Смекни!
smekni.com

Социально-биологические аспекты физической культуры (стр. 3 из 3)

3 августа 1980 года праздником в Лужниках завершились игры XXII Олимпиады. На нем были свершены все надлежащие церемониалы, кроме двух: по решению МОК не проведена передача флага организаторам следующей Олимпиады и не исполнен гимн США-страны, принимающей следующую Олимпиаду. Едва ли эту протокольную купюру обнаружили миллионы людей на трибунах Лужников и у своих телеэкранов. На закрытии объявлена итоговая статистическая характеристика Игр: 81 страна-участница, 8304 атлета, 1245 судей из 78 стран, 241 поправка в таблицы олимпийских рекордов и 97 поправок в таблицы мировых рекордов, 5 миллионов зрителей на аренах Москвы, Таллина, Ленинграда, Киева и Минска.

В июне 1984 года Москва решила, что США не смогут обеспечить надлежащую безопасность советским участникам на играх в Лос-Анджелесе, и объявила об отказе от участия. За ней последовали все социалистические страны, за исключением Румынии и Югославии.

На эту Олимпиаду советская команда не приехала «по соображениям безопасности», но всему миру было ясно: это месть американцам за то, что те не приехали в Москву четырьмя годами ранее - в знак протеста против вторжения СССР в Афганистан.

Таким образом, на Игры 1980 и 1984 гг. было оказано противоборствующее воздействие, вследствие чего ряд выдающихся спортсменов упустил возможность добавить своё имя к списку обладателей олимпийских медалей.

Международные спортивные соревнования и по сей день используются политиками в своих играх, но падение коммунизма в Восточной Европе и развал СССР помогли избежать крайностей. Период острого соперничества между спортсменами, приправленного политикой, которое возникало в период холодной войны, ушел в прошлое или, по крайней мере, стал не так заметен. Хотя следы политических «специй» можно заметить в спортивных состязаниях между Китаем и Тайванем, Северной и Южной Кореей, Израилем и арабскими государствами, но в большинстве своем уровень этих команд весьма средний, что лишает эти соревнования того драматизма, который был присущ соперничеству США и СССР в период холодной войны. И как бы ни было увлекательно противоборство западного и восточного блоков, излишняя политизация спорта потребовала слишком много жертв и человеческих, и дипломатических.


Заключение

С концом холодной войны, с исчезновением с карты мира одного из двух главных противников снизился было и накал битв на спортивных аренах. Из них ушла неистовость борьбы за превосходство образа жизни, оставив лишь страсть игры за высокий гонорар, за перспективы перехода в богатый клуб.

Как выяснилось, патриотизм, конечно, может быть мотором состязаний, но этот мотор следует регулярно смазывать идеологией осадного мышления, психологией «кругом враги» и принципом «наших всегда засуживают».

Однако тон российских и американских политиков, тон прессы последних двух лет оставляют стойкое ощущение: славные времена спорта как одного из инструментов идеологии возвращаются.

А значит, болельщиков ждут новые великие противостояния, победы и поражения «наших», интриги вокруг несостоявшихся турниров и обвинения спортсменов в непатриотизме.


Список использованных источников

1. Бабич А. М., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. – М., 1996. 263 с.

2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта // Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения – М. Издательский центр «Академия», 2000 -288 с.

3. Такач, А. Неучастие в играх в Москве и Лос-Анджелесе / А. Такач // Шестьдесят олимпийских лет. – М.: Олимпия Пресс. – 2001. – 320 с.

4. Штейнбах, В.Л. Энциклопедия. Олимпийские чемпионы. Российская империя – СССР – СНГ – Российская Федерация / В.Л. Штейнбах // М.: Русь-Олимп. – 2008. – 392 с.


[1] Максимычев И.Ф. Холодная война или историческая норма? // Международная жизнь. – 2007. – С. 26

[2] См. там же. – С. 28