Смекни!
smekni.com

Культурный туризм как ресурс регионального развития (на примере НП "Сибирский тракт") (стр. 7 из 13)

Уездный город N упоминается и в «12 стульях» Ильфа и Петрова. Один из родственников Петровых – Катаевых (В. Катаев – двоюродный брат Е.Петрова) был священником-расстригой из Глазова, что позволяет привязать к городу образ отца Федора.

Для туристов из Удмуртии может быть важна тема становления государственности удмуртского народа: Иднакар (древняя столица северных удмуртов) – провозглашение ВАО в Глазове – первая столица ВАО – родина И.А.Наговицына, первого председателя Удмуртского облисполкома – политическая родина первого президента Удмуртии.

Музеи (как «Иднакар», так и краеведческий) могут развивать тему «третьего глаза»: тему мифологии, язычества, гаданий (Глазов – астрологическая столица Удмуртии).

Совсем неразвита в экспозиции музея тема глазовской политической ссылки. Вместе с тем – это первое место политической ссылки в Удмуртии (с 1863 года). Музей обладает материалами многих известных деятелей революционного движения России. Можно предположить: со временем все, что связано с революционным движением в России будет представлять интерес для туристов. Музей политической ссылки (или зал в экспозиции музея) мог бы воссоздать картину сходок социал-демократов, которые часто маскировались под вечеринки, «дни ангела» и пр. Не составит труда воссоздать интерьер типичного дома кон. ХIХ – нач. ХХ веков., в котором, как правило, квартировали политссыльные. Посетители могли бы ощутить себя участниками такой сходки: попить чаю с баранками, разучить революционные песни, поучаствовать в политической дискуссии, пройти школу революционного подполья, получить уроки конспирации, отпечатать свою прокламацию. Благодаря многочисленным опубликованным воспоминаниям старых большевиков, описаний таких мероприятий достаточно.

Наличие музея-заповедника «Иднакар» и Глазовского краеведческого музея позволяет развить тему города на дороге – «дорога и цивилизация».

Перспективным для музеефикации может быть участок Сибирского тракта от окраины г. Глазов (с.Никольское) до д. Лекшур. Сохранению и музеефикации его способствуют такие факторы, как близость города и наличие специализированного культурного учреждения – Глазовского краеведческого музея.

Балезинский район

На территории Балезинского района исторический Сибирский тракт по пойме р.Чепцы к ЮВ от д. Омутница Глазовского района до с. Кестым. От Кестыма до с.Балезино участок не сохранился. От с. Балезино до границы с Кезским районом Сибирский тракт совпадает с современной заасфальтированной трассой.

Главная точка роста – с. Кестым – традиционная татарская культура.

Здесь имеется школьный музей истории села. Музей располагается в трех комнатах первого этажа двухэтажной каменной школы.

В экспозиции представлена одежда кестымских татар, старинные рукописные книги, предметы домашней утвари, предметы торговли, инструменты, письма, документы, фотографии. Предметы археологии относятся к Х – ХIII в.в.н.э. Собраны родословные большинства коренных семей деревни.

Это единственный в Удмуртии музей, отражающий историю и культуру татарского народа. В деревне сохранился традиционный уклад жизни, обычаи, песни. Есть мечеть. В определенном смысле Кестым может развиваться как экомузей, во всяком случае, по тем же законам музеефикации не только памятников материальной культуры, но и традиций, фольклора, обрядов, праздников. Сама история Кестыма – пример влияния Сибирского тракта на судьбы народов. Учитывая достаточно большой процент татарского населения в Удмуртии, а также в ближайших Балезинском и Глазовском районах, Кестым может стать специальным туристическим маршрутом. Но для этого необходима методическая помощь музею в оформлении экспозиции и выборе объектов музеефикации в деревне: усадьбы для посещения, катание на лошадях, постановочные обряды, показ приготовления национальных блюд, гостевой этикет и др.

Необходимо также провести работу по изменению статуса музея: из ведомственного в муниципальный. Привлечь внимание Татарского общественного центра в Ижевске к проблемам музея и разработать программу развития музея.

Для развития комплекса необходимо – развить школьный музей в полноценный музей народной культуры: отдельная усадьба с экспозицией и игровыми элементами, гостевой избой.

Напротив с.Кестым, на правом берегу р.Чепцы расположено городище Гурья-кар. Данное городище с приуроченными к нему размывающимися могильниками и селищами может стать основой для развития серии программ, связанных с археологическим наследием: полевая археология, школьный мониторинг объектов наследия.

