Смекни!
smekni.com

Спорт как специфический вид человеческой деятельности (стр. 3 из 3)

Тогда развитие идет не по двумерной кривой (с неизменным

застойным участком, существование которого четко показано в

теории спорта), а по восходящей спирали, захватывающей несколько

"плоскостей". В упрощенном виде, относящемся лишь к физическим

качествам, подобный подход реализуется через так назвываемую

периодизацию тренировок. Боевые искусства Востока содержат

несколько более сложный вариант, в котором чередуются периоды

усиленного культивирования морально-этических, физических и

психоэмоциональных качеств. О необходимости всестороннего

развития спортсмена сейчас говорят очень много [2, 4, 6, 9], хотя

подобная идея, как мы уже отмечали, была характерна для

подготовки воинов в средневековой Японии [11, c. 18].

Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом

Говоря о самореализации, невозможно обойти проблему,

возникающую при превращении спорта в профессию. Дело в том, что

профессиональная спортивная деятельность в значительной степени

подчиняется закономерностям, характерным для других областей, где

происходит производство каких-либо ценностей. Спортсмен,

вовлеченный в "производство" результатов, зрелища, становится

зависимым от внешних проявлений своей деятельности. Неудача может

привести (и приводит) к последствиям, от которых, как было

- 16 -

отмечено раньше, стремились уйти при выделении спорта как

самостоятельного явления: потере социального статуса, нарушениям

жизнедеятельности вплоть до лишения жизни, глубокому

психологическому кризису. Более того, реализация возможностей

человека искусственно втискивается в заданные извне рамки, выход

за которые пресекается различными способами - от психологического

давления до прямого физического воздействия.

Объяснение этого феномена, по нашему мнению, лежит далеко за

пределами не только теории спорта, но и теории деятельности.

Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех сферах жизни

общества: изменения, первоначально направленные во благо

человека, таинственным образом превращаются в препятствия на пути

его развития. Создается впечатление, будто на поверхность выходят

следствия каких-то глубинных, заложенных в самой природе человека

факторов. Ни в одной системе социальной философии до сих пор не

выдвинута концепция, позволяющая объяснить и эффективно

преодолеть эти влияния. Предлагались различные пути "исправления"

недостатков человечества, от повсеместного просвещения до

насильственного искоренения антигуманных проявлений (см. весьма

полный обзор в [13, ч. 1, с. 10-27]). Однако выяснилось, что

любое знание может быть использовано двояко, силовые методы

порождают аналогичное по силе противодействие, а изменение

структуры общества дает выход тем или другим разрушительным

тенденциям. И спорт не является исключением. Идеал гармоничного

развития вследствие упора на результат как единственную цель

- 17 -

подменен культом силы и подавления. Вместо пропаганды здорового

образа жизни спортивное зрелище пропагандирует жестокость и

бездуховность.

Как можно предположить на основании сказанного выше, причиной

"обращения благих намерений во зло" становится неправильная

постановка целей. Материальный результат, выраженный в какой бы

то ни было форме, не может быть целью деятельности, включающей в

себя совершенствование человека. В противном случае она

превращается в производственную деятельность, где объект отделен

от субъекта, а следовательно, возможно отношение к человеку как к

средству, а не самоцели.

-18-

Выводы

Спорт как специфический вид человеческой деятельности

объединяет в себе различные аспекты человеческого бытия и потому

должен рассматриваться в единстве духовного и телесного. Основная

его цель - совершенствование человека через гармонизацию

физического, эстетического и нравственного развития.

Соревновательная деятельность должна служить демонстрации

возможностей гармонично развитого человеческого организма в

условиях неантагонистического противоборства. Коммерческие цели в

спорте не являются определяющими; выведение их на первый план в

профессиональном спорте представляет собой последствие извращения

изначальной системы ценностей и может быть преодолено смещением

акцентов в развитии данного явления.

Современная теория спорта лишь начинает нащупывать подходы к

объединению внешнего и внутреннего, уже сотни лет назад

разработанные в школах боевых искусств. Необходим более глубокий

философский анализ данной проблемы без попыток свести

многообразие проявлений человеческой телесности к одному или

нескольким факторам, взятым в отрыве от целого.

.

-19-

ЛИТЕРАТУРА

1. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М.: Наука, 1992 - 429 с.

2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница, 1989 - 110 с.

3. Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1974, Т. 1, с. 25

4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры

человека. М.: ГЦИФК, 1992 - 120 с.

5. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48

6. Сараф М.Я. Спорт в культуре ХХ века (становление и тенденции развития). // Теория и практика физической культуры, 1997, 7, с. 5-12

7. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных

связях. (Словарь-справочник). М.: ФОН, 1995 - 451 с.

8. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории

физической культуры. Л.: ВИФК, 1985 - 134 с.

9. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие

теории физической культуры. // Теория и практика физической

культуры, 1997, N 9, с. 18-20

10. Д. Судзуки. Основы дзэн-буддизма. //В кн.: Дзэн-буддизм.

Сост. и ред. В.А.Шериев. Бишкек: МП "Одиссей, 1993 - 672 с.

11. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. М.: "Интерпресс", 1993 - 64 с.

12. Morgan W. J. Amateurism and professionalism as moral languages: in search of amoral image for sport. //Quest-(Champaign,-Ill.); 45(4), Nov 1993, 470-493 Refs:30

13. Бережной Н.М. Социальная философия (в 2 т.). М.: Гос. акаде-

мия сферы быта и услуг, 1996.