Смекни!
smekni.com

Использование гелий-неонового лазера для восстановления и повышения работоспособности (стр. 2 из 2)

3-я экспериментальная группа (лыжники-гонщики I разряда) состояла из 10 человек, их физическую нагрузку составляли тренировки по 16 км ежедневно). Все были здоровы. Жалоб не предъявляли. Средние кардиологические показатели: ЧСС - 58 уд/мин, АД - 120/70 мм рт. ст., показатели сократительной функции миокарда - симптом гипердинамии (признаки утомления или недовосстановления миокарда). Показатели эхокардиографии согласовывались с данными, полученными Г.Е. Калугиной (1986).

Ежедневное воздействие лазером на БАТ после тренировок на 10-й день приводило к относительному уменьшению реактивности САС на нагрузку и снижению выделения катехоламинов, которое, однако, оставалось выше исходного. Восстановление функционального состояния САС и биохимических показателей при этом было более выраженным, чем без облучения и даже при облучении перед нагрузками. Это указывает на положительное влияние облучения лазером после нагрузок на процессы не только адаптации, но и восстановления.

Полученные результаты свидетельствуют, что изменения активности и реактивности САС и системы ГГКН могут являться одним из основных механизмов воздействия облучения лазером БАТ на спортивную работоспособность.

Через 10 сеансов у лыжников отмечалось усиление парасимпатического влияния вегетативной нервной системы на функцию ССС. После облучения снижались показатели АД и ЧСС (на 7-8 уд/мин и на 10-20 мм рт. ст. соответственно). Таким образом, средние показатели ЧСС равнялись 50 уд/мин, АД - 100/60 мм рт.ст.; в последующие дни, к 5-му сеансу, показатели ЧСС и АД в покое стабилизировались. Улучшились показатели хронокардиографии, повысилась сократительная функция миокарда - формировался синдром фазовой нагрузки объемом, что свидетельствовало о хорошем функциональном состоянии миокарда. Показатели эхокардиографии не изменились.

На 5-й день облучения после физической нагрузки наблюдалось восстановление лактата глюкозы и аспарагиновой трансаминазы до исходного уровня, что свидетельствовало об улучшении процессов восстановления, показатели САС снизились. Вероятно, к этому времени нагрузка не вызывала активации САС, а выделение ДОФА снизилось. К 10-му дню облучения самочувствие спортсменов оставалось хорошим, увеличился объем нагрузок до 25-30 км, спортсмены тренировались легко, не чувствуя усталости на следующий день. Биохимические показатели свидетельствовали о полном восстановлении к следующему дню тренировочных занятий. По данным САС и ГГКН, адаптация к нагрузкам наступала полностью к 10-му дню облучения БАТ и сохранялась еще в течение 10 дней.

Проведенные исследования показали, что работоспособность спортсменов за время тренировок и воздействия лазером на БАТ в экспериментальных группах повышалась достоверно больше, чем в контрольной группе спортсменов, тренировавшихся без воздействия лазером БАТ.

Уже после 5 сеансов облучения лазером, как перед нагрузкой (в 1-й экспериментальной группе), так и после нее (во 2-й экспериментальной группе), работоспособность по тесту PWC170 была в них статистически достоверно выше, чем

в контрольной группе. Еще больше работоспособность увеличилась после 10 дней воздействия лазером. Она оставалась такой же высокой в трех экспериментальных группах и на 10-й день последействия. Необходимо подчеркнуть, что такая работа обеспечивалась у этих спортсменов при меньших энергетических затратах, так как они были лучше адаптированы к подобным нагрузкам и быстрее восстанавливались, как по данным кардиографических показателей, так и по активности и реактивности САС и системы ГГКН и биохимическим показателям крови.

Таким образом, у всех спортсменов, получавших облучение ГНЛ, более выражено повышение спортивной работоспособности за цикл тренировочных занятий, восстановление протекает значительно лучше и быстрее, чем у спортсменов контрольной группы. Можно считать, что выявленные изменения активности и реактивности САС и системы ГГКН лежат в основе механизмов воздействия лазеропунктуры у спортсменов.