Смекни!
smekni.com

Физическая культура раннего христианства (стр. 2 из 3)

Любопытные дополнительные сведения о раннем христианстве и его отношении к физической культуре и вопросу об отношению к телу принесли сделанные несколько десятилетий назад находки рукописей на побережье Мертвого моря, в Хирбет-Кумрак, относящихся к ессейской секте. Новые находки обнаружены также в Риме и около Иерусалима, однако их значение пока еще не совсем ясно и находится в стадии изучения.

Наибольшая часть раннехристианской литературы (I-IV вв.) дошла до нас на греческом и латинском языках, а также на коптском, сирийском, арамейском, эфиопском, грузинском и арабском.

Все это основные христианские источники. Сколько-нибудь сопоставимые с ними письменные свидетельства языческих авторов рассматриваемого исторического периода очень скудны и малочисленны, особенно если они относятся к первым векам н.э.

Первое такое свидетельство относится к 64 г., однако оно содержится в позднее написанных "Анналах" Тацита (начало II в.). Еще одно свидетель ство I в. включает в себя кн. 18 "Иудейских древностей" Иосифа Флавия.

Во второй половине II в. языческих сообщений о христианах и отличительных особенностях их плотской и духовной жизни в литературе появляется несколько больше. Например, в Римской империи о них пишет император Марк Аврелий, а на Востоке - Лукиан Самосатский, довольно информативная повесть которого "О кончине Перегрина" представляет собой своеобразную сатиру на жизненный уклад и обычаи христианских общин Малой Азии.

В первые столетия после своего возникновения христианство существовало в собственной колыбели - Римской империи, еще продолжавшей придерживаться высокоразвитой телесной культуры и традиционных жизненных ценностей античного мира. Римская империя в это время представляла собой величайшее рабовладельческое государство, включавшее огромные территории с разными народами. Во II в. в ее состав помимо Италии и островов Средиземного моря входили Британия (современная Англия), Галлия (совр. терр. Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швейцарии, западная часть ФРГ), Верхняя Германия (терр. совр. Юго-Зап. Германии), Испания, области, расположенные к югу от Дуная (совр. Бавария, Австрия, Венгрия, Словения, Хорватия, Югославия, Босния, Герцеговина, Албания и Болгария), Дакия (прибл. совр. Румыния), Македония и Ахайя (Греция), Малая Азия, сев. часть Аравии, терр. совр. Турции, Ирана, частично Ирака, Грузии, Армении и Азербайджана, Сирия и Иудея (ныне часть Иордании, Сирии, Египта, Ливан и Израиль), а также все побережье Северной Африки (б. часть совр. Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта).

Жители империи избирательно использовали нужные физические упражнения в духе римского функционального мышления и элементарного здравого смысла. Наиболее высокий уровень материального обеспечения и организации физического воспитания наблюдался в столице. Молодые римляне учились плавать и метать копье, упражнялись в беге и прыжках, борьбе и кулачном бое, верховой езде и фехтовании. Популярные игры с мячом и различные настольные игры способствовали их общему развитию. В целях военной подготовки проводились длительные марши с поклажей, а также специальные упражнения с оружием или на тренировочном деревянном коне. Все эти двигательные упражнения были просты, надежны, эффективны и носили ярко выраженный прикладной характер.

Среди разнообразных религиозных, политических, экологических и иных факторов, определявших количество, величину и внешний облик спортивных сооружений, проявилась трезвая римская целесообразность. Заимствованные из Греции и эллинистического Востока достижения физического воспитания были усовершенствованы и соответствующим образом переосмыслены в их новой государственной функции.

Физическая культура в I-IV вв. превратилась в предмет особой заботы императорской власти и служила укреплению ее авторитета среди населения. Империю захлестнула волна архитектурной гигантомании. Императоры строили гигантские и добротно оборудованные термы (общественные купальни), предназначавшиеся для массовых гигиенических процедур и занятий различными видами спорта. Эти комфортабельные комплексные сооружения включали в себя обширные банные отделения, большие плавательные бассейны, профессионально оснащенные залы и площадки для разных видов спорта и удобные комнаты отдыха. Римляне посещали их с удовольствием, поскольку они были недорогими, а детей и вовсе пускали туда бесплатно.

