для рулевого. Длина этой лодки составила 15,5 м, ширина – 0,7 м. Полутора километровую дистанцию лодка проходила за 2.57. Все эти лодки имели (как и академические суда) закругленную конструкцию. В 60-е гг. эти восьмерки еще использовали на национальных соревнованиях в Румынии.
В Швеции и позже в Германии строили суда по прототипу эскимосских. За К-1 последовали К-2 и К-4, параметры которых были близки к современным.
Лодки разных конструкций, построенные в разных странах, на соревнованиях как бы сравнивались. В 1922 в Германии (в Халле) прошла первая международная встреча. Годом позже гребцы не-
скольких стран участвовали в Шведских играх в Гетеборге. Немецкие спортсмены, проиграв хозяевам воды, ссылались на «тяжеловесность» судов (по сравнению с лодками шведов). Дальнейшие соревнования проводились уже под эгидой ИРК.
Экспериментальные исследования и «боевая» проверка качества и скорости хода лодок в международных стартах облегчили отбор лодок международного класса для первого первенства Европы, для ОИ 1936 и чемпионата мира в Ваксхольме (Швеция).
Первенство Европы 1933 позволило сравнить не только лодки, но и силы национальных сборных. Опередив соперников из 14 стран, победу праздновали гребцы Германии), и были удостоены 4 золотых наград в гонках байдарочников) и чехословацкие спортсмены, преуспевшие в заездах на каноэ. Чемпионом континента стал австриец Грегор Храдецки.
В том же году ИРК вошло в число членов МОК. Однако вопрос о включении гребли на байдарках и каноэ в программу ОИ решился только год спустя (на конгрессе МОК в Афинах).
Соотношение сил, аналогичное сложившемуся на первенстве Европы 1933, сохранилось и на "1 ОИ. В неофициальном командном зачете шестерку сильнейших из 19 стран-участниц составили Австрия, Германия, Чехословакия, Нидерланды, Канада и Швеция. Наилучших результатов в гребле на байдарках добились австрийцы, немцы и шведы. Двукратным чемпионом Игр стал Г. Храдецки. На каноэ самыми искусными оказались спортсмены Чехословакии и Канады, где этот вид спорта приобрел столь большую популярность, что стал национальным. "Хорошую техническую подготовку показали не только гонщики, но и участники парада: 26 спортсменов продемонстрировали «эскимосский» (одновременный) переворот на воде. Официальные заезды дополнила показательная гонка мужских байдарок-четверок.
Первая олимпийская регата байдарочников и каноистов (8 – 10 августа 1936 в Грюнау) повысила авторитет этого вида спорта в мире, что способствовало увеличению числа стран, развивающих греблю на байдарках и каноэ.
Состоявшийся в дни Олимпиады-36 конгресс ИРК принял решение провести следующую регату – в Ваксхольме – как 1 чемпионат мира. В программу стартов вошли гонки женщин на К-1 и К-2, а также мужчин на К-2 на 10000 м. Сложившегося соотношения сил эти соревнования с участием гребцов 14 стран не изменили.
Следующий олимпийский старт запланировали в Японии, первенство Европы – в Латвии (к тому времени ставшей членом ИРК), а чемпионат мира 1942 – на Августовских озерах Польши. Однако все эти планы нарушили столкновение Японии с Китаем и начатая фашистским правительством Германии вторая мировая война.
За почти 20-летний период деятельности ИРК выросло в солидную международную организацию, состоявшую к этому времени уже из 24 национальных ассоциаций. Кроме гонок ИРК проводило соревнования по слалому и спуску на К и С на «дикой» воде горных рек с сильным течением и соревнования парусных каноэ, много внимания уделяло развитию международного водного туризма.
Значительно расширилось число гребных клубов и выросло число членов в них: в конце 40-х гг. (по данным, доложенным на конгрессе ИРК в Ваксхольме) в Бельгии в 49 клубах насчитывалось ~ 800 гребцов, в Польше в 170 – 7000, в Дании в 41 – 1500, в Финляндии в 26 – 1800, в Швейцарии в 16 – 700, - Норвегии в Англии в 5 – 1000. В Швеции армия поклонников гребли на байдарках и каноэ составляла 6000 чел., а в Чехословакии – 2800 (в том числе 500 юниоров). Укрепилась связь ИРК с Американской и Канадской ассоциациями (представителя США включили даже в члены бюро ИРК).
