Смекни!
smekni.com

Плавание: кроль на спине, брасс на груди, кроль на груди (стр. 3 из 4)

Кинематика движений ног в положении на спине очень похожа на движения ног в кроле на груди. Ударная, или рабочая, фаза выполняется вверх, подготовительная — вниз. После окончания удара нога выпрямлена в коленном суставе и стопа занимает положение у поверхности воды. Величина угла, на который согнута нога в тазобедренном суставе, зависит от погруженности таза пловца.

Подготовительное движение начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе до такого момента, пока нога не займет горизонтальное положение. Затем раз­гибание в тазобедренном суставе заканчивается и сразу же начинается его сгибание. Стопа же продолжает опускать­ся вниз, и нога сгибается в коленном суставе. На этом за­канчивается подготовка к удару.

В начальной части ударного движения бедро с нараста­ющей скоростью продолжает сгибаться, в тазобедренном суставе, колено при этом поднимается вверх, увлекая за cобой голень. Носок стопы, поднимаясь вверх и встречая со
противление воды, вытягивается и поворачивается во­
внутрь. Эту часть ударного движения пловцы выполняют по-разному. У людей с длинными и легкими ногами наблю­дается сгибание коленного сустава, а у людей развитой мышечной силой ног изменение угла сгибания не происхо­дит. В заключительной части ударного движения бедро резко меняет направление, разгибаясь в тазобедренном, су­ставе, а стопа с нарастающей скоростью продолжает пере­мещаться вверх. Заканчивается движение разгибанием стопы в голеностопном суставе, при этом носок движется из­нутри вверх.

Так же, как и в кроле на груди, основное тяговое уси­лие при плавании на спине создают руки (рис. 2). После окончания гребка рука проносится над водой выпрямлен­ная в локтевом суставе и входит в воду по линии, проходящей параллельно оси тела через центр одноименного плечевого сустава. Перед входом в. воду ладонь поворачи­вается наружу. Гребковое движение начинается со сги­бания кисти в лучезапястном суставе, ладонью в направле­нии вниз наружу. Погрузившись на глубину 30—40 см, она движется назад и, пересекая линию плеч, приближается к поверхности воды. В этот момент рука согнута в локтевом суставе до угла 75—90° и все ее звенья располагаются в одной плоскости.

Во второй половине гребка скорость движения руки воз­растает. Кисть и предплечье отстают от плеча, стараясь со­хранить перпендикулярное положение по отношению к на­правлению движения. В конце второй половины гребка кисть, продолжая движение назад, погружается, повора­чиваясь ладонью вниз вовнутрь. Этим последним движени­ем решается, главным образом, задача создания опоры о воду, необходимой для поддержания тела в более высоком положении. После окончания гребка выпрямленная рука поднимается из воды и принимает исходное положение к началу следующего гребка. Попеременные гребковые дви­жения рук поддерживают непрерывное тяговое усилие и тем самым позволяют равномерно передвигать тело вперед. Создание непрерывной силы тяги в попеременных гребковых движениях становится возможным благодаря быстро­му проносу руки, закончившей гребок, и началу ее сле­дующего гребка в момент, когда противоположная рука его еще продолжает.

Дыхание в кроле на груди трехфазное: вдох через рот, задержка вдоха и энергичный выдох. Начало вдоха всегда совпадает с моментом подъема одной руки из воды и пер­вой частью гребка другой руки. На один цикл движения рук выполняется один вдох. В отличие от других способов плавания дыхание в кроле на спине может и не быть свя­занным с темпом движения рук. Например, при появле­нии утомления пловцы-спинисты иногда начинают чаще дышать, выполняя вдох при поднимании из воды каждой руки.

Как указывалось ранее, согласование движений рук и ног в кроле на спине чаще всего шестиударное, то есть на два гребка руками совершается шесть ударов ногами. Со­гласованность работы рук и ног в кроле на спине анало­гична шестиударному согласованию при плавании кролем на груди. При входе в воду и начале сгибания например, правой кисти в лучезапястном суставе ударное движение делает правая нога. При погружении кисти и предплечья удар выполняет левая нога. В середине гребка правой руки удар совершает правая нога, а в конце гребка правой руки рабочее движение выполняет противоположная, левая нога. Во время выхода правой руки из воды и ее проноса по 'воздуху ноги успевают сделать еще два ударных движе­ния. Шестиударное согласование обеспечивает устойчивое положение оси тела пловца, позволяет совершать ритмич­ные повороты плеч вокруг продольной оси тела, не вовле­кая в это вращение тазобедренные суставы.

3. Брасс на груди.

Брасс как способ плавания был известен еще в глубо­кой древности. В некоторых наставлениях прошлого века этот способ назывался «плавание по-лягушачьи». Брассом легче, чем другими способами, плыть в одежде, транспор­тировать по поверхности воды какие-либо предметы, ориентироваться в направлении движения. Он экономичен и большинством людей легче осваивается.

Как спортивный способ плавания брасс стал известен
с 1904 года. Тогда им плавали дистанцию 440 ярдов. За­
тем, несколько позднее, пловцы соревновались на дистан­ции 200 м. С 1968 года в программу соревнования стали включать дистанции 100 и 200 м — как для мужчин, так и для женщин.

