Смекни!
smekni.com

Борьба (стр. 2 из 3)

Только имена профессиональных цирковых борцов сверкали тогда на мировом борцовском небосклоне. При всем уважении к борцам, выступавшим в цирке, к их заслугам в популяризации борьбы мы не должны все же забывать, что ни один из них не выступал на зарубежных чемпионатах как официальный представитель России. Предположим, организуется чемпионат Германии или, скажем, Франции. Выгодно было борцу там выступить – он ехал, не выгодно — не ехал. Словом, он волен был выступать там, где платили больше. И еще одно обстоятельство: хотел хозяин дать первый приз и титул чемпиона мира такому-то борцу — он давал, но мог по какой-либо причине и не дать, несмотря на первоклассные выступления борца. Так было с Поддубным, когда он участвовал в чемпионате Луриха и где ему не дали возможности занять первое место.

При всем том, что, как мы уже говорили, любительская борьба как вид спорта в России развивалась слабо, отдельные любители-самородки все же выбрались на международную арену и оказались (в тяжелейших условиях, без всякой рекламы) победителями на официальных первенствах международного масштаба.

Международный олимпийский комитет был создан в 1894 году, а уже через два года в Афинах, в 1896 году, были проведены первые Олимпийские игры, в программу которых, как один из основных видов спорта, входила борьба. В том же году были утверждены правила борьбы, а также французская терминология приемов. Борьба получила название греко-римской, однако по старой привычке и традиции ее продолжали называть французской. Это название сохранилось до 1948 года, до того момента, когда советская Всесоюзная секция борьбы приняла решение именовать у нас в стране борьбу классической.

На первые международные соревнования конца прошлого века были приглашены и спортсмены России, однако никаких средств на эту поездку власти не ассигновали. Пришлось прибегнуть к добровольным пожертвованиям.

Впервые русские борцы приняли участие в международном тяжелоатлетическом чемпионате в 1898 году в

Вене, где выступали от России два борца — А. Шмелинг и Г. Гаккеншмидт, который блестяще завоевал первое место, стал чемпионом Европы.

И в Олимпийских играх 1908 года русские борцы приняли участие (Лондонская олимпиада), но здесь удалось занять лишь вторые места легковесу Н. Орлову и Н. Петрову в тяжелом весе.

Особенно неудачным выступление русских борцов было на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 году. По вине руководителей Русского олимпийского комитета соответствующая подготовка спортсменов к Олимпиаде проведена не была, все дело было пущено на самотек. Единственным борцом, дошедшим до финала, был Мартын Клейн. Он провел в финале самую длинную схватку за всю историю борьбы с двукратным чемпионом мира финном Ассикайненом. Они боролись 10 часов 15 минут. Победа по баллам была присуждена Клейну. На второй день Клейн Должен был бороться за первое место со шведом Игансоном, но из-за повреждения руки Клейн отказался от борь6ы и за ял второе место.

На новом пути

После революции, в 1918 году, борцы сделали попытку объединиться. В Петрограде они создали Всероссийский союз борцов — атлетов-профессионалов. Был у союза свой девиз: “Один за всех и все за одного” — и даже свой печатный орган — журнал “Борец-атлет”, который вышел всего два раза. В мае 1918 года в первом номере этого журнала было помещено известие, обращенное ко всем борцам. Оно гласило:

“Позволяем себе сообщить Вам приятное известие. Нам удалось организовать в Петрограде Всероссийский союз борцов — атлетов-профессионалов, имеющих своей целью объединить борцов-атлетов всей России.

Стоварищеским приветом. Президиум союза”.

Но этому союзу не суждено было долго существовать. Он скоро прекратил свою деятельность. Никакого руководящего центра у борцов не было. Да и трудно было в то время его организовать. В стране еще бушевала гражданская война, была разруха, голод.

Распадались традиции, созданные старыми борцами, многие из которых отличались и высокой дисциплиной, и требовательностью, и любовью к своему делу. Появились дельцы, сколачивающие капитал на мелких чемпионатах. В результате профессиональная борьба была запрещена. Но позже, в 1926 году, чемпионаты опять возродились, стали выступать под разными марками небольшие коллективы борцов. Это опять дало возможность “дельцам” взяться за дело. Появились частные владельцы чемпионатов — нэпманы, которые порой срывали большой куш, а борцам платили копейки.

Созданное Центральное управление государственных цирков (ЦУГЦ) объединило все цирки, эстрады страны. Однако борцов в эту систему не включили. Но, как говорит старая пословица: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”.

Цирки, по свидетельству многих очевидцев, не пользовались особой популярностью, зрителей было мало. И вот тогда руководитель Главного управления цирков, по рекомендации и ходатайству старых борцов Н. В. Башкирова и Ф. И. Прашека, принял решение открыть чемпионаты французской борьбы. Первыми в ЦУГЦ были, приглашены два чемпионата, возглавляемые опытными людьми — Петром Петровичем Бредихиным и Леонидом Карловичем Гебауэром. Один из чемпионатов (под руководством Бредихина) проводился в Сталинградском цирке.