Советские гребцы до 1950 не имели выхода на международную арену и контакта с коллегами из других стран, поэтому всецело опирались лишь на собственные силы.
С первых дней Советской власти Коммунистическая партия придавала большое значение внедрению физкультуры в жизнь народа. В годы гражданской войны руководство спортом было возложено на организации Всевобуча. После V съезда РКСМ в спорт пришло много комсомольцев. С 1923 все гребные базы были переданы профсоюзам. 1918 – 1930 можно считать периодом становления советского гребного спорта, превращения народной и байдарочной гребли в массовые виды спорта, чему немало способствовало создание ДСО. Гребные базы профсоюзов металлистов, дерево отделочников и печатников в Ленинграде, железнодорожников в Днепропетровске, судостроителей в Николаеве и др. широко открыли двери для молодежи.
В 1924 – 1928 начинается усиленное строительство и восстановление гребных баз в прибрежных городах, в результате чего только в Ленинграде число гребных клубов за эти годы возросло до 19. В начале 30-х гг. в Ленинграде, Горьком, Николаеве, Саратове, Киеве, Иркутске и др. городах наладили строительство судов для народной гребли – шлюпок и полугичек, а также байдарок типа «Торпеда» (клинкерной постройки). Трудящаяся молодежь получила возможность в свободное время обучаться гребле в специально оборудованных клубах.
Соревнования по гребле на байдарках, как и раньше, проходили одновременно с гонками на народных лодках, что позволило после нескольких лет внутригородских и междугородных соревнований включить греблю в программу 1 Всесоюзной спартакиады (1928).
В общем зачете соревнования, прошедшие в Ленинграде, принесли победу хозяевам воды; за ними финишировали гребцы Центрально- то промышленного района, Украины, Северного Кавказа и Москвы.
Всесоюзная спартакиада стала мощным стимулом для дальнейшего роста рядов приверженцев гребного спорта. Рост массовости привел и к заметным качественным сдвигам: намного больше стало в стране квалифицированных гребцов, выше – результаты команд, меньшим – разрыв между лидерами (москвичами и ленинградцами), середниками и аутсайдерами.
Так, если первое первенство профсоюзов (1932) выиграли гребцы Ленинграда, то уже через 2 года (на 2-м чемпионате СССР) лидерские позиции перешли к гребцам Свердловска. На первенстве СССР 1936 ленинградцам удался реванш (они опередили горьковчан, днепропетровцев, сталинградцев и киевлян). 2-е и особенно 3-е первенства ВЦСПС были настолько массовыми, что все участвовавшие в них общества в 1939 пришлось разделять (по силам) на две подгруппы. Среди 17 команд победили ленинградские «Пищевик» и «Строитель».
В этот период любители гребли проводили много походов по внутренним водоемам. Широкую известность получил поход колхозников Туркмении на таймунах из Красноводска в Москву в 1939. Приобщение многих людей к гребле на разных судах сыграло положительную роль при форсировании водных преград в годы Великой Отечественной войны.
Как только отгремели залпы второй мировой войны, встали вопросы о возрождении гребли, о скорейшем восстановлении инвентаря и лодочных баз, о возобновлении соревнований и о разработке новой организационной структуры советского гребного спорта, а главное – о привлечении новых кадров к занятиям греблей на байдарках и каноэ.
Вице-президент ИРК швед И. Ашир пригласил представителей национальных ассоциаций прибыть 7 – 10 июля 1946 на организационный конгресс в Стокгольм. К общему удивлению, приняли это приглашение представители 12 европейских стран – Бельгии, Великобритании, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, а также присоединившие к ним свой голос США.
Конгрессмены решили переименовать ИРК в Международную федерацию каноэ (ИКФ), а официальным языком федерации считать английский.