История развития техники спортивного брасса началась с ортодоксального, как его сейчас называют, брасса. Плов­цы выполняли гребковые движения ногами с широко разведенными коленями. Стопы и период гребка двигались в стороны назад, а затем сближались. Траектория движения их напоминала полуокружности. Руки, прямые в локтях, двигались в стороны до линии плеч, а затем, сгибаясь, при­ближались к груди и выводились вперед в исходное поло­жение. Вдох пловцы делали в начале гребка рук. Незыб­лемым правилом считалось выполнение гребкового движе­ния ногами только после окончания подготовительного дви­жения рук. Основную движущую силу развивали ноги, ру­ки лишь поддерживали внутрицикловую скорость. Движе­ние плеч вверх и вниз считалось ошибочным. После гребка ногами обязательной была фаза скольжения.

Можно с уверенностью сказать, что советские пловцы начиная с 30-х годов являются инициаторами внедрения технических новинок в этот способ плавания. Заслужен­ный мастер спорта Леонид Мешков, имевший в предвоен­ные годы результаты, близкие к мировым рекордам, пер­вым продемонстрировал технику с мощными гребками рук, В 1953 году ленинградский пловец Владимир Минашкин установил мировой рекорд на дистанции 100 м. Его стиль также отличался мощной работой рук. Однако в отличие от других пловцов он начинал гребок руками в тот мо­мент, когда ноги еще не закончили удара. Это позволяло ему иметь более высокий темп движений.

В 1956 году на мельбурнской Олимпиаде получил рас­пространение подводный брасс. Использовав неточности в правилах соревнований, брассисты удлинили гребок рука­ми и стали выполнять его наподобие гребка кролем. Наи­большую часть дистанции они передвигались под поверхно­стью воды. Подводный, или ныряющий, брасс оказался бо­лее быстроходным, потому что при движении тела под во­дой отсутствует волновое сопротивление. Однако там же, в Мельбурне, конгресс ФИНД (Международная любитель­ская организация плавания) принял решение запретить ны­ряние в брассе.

После введения новых правил брасс становится тем­повым. Произошло это за счет уменьшения амплитуды в движениях ног и укорочения гребка руками. Вдох пловцы стали выполнясь в конце гребка руками, в тот момент, когда гребковые мышцы туловища расслаблены и грудная клетка освобождена для полноценного наполнения возду­хом. Ведущими представителями такой техники брасса бы­ли советские пловцы А. Антонян и Г. Прокопенко. В 1962 и 1966 годах Г. Прокопенко был чемпионом Европы, а в 1964 году на Олимпийских играх в Токио он завоевал се­ребряную медаль на дистанции 200 м.

Г. Прокопенко и его тренеру В. Ткаченко принадлежит приоритет и в создании современной техники планирующе­го брасса, при которой в момент наивысшей внутрицикловой скорости тело пловца занимает хорошо обтекаемое по­ложение. В планирующем брассе плечевой пояс в конце гребка руками плавно выходит вперед вверх, таз и бедра приподнимаются, ноги немного сгибаются в коленях. По­стоянно применяя новинки в технике движений и методике тренировки, советские брассисты на протяжении последних 30 лет занимают ведущие позиции в мировом плавании.

В современном брассе подготовительное движение ног выполняется сгибанием их в коленном и тазобедренном су­ставах (рис. 3). В коленях ноги сгибаются полностью, то есть до угла 45—509, в тазобедренных суставах — до 110°; В конце подготовительного движения колени нахо­дятся на расстоянии, равном ширине таза, а стопы на ширине плеч. Голеностопы полностью разогнуты, носки разве­дены в стороны.

Гребковое, или ударное движение ногами начинается с быстрого разгибания ног в коленных и тазобедренных суставах. Развернутые наружу стопы двигаются назад в стороны, а затем вовнутрь. Разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах совпадает с окончанием движения ног вовнутрь Гребущими, поверхностями в брассе являют­ся внутренние поверхности стопы и голени. Ощущение дав­ления воды на этих участках при выполнении гребка яв­ляется показателем правильности движения.

В технике современного брасса чрезвычайно важная, роль принадлежит рукам. Перед началом гребка руки вы­тянуты вперед и находятся у поверхности воды, ладони направлены вниз. Гребковое движение начинается со сги­бания кистей в лучезапястных суставах. При этом ладони поворачиваются наружу вниз. Затем руки, незначительно согнутые в локтях, двигаются в стороны и немного вниз. Ладонь занимает перпендикулярно» положение к направ­лению своего движения. Поскольку продвижение кистей за линию плеч не разрешено правилами соревнований, гребок руками в стороны заканчивается тогда, когда кисти до­стигнут их уровня. После этого кисти меняют направле­ние своего движения, приближаясь к туловищу, при этом руки значительно сгибаются в локтях. Оказавшись под грудью, кисти, не останавливая своего движения, переме­щаются вперед, и выпрямление в локтях заканчивается. После этого цикл, вновь, повторяется.