Смекни!
smekni.com

Рекреационный потенциал и перспективы развития рекреации и туризма в Тюменской области (стр. 10 из 16)

Период неолита (нового каменного века) начался на территории Тюменской области в VII-VI, а закончился в IV тыс. до н. э. В рамках этого отрезка времени, судя по значительному количеству относящихся к нему памятников, произошёл существенный рост численности населения края. Не прекращался и приток на рассматриваемую территорию выходцев из других областей, в том числе групп, прародину которых многие учёные предлагают искать в Приаралье, Прикаспии или ещё более далёких районах.

К энеолиту (меднокаменному веку) на территории Тюменской области принято относить археологические памятники III тыс. до н. э. Следов местной металлообработки на относимых к энеолиту тюменских памятниках пока не зафиксировано, да и сами найденные на них изделия из меди единичны. Поскольку их роль в повседневной деятельности людей не могла быть существенной, ведущее место в производстве на протяжении все­го этого периода по-прежнему занимал камень. Не произошло в энеолите и сколько-нибудь заметных перемен в занятиях населения по сравнению с предшествующей эпохой. Даже, несмотря на то, что жители южных районов области в это время вполне могли познакомиться с некоторыми видами домашних ещё не было, в хозяйстве продолжали безраздельно господствовать охота и рыболовство. Энеолитические памятники, изученные на юге области, принадлежат нескольким археологическим культурам, в том числе липчинской, шапкульской, андреевской и др. [14]

В бронзовый век население Западной Сибири вступило в начале II тыс. до н. э. Быстрое внедрение в производство металла, утверждение скотоводства и земледелия совершили настоящий переворот в жизни лесостепных и отчасти южнотаёжных племён. Высокие темпы их социально-экономического развития определялись не только благоприятным природным окружением, но и широкими культурными связями. Их поддержанию способствовали распространение колёсных повозок, навыков верховой езды, а также очевидные выгоды обмена, без которого лишённое залежей меди и олова население Западно-Сибирской равнины было не в состоянии развивать собственное бронзолитейное производство.

К настоящему времени наиболее полно изучены древности бронзового века, сосредоточенные на юге области. Материалы этих многочисленных селищ и могильников свидетельствуют, что даже на этой сравнительно небольшой территории в данный период обитали носители разных культур. Часть из них - алакульская, фёдоровская, черкаскульская - рассматриваются как андроновские, а в этнолингвистическом плане получили индоиранскую атрибуцию. Спорной является гипотеза индоиранской принадлежности ташковских групп. Более поздние пахомовская, сузгунская и бархатовская культуры сложились в результате взаимодействия андроновского населения с инокультурным окружением.

Железный век на территории Тюменской области начался во второй четверти I тыс. до н. э. Появление первых привозных изделий из нового металла, освоение сыродутного способа его получения из местных руд, овладение секретами кузнечного ремесла — всё это вошло в повседневную жизнь людей не сразу. Поэтому период, продолжавшийся вплоть до середины I тыс. н. э., на который пришлось становление чёрной металлургии, обычно называют ранним железным веком.

Ярче всего особенности развития северных и южных областей региона в раннем железном веке проявились в сфере социальной. Лесостепные скотоводческо-земледельческие группы - носители баитовской, гороховской, саргатской и ряда других археологических культур, в среде которых быстрыми темпами шли процессы имущественного и социального расслоения, усиления власти вождей, создания военно-иерархических структур и крупных племенных конфедераций, — явно развивались по пути превращения в раннеклассовые общества.

Археологические памятники второй половины I и значительной части II тыс. н. э. принадлежат средневековой эпохе, представляющей особый интерес как период формирования тех урало- и тюркоязычных народов, которые до настоящего времени проживают на территории Тюменской области. Около IX в. здесь складывается байкальская культура, просуществовавшая вплоть до XIV-XV вв. Её носителей многие учёные склонны рассматривать как одну из южных групп угров, в среду которых активно внедрялись тюркские этнические элементы. Усилению этого процесса способствовали монгольские завоевания и образование Золотой Орды, стимулировавшие перемещение на север многих степных тюркоязычных групп, принявших наряду с лесостепным населением участие в формировании сибирских татар. В VII-XIII вв. в бассейнах рек Тура, Тавда и в прилегающих к ним южнотаёжных районах существовали молчановская и юдинская культуры, памятники которых, скорее всего, отражают процесс выделения из обско-угорской общности предков манси. О проживании этого народа в лесном Зауралье говорят и данные топонимики.

