Смекни!
smekni.com

Психологическая характеристика самбо (стр. 1 из 4)

Российский Государственный Университет Физической Культуры Спорта и Туризма

Самостоятельная работа по психологии:

«Психологическая характеристика самбо»

1. Объективные условия спортивной деятельности в данном виде спорта на уровне соревнования

Самбо - вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны, разработанная в СССР в результате синтеза многих национальных видов единоборств. Является одним из видов борьбы в одежде. Термин «Самбо» расшифровывается как «Самозащита без оружия». Подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое. Борьба проходит на борцовских коврах. Форма борцов представляет собой борцовскую куртку из плотной ткани, пояс, шорты и борцовки на ноги. Форма либо красного, либо синего цвета. Соревнования начинаются с мандатной комиссии, где идёт проверка документов участников, далее спортсмены взвешиваются по категориям. После взвешивания судьи и тренеры остаются на жеребьёвку. В это время участники отдыхают, восстанавливаются после сгонки веса и настраиваются на следующий день бороться, так как взвешивание всегда проходит за день до борьбы. По окончанию жеребьёвки для спортсменов наступает такой психологический этап как ознакомление с её результатами. Для каждого участника этот этап проходит по-разному. Одни предпочитают отложить его на утро следующего дня, другие же с нетерпеньем ждут его. Невыполнение этих пожеланий борцов может привести к предстартовой лихорадке.

Соревнования могут быть личными, командными и лично командными.

К стресс-факторам можно отнести боязнь проигрыша заведомо более сильному сопернику и (если речь идёт о командных встречах) давление команды, высокая ответственность перед ней.

2. Характеристика мышечной работы

У борцов мышечная работа разнообразная скоростно-силовая.


3. Типичные травмы

К наиболее частным травмам борцов самбистов относятся проблемы с менисками. Старший тренер мужской сборной России по дзюдо прокомментировал это так: «70% сборной команды побывало на операционном столе». Также очень распространены такие травмы как растяжения и разрывы связок, мышц; переломы хрящей ушных раковин.

Психические травмы вызывают у спортсменов весьма разнообразные по структуре и тяжести отклонения от нормы – от незначительного расстройства сна до полной потери способности выполнить тот или иной элемент спортивной техники.

4. Длительность соревнований

В личной квалификации соревнования проходят в 4 дня. Первый день взвешивание участников, которые будут бороться во второй день. Во второй день идёт взвешивание тех, кто борется в третий день и т.д. Итого на соревнованиях 3 дня борьбы, в каждом из которых свои весовые категории. Обычно начало поединков в 10:00 часов, заканчивается день финалом и схватками за 3 места в 19:00–20:00 часов. В командных соревнованиях всё зависит от регламента – от 1 до 3 дней.

5. Ведущие ощущения и восприятия

Ощущение есть простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения может возникнуть лишь при взаимодействии материального раздражителя на органы чувств. Орган чувств, или анализатор, – это анатомо-физиологический аппарат, посредством которого отражается то или иное воздействие внешней или внутренней среды. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), воспринимающего действующий на него раздражитель; 2) центростремительных (афферентных) и центробежных (эфферентных) нервов; 3) центрального, коркового, или подкоркового участка головного мозга, где происходит переработка нервных сигналов, поступающих из рецептора. Ощущение – исходный пункт познания, необходимый его элемент. В основе классификации ощущений могут лежать разные их признаки. Наиболее распространена классификация ощущений по модальности, в связи, с чем выделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. По характеру и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения: экстероцептивные, возникающие при взаимодействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные, тактильные, температурные и д.р.); проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (ощущения движения, ускорения и д.р.); интероцептивные, отражающие состояние внутренних органов (ощущение голода, жажды и д.р.). В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Можно выделить зрительные ощущения: 1) ахроматические, 2) хроматические. Можно сказать, что слуховые рецепторы человека воспринимает звуковые волны с частотой от 16000 до 20000 Гц. Различают 3 вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. Мышечно-двигательные ощущения вызываются комплексным раздражением различных рецепторов: ощущение мышечного тонуса при выполнении движения связано с раздражением рецепторных окончаний в мышцах; ощущения мышечного напряжения усилия ‑ с раздражением нервных окончаний сухожилий; ощущение направления, формы и быстроты движения ‑ с раздражением рецепторов суставных поверхностей. Ощущение равновесия – возникают в результате функционирования вестибулярного аппарата. Ощущения равновесия всегда выступают в комплексе с другими ощущениями и составляют основу восприятия, как статического положения, так и различных его изменений-наклонов, вращений и т.д. В жизни и деятельности человека важное значение имеет высокая чувствительность всех органов чувств. В спортивной деятельности, как правило, участвуют все анализаторы, но главными ощущениями являются зрительные, мышечно-двигательные, слуховые, вестибулярные, текстильные. Самыми же информативными являются зрительные и кинестетические ощущения. Повышение чувствительности, сохранения в условиях экстремальной соревновательной обстановке точности ощущений, быстроты и адекватности реакций – одна из основных задач психологической подготовки спортсменов.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличии от ощущений восприятие – отражает предмет в целом, в совокупности его свойств и взаимосвязи друг с другом.

Восприятие-это не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями. Наиболее важными особенностями восприятия являются предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Восприятие, как и ощущение, – рефлекторный процесс. По сравнению с ощущениями восприятие – более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Осмысленное восприятие невозможно без анализа. Анализ обеспечивает выделения объекта восприятия, на основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия, на основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ. В основе классификации восприятий могут лежать различия анализаторов, участвующих в восприятии (в этом случае выделяют зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия), или формы существования материи – пространство, время и движение (в соответствии с этим восприятие пространства, время и движение). В процессе взаимодействия человека со средой большую роль играет восприятие пространство. При этом различают восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления. Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности. Восприятие движений является отражением во времени изменения положения тела в пространстве. В процессе восприятия познаются различные стороны движений, отражаются различные их особенности и свойства: Скорость, ускорение, характер, форма, амплитуда, направление, продолжительность. Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов – зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и д.р. Важной формой произвольного восприятия является наблюдение – организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. У самбистов можно поставить задачу наблюдать за соперником во время встречи и изучать его тактику, стиль и технику борьбы.

6. Двигательные представления

Двигательные представления – это образы движений и действий спортсмена, обеспечивающие решение конкретной двигательной задачи. Двигательные представления формируются при непосредственном и неоднократном выполнении определенных движений и действий. Следует различать представления о движениях и двигательные представления. Если первые несут в себе информацию о внешних признаках движения и при этом ведущими из комплекса психических процессов являются зрительные процессы, то вторые отражают внутреннюю сущность движения, которая раскрывается при непосредственной двигательной активности, и ведущая роль уже переходит к кинетическим процессам. Все заученные двигательные действия приобретают форму двигательного навыка. Двигательный навык – это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведённое в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономно, с высоким качественным и количественным результатом. В процессе занятий спортом по мере накопления двигательного опыта спортсмен приобретает определенные двигательные умения. Двигательные умения – это усовершенствованные способы выполнения действий на основе полученных знаний и опыта. Многие действия в спорте осуществляются в виде двигательных реакций. Двигательная реакция – это осознаваемое ответное двигательное действие на определённый сигнал.