Участник этого чемпионата, известный борец Василий Ярков рассказывал:

— Когда мы прибыли в Сталинград, то узнали, что старое шапито продается с торгов. Артисты долго не получали жалованья. Цирк пустовал, народ не ходил. И сразу, как начали выступать борцы, пошли большие сборы, и все стало на свое место. В цирке были сплошные аншлаги. Шапито было спасено. Вот борцы, первыми вступившие в ЦУГЦ: Бредихин, Шивяков, Прохоров, Шацкий, Гайдамак, Ян-Цыган, Буревой, Калишевич, Хаджи Мурат, Чуфистов, Альтон, Аркас, Бернадский, Раковский, Аренский, Соловьев, Громов, Ярков, Сутягин.

Видя заинтересованность зрителей борьбой, руководство цирков приняло срочные меры к увеличению составов чемпионатов. Начались поиски борцов, уже бросивших цирковую борьбу. Стали привлекать к этому делу молодежь. Большая группа молодых одаренных, людей впервые вступила на цирковую арену. И многие из них на долгие годы связали свою судьбу с цирком, став впоследствии знаменитыми артистами.

Хотя Главное управление цирков уже приняло борцов в свое ведомство, однако разного рода “неорганизованные” мелкие чемпионаты появлялись то тут, то там. В такой чемпионат попал и автор этих строк в 1935 году.

Развитие профессиональной борьбы набирало в это время утраченные ранее темпы. Центральное управление заваливали письмами, телеграммами, просьбами из разных городов и столиц республик — дать им в цирк чемпионат, прислать борцов, а иногда разгорался сыр-бор даже из-за одного борца. Письма шли от общественных организаций, от производственных коллективов фабрик и заводов. Директора цирков, особенно опытные, например, такие, как Яшин (Харьков), Бурунский (Днепропетровск), Алиев (Ростов), Сазонов (Баку), сами ехали в Москву, чтобы получить чемпионат в свой город. Эти директора умели добиваться своего.

Некоторые авторы воспоминаний объясняют такой успех цирковой борьбы тем, что будто бы остальные цирковые номера были тогда низкого качества, зрителям не нравились. Позволю себе с этим не согласиться. В тридцатые годы на цирковой арене работали знаменитые артисты: Дуровы Владимир и Юрий, Кио, Маяцкие, сестры Кох; были конные аттракционы Никитина, Туганова, Кантемирова, воздушные аттракционы Бараненко, Буслаевых. Однако с чемпионатами по борьбе конкурировать никто не мог. И, видимо, здесь причина была не внизком качестве цирковых аттракционов, а в высоком качестве чемпионатов борцов, в их возрастающей популярности. Жители того или иного города наблюдали, что буквально через несколько дней после открытия чемпионата ребята уже боролись между собой на траве, на улице, брали себе имена известных, полюбившихся им борцов. Взрослые зрители подолгу и горячо обсуждали все удачи и промахи атлетов.

В тридцатые годы особенно заметно было, как вливаются в мощную когорту ветеранов цирковой борьбы, когорту Поддубного, Заикина, Шемякина, Буля, Спуля и других звезд цирковой арены свежие силы. Одни из молодых борцов уже успели хорошо показать себя на манеже, а другие только начинали свой путь.

В расцвете сил был Федор Кожемяка, Михаил Боров, Александр Пойвонец, Василий Буревой, Василий Боровских, Виктор Гомазов, Василий Ярков, Иван Куксенко (псевдоним Ян-Цыган). Способными борцами зарекомендовали себя Феофан Сечкаров (псевдоним Орленок), Аполлон Некрасов — в прошлом пензенский рабочий. Из рабочих Сормовского завода выдвинулся силач Василий Мазенков, из Казани — инженер Николай Жеребцов, выступавший под псевдонимом Верден. Появились тяжеловесы Петр Чуркин, Сергей Алопский, Иван Маслиев, Осман Абдурахманов, Федор Емельянов под псевдонимом Колосов и многие другие.

Слов нет, такое созвездие красоты и силы, молодости и здоровья не могло не заинтересовать самого взыскательного, требовательного зрителя.

В конце тридцатых годов все чаще в чемпионаты стали поступать спортсмены из любительских спортивных обществ, рекордсмены страны. Аркадий Каспарович, штангист, влюбленный в тяжелую атлетику, оставил штангу и пришел в цирковой чемпионат. В чемпионат вошли чемпионы Военно-Морского Флота, мастера спорта Я. Селифанов и В. Лысенко. На арене цирка стали выступать известные спортсмены Петр Загоруйко, братья Петр и Василий Денисовы, Иван Толмачев, Михаил Стрыжак.

Это был настоящий союз спорта с цирком. Борцами цирка в разных городах страны было организовано немало секций французской борьбы, куда сходились со всей округи сотни юношей.

Обычно в цирке каждый вечер боролись три пары борцов. Со временем широко распространились разные виды национальной борьбы. Иногда в том или ином городе в течение месяца проводили два-три вечера национальной борьбы, где боролись тридцать две пары, а то и больше. В афишах так и писали: кавказская, туркменская, узбекская, татарская, цыганская борьба. Такие вечера привлекали тысячи зрителей.