Представленные на конгрессе 12 стран были приняты в члены новой федерации, с тем, что остальные будут приниматься согласно параграфу 6 устава ИКФ. Новым президентом федерации делегаты избрали И. Ашира. Штаб-квартиру ИКФ утвердили в Стокгольме. В ходе обсуждения программы ОИ в Великобритании на заседании бюро в октябре 1947 в Стокгольме не было единодушия. Одновременно с олимпийской программой разработали программу очередного чемпионата мира, которая (в соответствии с ранее утвержденным порядком) должна была состоять из заездов, не включенных в олимпийскую регату. Кроме того, обсуждали вопросы арбитража на соревнованиях и правила регат (до 1948 включительно).
Первые после войны ОИ (в Лондоне) подтвердили преимущество скандинавов в байдарке и чехословацких гребцов в каноэ. Впервые 2 золотые медали получил ставший после этого «королем байдарочников» швед Г. Фредрикссон, а американцы завоевали «золото» и «серебро» на каноэ-двойке. На проходившем в эти дни конгрессе ИКФ были организованы гоночный и др. специальные комитеты.
«Межолимпийский» чемпионат мира в Стокгольме ситуацию в целом не изменил, а в олимпийском "ельсинки-52 к странам-победительницам «присоединилась» Финляндия, уверенно потеснив шведов и чехословацких гребцов.
К олимпийским стартам в столице Финляндии допустили немецких гребцов, которые в 1946 – 1949 восстановили региональные комитеты и избрали национальный комитет (ФРГ). Одновременно была организована и секция каноэ Немецкой спортивной комиссии ГДР.
Через год после того как их просьбу о приеме в ряды международного содружества отклонили на заседании бюро ИКФ в 1951 с учетом того, что оба немецких государства были приняты в число членов МОК, гребцов ГДР и ФРГ допустили к раздельному участию в XV ОИ.
Команда советских гребцов, дебютировавшая на Играх 1952, не смогла добиться успехов, хотя в споре женских байдарок Н. Савина завоевала бронзовую медаль, а экипаж каноэ-двойки занял 4-е место в гонке на 10000 м. На этих ОИ в первый раз были размечены белыми, красными и синими буями гоночные дорожки.
На 17 чемпионате мира в Маконе (Франция) впервые во весь голос заявили о себе гребцы Венгрии, накопившие к этому времени сравнительно большую соревновательную практику. Хотя официально командой они впервые выступили на ОИ в Берлине, еще в 1888
в Цюрихе Я. Шерени участвовал в соревнованиях и был членом

Цюрихского гребного клуба, а в 1894 Е. Тибор на таких же соревнованиях победил. Большого успеха добились гребцы ФРГ, сумевшие занять 2-е место в общекомандном зачете. Как всегда, хорошо выступив на каноэ, третьими стали чехословацкие спортсмены. Советские гребцы в этих соревнованиях не участвовали. На заседании конгресса ИКФ немецкий язык снова признали официальным в федерации. С этого года стал регулярно выходить – под редакцией ". Гелена (Великобритания), а позже – ". Веспера (ФРГ) – печатный Бюллетень ИКФ.
Большой неожиданностью для всех участников Олимпиады в Мельбурне-56 стало 1-е место наших гребцов в неофициальном командном зачете. Скачок с 10-го места в 1952 на 1-е (2 золотые медали, 8 серебряные и 2 бронзовые вместо 1 бронзовой четырьмя годами ранее) – результат настойчивой плодотворной работы тренерского состава (И. И. Рогачева, Г. М. Краснопевцева, Н. В. Савина), а также Всесоюзной секции гребли на байдарках и каноэ под председательством В. Н. Лукатина.
Последующие призовые места заняли сборные Венгрии и объединенной германской команды, особенно хорошо выступившей в заездах байдарок. На 4-е место впервые вышли спортсмены Румынии (3 золотые медали из четырех в гребле на каноэ). Продолжил победное олимпийское шествие Г. Фредрикссон, снова выигравший обе гонки на байдарке-одиночке (на 1000 и 10 000 м).
После 1956 по предложению ряда национальных ассоциаций был установлен (и выдерживался больше 10 лет) твердый календарь: в послеолимпийский год – смотр сил континента, на следующий – мировое первенство и т. д.