2.2.4 Объекты религиозного туризма

Церкви и храмы.

До присоединения Сибири к Российскому государству Абалак был татарским селением, название которого, предположительно произошло от имени татарского князя Абалака — сына сибирского хана Мара. При покорении Сибири Ермаком Абалак стал местом решающих сражений. В 1585 году отряд Ермака одержал победу под Абалаком над превосходящим его во много раз татарским войском. В краткой Сибирской (Кунгурской) летописи сообщается о явлении Святителя Николая Ермаку вскоре после битвы под Абалаком, в котором он возвестил, что этому месту суждено стать "жилищем Бога". В летописных источниках можно обнаружить упоминания о чудесных знамениях, неоднократно предвосхищавших появление на этом месте монастыря. (Приложение 1)

В XVII веке в Абалаке поселяются русские. Со временем это место становится русским селом. В 1636 году в Абалаке жила бедная одинокая вдова по имени Мария. Ей неоднократно являлись знамения, в которых говорилось о том, что она должна поведать жителям Абалака о необходимости строительства церкви во имя иконы "Знамения" Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с пределами — по одну сторону святителя Николая, а по другую преподобной Марии Египетской. Архиепископ Тобольский Нектарий дал благословение на строительство церкви, в котором принимало участие много народу жившего в Абалаке и в Тобольске. В это же время к расслабленному крестьянину Евфимию приходит нищий Павел, и говорит: "Евфимий" В Абалаке строиться церковь по велению Божию, во имя "Знамения" Богородицы, Святителя Николая и Марии Египетской. Дай обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть Господь, по вере твоей и усердию простит тебя и освободит от болезни". После получения благословения архиепископа Нектария, образ был заказан Евфимием протодиакону тобольского Софийского собора Матфею, который в то время был одним из самых искусных тобольских иконописцев. Когда икона была написана, Евфимий получил чудесное исцеление, и сам понес написанный образ в собор для освещения. С тех пор жители Абалака и паломники неоднократно становились свидетелями исцеления тяжелобольных при помощи иконы Абалакской Божией Матери. Летом 1665 года в окрестностях Тобольска шли проливные дожди, грозившие стать причиной неурожая и голода. Тобольский архиепископ Корнилий послал священный собор в село Абалакское, откуда крестным ходом с 7 по 8 июня Чудотворная Икона была принесена в Тобольск. После состоявшегося молебна облака рассеялись и дождь прекратился. С тех пор, каждый год Чудотворная Икона Божией Матери приносится в Тобольск из Абалака в дни с 8 по 20 июня.

Таблица 10 Монастыри.

№ п/п Название Место расположения Год основания Краткое описание Современное состояние и использование
Абалакский монастырь с. Абалак Открыт для паломников

Места, связанные с пребыванием политических ссыльных и декабристов в Тобольске

Первым «политическим ссыльным» проследовавшим в Тобольск стал Углический колокол. Подобного символического наказания колокол удостоился за то, что он бил в набат над телом убиенного сына Иоанна Грозного — Димитрия, призывая народ к восстанию против бояр. Так началась драматическая эпоха сибирской ссылки, благодаря которой, территория далеких, малоосвоенных земель соприкоснулась со многими замечательными фигурами русской истории.

Места, связанные с пребыванием декабристов в Ялуторовске

В Ялуторовске на поселении с 1829 года по 1856 год проживали девять декабристов. В городе сохранились их мемориальные дома, здание школы для девочек, основанной И. Якушкиным, другие места, связанные с жизнью политических ссыльных. На старом кладбище Ялуторовска похоронены декабристы А. Ентальцев и В. Враницкий.

Места, связанные с пребыванием Романовых в Тобольске и Тюмени

В Тюмени и Тобольске есть ряд памятных мест, связанных с пребыванием в них семьи императора Николая II и некоторых других представителей династии Романовых. Самые известные из них: пристань в Тюмени, на которой в августе 1917 года семья последнего императора пересела на пароход "Русь", доставивший ее в Тобольск и мемориальный кабинет Николая II, воссозданный в бывшем Доме губернатора, расположенном в подгорной части Тобольска.

"Тюменский мавзолей"

10 июля 1941 года в обстановке строжайшей секретности в Тюмень прибыл спецпоезд с необычным грузом. На нем в город было доставлено тело В.И. Ленина, эвакуированное из мавзолея. Саркофаг был помещен в здании сельскохозяйственного техникума.