Смекни!
smekni.com

Становление гостиничного дела в России (стр. 3 из 6)

Постоялые дворы также строились во всех населенных пунктах области. Причем, кроме обычных платежей, они начинают платить особый сбор – в пользу городской казны.

Для путешествующих по Кубанской области, наряду с железной дорогой, предлагается новый вид передвижения – пароход. В 1881 году было открыто пароходное сообщение между Керчью и Таманью. Последний способ передвижения был доступен только для элиты, которую не устраивали существующие неприличные и убогие гостиницы.

С 1871 года наряду с гостиницами получили распространение клубы, где храбрые воины – казаки, свободные от военных опасных дел могли проводить свой досуг. В клубах собирались прогрессивные люди, веселились, принимали участие в музыкальных вечерах, играх. В отличие от гостиниц, отдых строился эстетически выше. В клубах запрещались азартные игры, вход был бесплатным. Стоимость же входа в некоторых гостиницах составляла 20 рублей. Клубы, в которых свободно проводили время, были настоящими храмами отдыха и веселья.

В связи с назревшими требованиями жизни и многочисленными запросами гостиничной клиентуры богатые предприниматели, купцы стали строить гостиницы достойного класса. Одна из них – «Централь» - имела 50 роскошно обставленных номеров, прекрасный ресторан, в котором ежедневно играл румынский оркестр.

Гостиница «Большая Московская» включала 50 прекрасных номеров с отдельными спальнями и гостиной, в каждом номере имелись водопровод, ванная, водяное отопление, подъемная машина (лифт). С улицы в гостиницу попадали через большие зеркальные двери, над которыми был подвешен козырек на массивных цепях. Сервисное обслуживание было на высоте: к каждому приходящему поезду из гостиницы высылался автомобиль для встречи новых прибывших.

По мере развития торговли в Екатеринодаре появилось общество богатых торговых казаков (до 200 человек), торговавших в Темрюке, Ейске, а также проводивших торговые операции с городами Северного Кавказа, куда приходилось часто выезжать. В то время в горных районах Адыгеи еще не было никаких гостиниц, но для приема гостей были предусмотрены специальные кунацкие.

Кунацкая– это отдельное строение, имеющее огороженный дворик с конюшней, за его оградой находилась коновязь с навесом, который предохранял седло от дождя, а лошадей от зноя. Все постройки были обнесены плетнем или частоколом.

Каждый адыг стремился создать уют, удобства для гостей, обставляя кунацкие лучше, чем комнаты своего жилища. Любой купец, путник, нуждающийся в ночлеге, мог остановиться в доме любого горца, где его принимали с большим радушием и почестями. Гость мог находится у хозяина, сколько хотел, и тот не должен был тяготиться этим и выражать свое неудовольствие. Гость считался священным лицом, «божьим гостем» независимо от вероисповедания. Ему предоставляли бесплатно все необходимое: еду, постель, стойло, корм для лошадей. Хозяин дома отвечал также за безопасность гостя. В случае ограбления или убийства хозяина дома убивали или изгоняли из общества.

У жителей Осетии закон был так же строг, и если случалось несчастье с гостем, то хозяина судили или наказывали: сбрасывали со скалы со связанными руками и ногами.

Торговая связь екатеринодарских купцов не ограничивалась только внутренними поездками. Развитие животноводства, рост посевов способствовали усилению экономических связей с зарубежными странами. Хлеб стал главным экспортным продуктом и шел в страны Европы: в Германию от 17 до 23 млн. тонн ежегодно, Голландию, Данию, Италию, Францию, Англию, Бельгию, Грецию. Кубань экспортировала также льняное, подсолнечное семя, табак, скот. В Екатеринодар часто приезжали иностранные гости, любившие останавливаться в гостинице «Метрополь», которая считалась одной из самых лучших.

С 1875 года екатеринодарские купцы вели торговую связь с купцами многих городов царской России. Владикавказская железная дорога (1887 год), соединившая Тихорецк, Екатеринодар, Новороссийск, превратила их в крупные зерновые торговые центры, в которых регулярно проводились 4 ярмарки к религиозным праздникам. Ярмарки являлись доходной статьей войскового хозяйства, а также хозяев постоялых дворов, гостиниц, где размещались купцы. Существовало обязательное постановление, изданное начальником Кубанской области и наказным атаманом Кубанского казачьего войска, о содержании в чистоте постоялых дворов, гостиниц, трактиров, ночлежных домов, погребов, чайных в г. Екатеринодаре. В нем указывалось, что «... мягкая мебель, постельные принадлежности должны ежедневно тщательно очищаться от пыли и насекомых: клопов, блох и тараканов». Это постановление должно было неукоснительно выполняться, в случае отступления от санитарных норм хозяин любого средства размещения должен был заплатить штраф. С повышением уровня жизни повышались и требования к содержанию гостиниц.