Объектом туризма, несомненно, должен стать муниципальный краеведческий музей бесермянской культуры (с. Юнда)

В экспозиции представлены предметы быта, орудия труда, уникальная коллекция женской одежды, оформлен интерьер избы. Собрана коллекция книг., фото, рукописей удмуртских поэтов М. Федотова, Ф. Васильева. При музее существует фольклорный бесермянский коллектив. Село имеет перспективы стать гостевой площадкой, представляющей традиционную культуру бесермянского народа Удмуртии (подобно Кестыму). При таком подходе музей становится координирующим центром гостевого туризма.

Этническая ситуация в Балезинском районе – чересполосица татарских, удмуртских, бесермянских, русских деревень – позволяет реконструировать исторические взаимоотношения (традиционно толерантные) и развить программы событийного туризма. Например, праздник поедания картошки – семейный визит татарской семьи к удмуртской и наоборот – праздник поедания мяса.

По трассе Сибирского тракта расположен Покровский женский монастырь близ с.Каменное Заделье, посещение которого может стать основой религиозного (паломнического) туризма.

Еще одна тема образовательных программ может начать свое развитие с территории Балезинского района – тема мест боев Гражданской войны. Сибирский тракт пересекает Буринские высоты – укрепрайон армии Колчака.

Кезский район

На территории Кезского района исторический «Сибирский тракт» до ст.Чепца совпадает с современной заасфальтированной трассой, далее идет грунтовая дорога в различной степени сохранности.

Точка роста – с.Полом. Историко-культурные объекты с.Полом позволяют позиционировать его как «Мир памятников»:

- комплекс археологических памятников 6-10 вв. н.э. , 16-19 вв. н.э.

- памятник царю-освободителю Александру II

- сохранившиеся до наших дней здания волостной и почтовой управ, земской больницы и этапного пункта, поповский дом и фундаменты церкви

- памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

- памятники-бюсты Ленину и Кирову

Историко-культурный потенциал с. Полом делает его одним из опорных пунктов на Сибирском тракте и требует развития: музейно-экспозиционных компонентов, оформления пространства дороги и развития инфраструктуры обслуживания туристов.

В Кезском районе, на наш взгляд, наиболее сложная ситуация с развитием музейной сети.

Имеющийся в районном центре муниципальный краеведческий музей расположен далеко от ветки Сибирского тракта. Деревни же расположенные на тракте: Бани, Озон, Тамаченки, Полом – имеют интереснейшие объекты осмотра. Среди них: этапные тюрьмы (в д.Бани и в Поломе), старые усадьбы, здание земской больницы, двухэтажные амбары (Полом), дом, в котором родился поэт О. Поскребышев (Бани), дом, в котором родился удмуртский писатель и ученый Г.Е. Верещагин (Полом), постамент памятника Александру II (Полом), памятник Герою Советского Союза В.В. Луппову (Озон), вековая сосна (Озон). Но плохая сеть дорог (отсутствие асфальта) затрудняет развитие маршрутов. Очевидно, ближайшая перспектива района связана с развитием туристических маршрутов, причем, в основном, экстремальных: пеших, конных, велосипедных.

В отдаленной перспективе возможно создание музея в с. Полом. Но здесь важнее разработать программу музеефикации вышеперечисленных объектов и пространства самих деревень, в первую очередь с.Полом, д. Бани, д.Озон. Необходимо определить гостевые избы, интерактивные программы, пункты питания, изготовление сувениров.

Возможно, центр управления маршрутами будет находиться в с.Дебесы, а координатором выступит музей истории Сибирского тракта.

Дебесский район

Дебесский район представляет особый интерес в осмыслении темы Сибирского тракта. Точка пересечения двух веток Сибирского тракта – Московско-Казанской и Санкт-Петербургской и продолжение в сторону Урала и Сибири уже одной дороги – делает с.Дебесы знаковым местом. Собственно развитие темы дороги, сохранения исторического тракта и включение в процесс широкой общественности и районной администрации началось именно в Дебесах.

Участок Сибирского тракта близ с.Дебесы уже является памятником регионального значения. Тему Сибирского тракта развивает муниципальный музей, расположенный на фундаментах воинской казармы этапного пункта.

Дебесский район имеет две конные фермы и опыт реализации конных маршрутов.

На сегодняшний день через Дебесы параллельно Сибирскому тракту проходит федеральная автотрасса.

Узловое расположение села на Сибирском тракте в сочетании с современными факторами (федеральная дорога, автозаправка, конные фермы) позволяют развить целый комплекс предъявления Сибирского тракта:

1. Развитие инфраструктуры «остановки» автопотоков.

2. Развитие комплекса под открытым небом «Сибирский тракт».

3. Развитие конных маршрутов по Сибирскому тракту.