Средние и зажиточные слои населения проводили в таких общественных купальнях значительную часть времени, общались между собой, удобно совмещали приятное с полезным и кроме плавания выполняли наиболее приглянувшиеся каждому физические упражнения. Одни поднимали тяжести, боролись, упражнялись в беге или прыжках, другие развлекались различными играми с мячом, третьи занимались танцами и т.д. Образное представление о гимнастических упражнениях в римских купальнях может вызвать, например, письмо Сенеки Младшего (известного философа и писателя, воспитателя молодого Нерона) своему другу во второй половине I в. с описанием царившей там обстановки: "Отовсюду вокруг меня доносится хаотический шум. Некоторые выполняют утомительные упражнения или поднимают тяжести, если же они притомятся, то делают себе массаж, я слышу, как хлопает по кому-нибудь рука, причем звук этот меняется в зависимости от того, раскрытой или согнутой ладонью бьют по телу. Или же к этому присоединяется игрок с мячом, который считает свои удары ..." [12, с. 221].

Подобных гигантских терм в императорское время только в одном городе Риме насчитывалось 11, из них наиболее известны термы Каракаллы. Помимо строительства колоссальных терм, названных его именем, этот император прославился и тем, что в 212 г. издал эдикт о распространении прав римского гражданства (ConstitutioAntoniniana) на всех свободных жителей империи. Таким образом, роль имперских провинций значительно возросла.

Для удовлетворения потребностей народа в спортивных зрелищах и развлечениях после огромного амфитеатра Колизея, вмещавшего 50 тыс. зрителей, в Риме, имевшем тогда около 1 млн жителей, был построен еще более грандиозный цирк Максимус, трибуны которого в IVв. были расширены до 350 тыс. мест [5]. (Мысленно сравните с вместимостью крупнейших современных спортивно-зрелищных сооружений мира, которые уступают ему в 2-3 раза, и сделайте соответствующие выводы.) Величественные цирки и амфитеатры воздвигались нe только в Риме, но и в Помпее, Вероне, Капуе, Сиракузах. Правовой статус выступавших в них профессиональных атлетов был закреплен благодаря образованию атлетических обществ.

Физическая культура населения выражала трезво-реалистический характер римского мировоззрения. В целях повышения эффективности и эстетизации физических упражнений нередко использовалась музыка. Музыка активно применялась во время тренировочных занятий, спортивных состязаний или физической работы иного рода. Для создания благоприятного музыкального фона во время гладиаторских боев в амфитеатрах наряду с металлическими духовыми инструментами порой использовались органы.

В это время в Римской империи довольно широко культивировались спортивные соревнования, осуществляемые по греческому образцу. В процессе консульских праздников проводились массовые состязания в борьбе, беге, верховой езде, гребле и целом ряде других видов спорта. Император Август возродил Троянские игры в цирке, которые при нем стали проводиться довольно часто и по специальному плану: 4-5 апреля спортивные игры в честь Богини Кибелы; 12-18 апреля и 28 апреля - 3 мая - в честь Богини Флоры; 6-13 июля - в честь Бога Аполлона; 20-30 июля - в честь победы Цезаря в гражданской войне; 4-19 сентября - Римские игры; 3-12 октября - в честь Августа-миротворца; 27 октября - 1 ноября и 4-7 ноября - Плебейские игры. По образцу Олимпийских игр Август основал Акцийские, а Домициан - Капитолийские игры.

Наряду с указанными спортивными состязаниями для населения Римской империи устраивалось и множество других, хотя и менее популярных, провинциальных соревнований, организуемых чаще всего богатыми местными аристократами (ныне их назвали бы спонсорами) в рекламных целях. Нередко в подобных соревнованиях участвовали и жители империи, исповедующие христианскую веру.

Это связано с тем, что раннее христианство было значительно свободнее во взглядах на физическую культуру и во многом отличалось от более позднего, зафиксированного в догматах Никейского Собора. Оно еще не знало ни догматов, признаваемых непреложной истиной, не подлежащей критике, ни аскетического пренебрежения к телу, ни суровой этики официального христианства и являлось гонимой оппозиционной религией страждущих народных масс, стремящихся к социальному ненасилию, благости и справедливости в земной жизни, чтобы заслужить право попасть в Царство Божие в загробной.

Для ранних христиан характерно возвышенное и благородное отношение к своему телу, почитаемому вместилищем или "храмом Духа Святого", участвующему совместно с душой и духом в спасении самого человеческого естества. При этом телу, в отличие от духа и души, христианское учение отводит особую роль - ему предназначе но сначала умереть, а потом воскреснуть, но уже в преображенном, одухотворенном виде. Поэтому пренебрежительное отношение к культуре тела грешно и недопустимо. Эти представления восходят к новозаветным взглядам апостола Павла, изложенным в его Посланиях к Ефесянам, Римлянам, Коринфянам. Аналогичные представления проявляются и в ряде других библейских текстов, написанных в первые века после возникновения христианства.