Смекни!
smekni.com

Мотивация достижения успеха у спортсменов (стр. 6 из 9)

М.Ш. Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим). Экспериментальные исследования показали, что одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения выступает мотивационно — эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения; интенсивность мотивационной тенденции меняется в зависимости от изменения величины двух указанных параметров как у испытуемых с мотивом стремления к успеху, так и с мотивом избегания неудачи. В.Н. Вилюнас (9) считает, что функциональное назначение эмоций успеха заключается в том, что они «усиливают и поддерживают» исходное побуждение к цели, эмоций неуспеха – что они это побуждение «сдерживают и отклоняют».

Подкласс эмоций успеха-неуспеха, четко выделяющийся среди других разновидностей производных эмоций, в свою очередь распадается на несколько специфических подгрупп, различающихся по своему значению в деятельности.

1-я подгруппа: многочисленные оттенки радости и недовольства – от едва заметного удовольствия до неудержимого ликования, от легкого огорчения до крайнего отчаяния.

Эта группа включает констатируемый успех-неуспех. Эмоция, констатирующая фактический успех-неуспех, окрашивает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его закрепляет, тогда как отрицательная – немедленно ведет к поискам «новой комбинации эффективных возбуждений». Таким образом, эмоциональные переживания, констатирующие в деятельности успех-неуспех, отвечают за смену проб в поведении «пробами и ошибками», являясь своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиск, или вновь и вновь организует его.

2-я подгруппа: предвосхищаемый успех-неуспех.

Эмоции констатирующие реальный успех-неуспех, «прилипают» к деталям ситуации и вновь воспроизводятся при повторном столкновении с ними уже в качестве эмоций, предвосхищающих возможные успехи или неуспехи. Такая «опережающая» информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном направлении в другом – существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. Из поведения исчезают слепые, заведомо бессмысленные пробы, оно становится более адекватным.

В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающих поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение.

3-я подгруппа: обобщенный успех-неуспех.

Опыт многочисленных радостей и горестей в прошлом, актуализирующийся в виде предвосхищающих эмоций, по мере пополнения обобщается. За эмоцией отчаяния лежит, как правило, не единичный неуспех, а ряд переживаний, следовавших за всевозможными, но безуспешными попытками достижения цели. Подобным образом и обобщаются переживания. Обобщенная эмоция успеха-неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным явлением, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач. Таким образом, именно данная разновидность эмоций успеха-неуспеха осуществляет по отношению к ведущему побуждению «стоп»-функцию. [1, c. 78]

Изучение мотивации касается процессов, побуждающих человека к действию или бездействию. Мотивации можно рассматривать с различных точек зрения. Мотивы могут формироваться под влиянием относительно недавнего опыта, под влиянием событий, которые произошли несколько месяцев и даже много лет назад. Некоторые мотивации могут отражать физиологические и биохимические процессы, тогда как другие имеют психологическую или социологическую природу. Мотивации можно также классифицировать по их источнику - исходят они от самого индивида или обусловлены характером выполняемой задачи (интересная работа), или социальными и материальными поощрениями. Используя поощрения, тренер может влиять на поведение и деятельность спортсмена – от общих отношений и установок до специфических изменений при выполнении спортсменом отдельных движений и навыков.[1, c. 123-127]

Мотивацию можно оценивать разными способами, включая метод прямого опроса, проективные тесты и анализ автобиографических данных. Кроме того, с помощью специально составленных анкет можно также исследовать и влияние факторов, способствующих эффективным тренировкам.

Тренерам лучше всего мотивировать спортсменов, опираясь на его чувство собственного достоинства, здравый смысл и потребность в самосовершенствовании. При работе с современной молодежью всякого рода эмоциональные призывы и лозунги типа «Выложиться за свою старую добрую школу» или «Доказать свою мужественность» не принесут должный эффект.

Таким образом, мотивация достижения — это, прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности. И если человек, стремится достичь успеха, высоких результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения. Одни люди отводят достижению успехов слишком большую роль, для других — это менее важно. В зависимости от этого человек и определяет род и интенсивность своих занятий.


2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ У СПОРТСМЕНОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

2.1 Методика исследования

На базе университета было проведено исследование по изучению мотивации достижения успеха и избегания неудач у спортсменов занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта. В нём принимали участие спортсмены занимающиеся лёгкой атлетикой(индивидуальный вид спорта) и спортсмены занимающиеся гандболом(женская и мужская команды – командный вид спорта). Количество испытуемых: 50 спортсменов.

Говоря о методике изучения мотивационной сферы личности, исследователи отмечают несколько моментов, определяющих трудности в их изучении. Первый момент – несоответствие степени мотивационной напряженности ее эффективности. Высокая напряженность не всегда совпадает с высокой эффективностью. Второй момент – отношение испытуемых и деятельности, выполняемой во время тестирования. Эффективное проведение тестирования становится возможным только при наличии у всех обследуемых положительного отношения к предъявленному заданию, когда нет стремления достичь максимального результата, объективно выполняя задание. Наряду с этим можно отметить и другие трудности.

Для диагностики мотивационных качеств можно использовать как субъективные критерии, получаемые при опросе, наблюдении за субъектами, применении метода самооценок, так и объективные критерии, вытекающие из лабораторного тестирования. Использование только первых, часто приводит к ошибочным выводам, так как у наблюдателя и опрашиваемого человека часто создается общее мнение о мотивационной сфере опрашиваемого. При этом ошибка порой состоит не столько в том, что неверно определяется мотивационная сфера, сколько в том, что на основании проявления одного мотивационного качества делается заключение о развитии у данного человека мотивации «вообще», т.е. осуществляется перенос наблюдаемого поведения на все случаи жизни. В действительности же в различных ситуациях мотивация проявляется по разному. Когда спортсмену задаются вопросы о жизненных, но не имеющих отношения к его деятельности ситуациях, то говорить о выявлении особенностей его спортивной мотивации не приходится [7, с. 119].

Это требует дифференцированного подхода к диагностике мотивационных качеств и дифференцированных методик.

Возникает задача создания методик, которые позволяли бы моделировать ситуации, требующие проявления того или иного мотивационного полюса.

Проблемой методов изучения мотивации спортивной деятельности занимались: Е.П. Ильин, Е.С. Кузьмин, А.Д. Суханов, Р.А. Пилоян, Д.Я. Богданова, И.П. Волков, Ю.А. Коломейцев и другие ученые. Неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации достижения и избегания неудач у спортсменов, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методики его исследования. Р.А. Пилоян выделил три группы методов, применяемых для исследования мотивации спортсменов. К первой группе относятся так называемые проективные тесты. Суть их состоит в том, что спортсмену предъявляют картинки с различными жизненными ситуациями и просят рассказать, как он их понимает. Таким образом, по ответам судят о его мотивах и интересах [7, с. 23]. Проективные тесты широко используются на Западе психологами-клиницистами. В спортивной практике, по мнению Б.Д. Кретти, эти методы могут быть применены в комплексе с другими, поскольку они дают лишь общие наметки о характере личностных особенностей спортсмена [6, с. 58].