Сразу после становления церквей Троицкой, Ильинской, Красного собора Святой Екатерины начались массовые поездки духовенства, богомольцев из области в центр. Только в 1912 году в Георгиевский Балаклавский монастырь Екатеринодара на религиозные праздники съезжалось до 2 тыс. богомольцев, не говоря уже о приезжих по «мирским делам». Жилье в городе стоило недешево, средняя годовая стоимость квартиры составляла 350 рублей в малых комнатах и 900 рублей в больших, постоянно требовались места для размещения путников.

Подобные религиозные мероприятия, крестные ходы способствовали передвижению большого количества набожного населения области, использованию для ночлега гостиниц, что приносило последним немалые доходы. В основном гостиницы, постоялые дворы размещались вокруг церквей, базаров, в центре города, там, где проводились общественные празднества.

С 1913 года гостиничный бизнес в Екатеринодаре строился уже по всем законам европейского стиля. Мировой бизнес заставлял равняться на лучшие центры гостиничной индустрии. За 15-17 лет развития Екатеринодарской индустрии гостеприимства выделяется плеяда талантливых организаторов гостиничного бизнеса. Владельцы таких гостиниц, как «Большая Московская», «Метрополь», «Националь», «Нью-Йорк», «Централь» создавали настоящие шоу-программы, владели приемами гостеприимства, получая при этом большие прибыли.

Каждая из гостиниц 1-го класса прошла свой эволюционный путь, демонстрируя творческую инициативу. Подход к бизнесу в индустрии гостеприимства был разнообразным, не имелось одинаковых, четких формул, но цель была единой – привлечь как можно больше клиентов и получить прибыль. Естественно, что каждая гостиница стремилась быть лучшей, использовала рекламу, привлекала богатым интерьером, большими разнообразными концертными программами с участием русских и зарубежных исполнителей, информацией, подающейся в виде «новостей сезона».

По подобной рекламе можно было судить о стабильности, процветании гостиничного дела, оптимизме талантливых руководителей этими гостиницами, прославляющих город, край, Россию. Культурная программа отражала атмосферу Екатеринодара, взгляды передовых людей.

Все перечисленные достоинства гостиниц – культурные программы, реклама номеров, ресторанных ужинов, обедов – доставляли удовольствие, являлись отдушиной от ежедневной суеты и вызывали гордость у горожан за свой южный, многонациональный и многоукладный город.

Развлекательные программы гостиниц в Екатеринодаре имели комплексный подход в решении проблемы гостиничных услуг. Эмоционально воздействуя на клиента через совместную деятельность всех участников развлекательной программы, руководство гостиниц стремилось обеспечить максимум прибыли, используя традиционные и нетрадиционные подходы.

Итогом работы гостиниц были успех, рост популярности, здоровой конкуренции и приток доходов.

Открывались и функционировали гостиницы не только в Екатеринодаре, но и в станицах, портовых городах.

Те, кто предпочитал активные виды спорта, использовали гостиницы как место для сборов, чтобы отправиться на рыбалку, охоту на медведей, зайцев. Прекрасным спортивным отдыхом можно было насладиться, приехав в г. Темрюк, где было 2 гостиницы с меблированными комнатами.

Гостиницы создавались повсеместно, т. к. предприниматели за счет довольно высоких цен быстро возвращали вложенный в их строительство капитал.

В 1909 году в Сочи была построена гостиница «Кавказская Ривьера». Этому отелю создали в России большую рекламу; нужно было завлечь как можно больше гостей.

Учитывая, что сам город мало кому был известен, тут же в буклете приводилась справка ученого-географа о том, что лежит на широте Нью-Йорка, но нью-йоркский климат хуже и холоднее.

Видимо, ссылка на Нью-Йорк помогла – успех у нового отеля был.

Кубанская область привлекала к себе путешественников, благодаря рекреационным особенностям: морю, лесам, целительным источникам. Экономическая предвоенная ситуация, усиливавшая расслоение общества на богатых и бедных, позволяла выехать на курорт только 8% населения. В основном богатые купцы, казаки выезжали на отдых, лечение за границу.

Примитивный отдых можно было получить на курортах Крыма, Кавказа: в Сочи, Туапсе, Новороссийске, Ялте, Кисловодске, Анапе, Ейске. Отдых на побережье Черного моря в Новороссийске был недорогим.

С 1890-1914 годов Екатеринодар преобразовывается в промышленный центр. Это особенно отразилось на застройке и благоустройстве.

Перед началом 1917 года гостиничное хозяйство пришло в запустенье. Торговля, путешествия практически прекратились.