Смекни!
smekni.com

История физической культуры Китая (стр. 2 из 2)

Параллельно из нескольких мастеров и историков ушу, согласившихся сотрудничать с государством (так как искрен­не считали, что ушу нуждается в реформировании), была со­здана комиссия по реформе ушу. Известный мастер Цай Луньюнь на основе своего фамильного стиля хуацюань (рас­цветающий кулак), а также ряда других северных стилей — чжацюань (кулак семьи Чжа), паоцюань (пушечный кулак), хунцюань (кулак потока), пигуацюань (кулак рубки и подве­шивания), шаолиньцюань (кулак монастыря шаолинь) — создал новый спортивный синтетический стиль чанцюань (длинный кулак). На основе пяти стилей провинции Гуан-дун (стили семей Хун, Цай, Ли, Лю и Мо) был создан синте­тический спортивный стиль наньцюань (южный кулак). На­звания приемов заменялись на технические, лишая их тем самым духовной наполненности (согласитесь, «удар, раска­лывающий гору» — это одно, а «хлопок кулаком по ладони» — совсем другое). В период «Великой пролетарской культурной революции» (1966—1976) занимавшиеся ушу подверглись массовым репрессиям за «потакание феодальным пережит­кам». Однако в это время благодаря кинобоевикам начался рост популярности ушу за рубежом, и дабы не портить меж­дународного имиджа КНР, ушу оставили в покое.

Сейчас государство по-прежнему проводит политику пре­вращения ушу в спорт. Среди молодежи, не видевшей ис­тинного ушу, популяризируются чан-цюань и нань-цюань, а также спортивные и оздоровительные версии древних сти­лей. Созданы правила проведения поединков (бой по прави­лам — вещь в традиционном ушу просто немыслимая). Как говорят народные мастера, «чтобы побеждать в поединках по правилам саньшоу, нужно заниматься боксом, а не ушу». Тра­диционное ушу продолжает существовать, но не пересека­ясь с государственным.

Всекитайская академия ушу находится в Пекине. По существу она является одним из факультетов здешнего института физкультуры, но пользуется некоторой автономией и работает по особой программе, цель которой сделать этот вид всемирным, завоевать всеобщее признание. А пока в Академии проходят курс наук сотни молодых людей, с детства достаточно изучивших его приемы и методы, истоки которых теряются в глубине доисторических времен.

Даже весьма поверхностное знакомство свидетельствует о том, что мы имеем дело не просто с видом спорта, а с целой культурой физического воспитания, выдержавшей все испытания и сохранившей себя для современного человека. Мы по существу знаем лишь одну из разновидностей ушу – сугубо боевую, предназначенную для активной самообороны. Именно она привлекает у нас многих молодых людей, жаждущих получить в свои руки, так сказать оружие без оружия. Но для китайцев ушу нечто несоизмеримо большее и они готовы со всем миром поделиться своими знаниями.

В Академии ушу учится немало студентов из Европы и Америки. Девочки, которые овладевают приемами ушу, удивительно пластичны. Этот вид спорта приемлем для людей всех возрастов и полов.

Помимо ушу, китайские студенты, как и в нашей академии имени Лесгафта, изучают все необходимые для образования науки.

Восточные боевые искусства – явление очень сложное, многоликое, оценки его неоднозначны. Очевидна однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная приспособленность к разным социально-историческим и культурным условиям, при неизменной притягательности для западной цивилизации. Проникая в другие страны, утрачивают изначальную ценность и обособляются три главных направления: лечебно-оздоровительная гимнастика, спортивные единоборства и рукопашный бой. Есть и другие направления. В них преобладает влияние западной культуры. Это культивирование в рамках профессионального спорта одной из разновидностей контактного каратэ (кик-боксинг, фул-контакт), а также распространение многочисленных форм многочисленных форм шоу-бизнеса на базе боевых искусств Востока (они смыкаются с искусством цирка, балета, киноискусства). Существуют также обособленные виды борьбы с традиционным оружием. Наиболее популярно японское кэндо – фехтование на самурайских мечах. Самостоятельную группу боевых искусств составляют виды, использующие стрелковое или метательное оружие, наиболее известно японское кюдо – стрельба из лука. Еще одну группу боевых искусств можно связать с особыми условиями подготовки и проведения боевых действий. В Японии например, имелись школы плавания, специализировавшиеся на технике преодоления стремительных горных потоков. Особую разновидность составляла борьба в воде. Однако наряду с естественной специализацией видов и разновидностей боевых искусств, надо иметь в виду их принципиально многоборческий характер. Независимо от специализации, каждый воин должен был быть знаком со всеми видами борьбы и традиционного искусства.

Имея в виду эту глубинную культурологическую предпосылку жизнеспособности восточных боевых искусств, обратимся к наиболее уникальным чертам традиции. Как род военной профессии и системы рукопашного боя, эти искусства не являются чем-то исключительным. Множество аналогов мы находим в истории разных народов – у древних египтян, скифов, славян, скандинавов и других. А вот то, что целое сем5йство боевых искусств в средние века было поднято от уровня просто боевой техники до уровня "воинского пути", сыграло в развитии восточных боевых искусств решающую роль, и определило ее общекультурную ценность. Ключевую, "культурообразующую" роль, сыграли в этой метаморфозе даосизм, чань-буддизм и дзэн. Их влияние оказалось всепроникающим и проявилось не только в мировоззренческих установках, но и в методах психологической подготовки, в конкретных методиках обучения технике и тактике рукопашного боя.

Школы боевых искусств исторически складываются как общности, объединения, возглавляемые мастерами-учителями. Там существует определенная иерархия, определяемая уровнем мастерства и духовной зрелости членов школы – мастер, старшие и младшие ученики. Истоки этой иерархии лежат в семейно-родовых устоях организации профессиональных средневековых объединений. Личностная основа обучения в школах боевых искусств, их внутренняя сплоченность и внешняя автономность требовали разработки особой разветвленной системы личностно-профессионального отбора учеников, контроля за процессом обучения и оценки его результатов. Размышляя сегодня об аспектах жизнеспособности восточных боевых искусств, обсуждая перспективы развития этой традиции, мы не можем не задумываться и о том, что именно и в каком отношении приемлемо для наших современников и соотечественников. Совершенно очевидно, что нормы и принципы средневековой, да еще и инонациональной культуры не могут сохраниться без изменений. Достаточно обратиться для этого к опыту ассимиляции восточных единоборств на Западе. В тоже время любое культурное наследие требует бережного к себе отношения. Важно, отвергая преходящее, внешнее, не упустить вечное, сущностное, имеющее общечеловеческую ценность.

…Провинция Хэнань, раскинувшаяся в районах среднего и нижнего течения Хуанхэ, не только имеет многовековую традицию истории и культуры и славится множеством памятников старины, но и является местом, где зародилась известная школа ушу – шаолиньцюань. Нескончаемый поток китайских и зарубежных туристов приезжает в живописные места горы Суньшань, где находится старинный храм Шаолиньсы, чтобы своими глазами увидеть шаолиньское искусство, о котором они так много наслышаны. Дворец ушу располагается в 700 метрах к востоку от храма Шаолиньсы, в красивом месте, где с одной стороны вздымается вершина Ужуфэн, а с другой – течет рек Шаосихэ. Само сооружение Шаолиньского дворца имеет площадь в 7200 кв. м., а занимает общую площадь в 30 000 кв. м. Все строения архитектурного ансамбля выполнены в старинном стиле. Во дворце имеется большой зал состязаний, тренировочный комплекс, а также ресторан и гостиница.

Шаолиньский дворец стал самым крупным современным комплексом ушу.