Смекни!
smekni.com

Ватикан (стр. 2 из 3)


III Собор Святого Петра

Собор Святого Петра (итал. BasilicadiSanPietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина, и туда перенесли останки св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

ПЛОЩАДЬ СВ. ПЕТРА

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Высота фасада, построенного архитектором Мадерно, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

БАЗАЛИКА

Великолепная постройка эпохи Возрождения, заменившая базилику св. Петра, строительство которой было начато императором Константином в 326-333 и завершилось уже после его смерти, в 354-361, при императоре Констанции.

Эта первая базилика была возведена по предложению папы Сильвестра I над тем местом, где, по преданию, был погребен апостол Петр; длина ее 88 м, ширина 62 м. Перед базиликой был обширный прямоугольный передний двор, или атриум, окруженный колоннадами. Сам храм, с четырьмя продольными рядами колонн, по 22 колонны в каждом, имел главный неф, с рядом верхних окон, по два боковых нефа с каждой стороны, узкий трансепт и выступающую за линию стен апсиду. Интерьер храма был пышно украшен многоцветной мраморной облицовкой и мозаиками. Раскопки, проведенные под фундаментами собора в 1940-1949, показали, что ради сооружения базилики при Константине было снесено древнее кладбище со множеством мавзолеев и выправлена покатость Ватиканского холма (насыпано 46 000 кубометров грунта). Базилика, в которой в 800 был коронован Карл Великий, простояла до середины 15 в., когда папа Николай V (1447-1455) начал строительство нового храма.

Флорентийский архитектор Бернардо Росселини был назначен первым архитектором новой базилики. Часть старого сооружения снесли, в алтарной части заложили первые ряды кладки нового здания, однако со смертью папы проект был заброшен. Папа Юлий II (1503-1513) вернулся к идее его осуществления. После рассмотрения новых планов предпочтение было оказано смелому замыслу Донато Браманте, в соответствии с которым купол Пантеона устанавливался на стены базилики св. Петра таким образом, чтобы можно было увенчать монументальным куполом постройку, имеющую в плане греческий (равноконечный) крест. 18 апреля 1506 в присутствии 35 кардиналов Юлий II заложил краеугольный камень нового сооружения. Когда Браманте скончался (1514), его работу продолжили Джакондо да Верона (ум. 1515), Джулиано да Сангалло (ум. 1516) и Рафаэль (ум. 1520) и др. В течение многих лет велись споры о том, сохранить ли план в виде греческого креста или удлинить восточное плечо, чтобы придать ему форму латинского креста. После смерти Антонио да Сангалло Младшего (1546) папа Павел III (1534-1549) настоял на том, чтобы руководство работами было возложено на Микеланджело. Тот поначалу отказывался от участия в строительстве, ссылаясь на возраст (ему было уже 72 года) и отсутствие опыта, но, в конце концов, взялся за исполнение заказа. Микеланджело вернулся к первоначальному плану Браманте, но усилил центральные столбы, чтобы те могли держать на себе более высокий и великолепный купол, который он спроектировал для собора св. Петра и который был завершен уже после его смерти Джакомо делла Порта. Впоследствии работы были поручены Карло Мадерне, который возвел фасад базилики. Собор был, наконец, освящен папой Урбаном VIII (1623-1644) 18 ноября 1626, как считали, ровно через 1300 лет после основания древней базилики.

БАЗИЛИКА

Гигантские колоннады, охватывающие площадь перед собором св.Петра, были завершены Джованни Лоренцо Бернини в 1667. Обелиск, стоящий в центре этой площади и весящий 360 т, был некогда привезен в Рим из Египта императором Калигулой и украшал разделительную стену посреди цирка Нерона, в 1586 был передвинут на нынешнее место. Общая длина базилики вместе с вестибюлем составляет 212 м, ширина трансепта 137 м, диаметр купола 42 м. Свод центрального нефа поднят на высоту 46 м, а общая высота собора до вершины креста на фонаре купола 133 м. По внешним стенам боковых нефов - множество капелл, в одной из которых установлена знаменитая Пьета Микеланджело. По правой стороне главного нефа, по направлению к центру храма установлена знаменитая бронзовая статуя сидящего апостола Петра, правая нога которого истерта прикосновениями припадающих к ней бесчисленных пилигримов. За хором с восточной стороны собора возведен огромный алтарь работы Бернини. Храм украшен мраморной инкрустацией, лепными фигурами из стука, мозаиками, обильной позолотой и многочисленными мраморными статуями. Под многоцветным мраморным полом главного нефа расположены крипты, известные как Ватиканские гроты. Здесь находятся гробницы многих пап, включая Адриана IV (Николаса Брейкспира, 1154-1159), единственного англичанина на папском престоле, Пия X (1903-1914) и Пия XII (1939-1958). Здесь же гробницы императора Оттона II, шведской королевы Кристины, а также гробницы Якова III, Карла Эдуарда и кардинала Йоркского, последнего из Стюартов.

Несколько выше крипты размещен этаж исповедален, открытое пространство к востоку от главного алтаря, где постоянно горят 89 лампад. Алтарь, над которым установлен бронзовый балдахин работы Бернини, поднимающийся на высоту 29 м, размещен прямо под круглым отверстием (окулюсом) в вершине купола. Этот алтарь был возведен при папе Клименте VIII (1592-1605) над двумя прежними алтарями - Каликста II (1119-1124) и Григория I Великого (590-604). Под ними сохранились остатки камеры из цветного мрамора и порфира, в которую по приказу Константина был заключен более ранний памятник на могиле св. Петра. Этот простой памятник, сооруженный в 160 н.э., представлял собой красную кирпичную стенку с тремя расположенными одна над другой нишами, перед ней стояли две небольших мраморных колонны, на которых лежал травертиновый блок. Памятник известен как “трофей Гая” по имени римского священника, обозначившего в 3 в. место захоронения апостола. Раскопки под этим небольшим памятником выявили следы неглубокой могилы, в которой, возможно, действительно некогда находились останки св. Петра. Это место было полностью разграблено, по крайней мере, один раз, возможно, в 846, когда сарацины разоряли святыни в непосредственной близости от стен Рима.


IV Ватикан – сокровищница искусств

Ватикан представляет собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. Многие из них - это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства.