Смекни!
smekni.com

Туристические маршруты и рекреационные ресурсы Тульской области (стр. 5 из 9)

Древнейшим архитектурным сооружением Тулы, донесшим до нас память о мужестве и боевой доблести наших предков, является выдающиеся произведение русского оборонного зодчества начала XVI века - Тульский кремль.

Строительство кремля - главного звена южнооборонного рубежа Московской Руси - проходило в тревожной стратегической обстановке. Крымская орда, бывшая в то время союзником Москвы, заняла в первые годы XVIв. по отношению к ней враждебную позицию, что заставило потторопиться с постройкой оборонных сооружений в Туле.

Постройку Кремля - крепости, как важное событие в жизни государства, отметили русские летописи. Однако не вполне ясное изложение летописных записей породило еще в 19 веке ошибочную датировку возведения тульских оборонных сооружений - кремля и "деревянного города", защищавшего посад. Дело в том, что в Воскресенской летописи под 1509 годом записано:"повелением великого князя Василия Ивановича посавлен город на Туле деревня, а на пятое лето (т. е. в 1514 г.) поставлен город камен". Эта запись истолковывалась в том смысле, что в 1509 г. был построен "деревянный город" посада, а в 1514 г. внутри него начали возводить каменный кремль.

Научные исследования последнего времени установили ошибочность такого толкования, повторяющегося, к сожалению, и в публикациях наших дней. В действительности дело обстояло, по-видимому, так: принимая во внимание нависшую непосредственную угрозу нападения и учитывая, что возведение каменной крепости займет достаточно много времени, было решено приступить к работе в 1509 г. и строить сначала деревянный кремль. Идея уже временные укрепления, с 1514 г. перешли к более капитальным работам - к возведению каменного кремля, которое и было закончено в 1520 г.

Что же касается деревянных сооружений посада, то они построены - мы это подчеркиваем - позднее, вероятно, во второй половине XVI века.

Тульский кремль, в отличии от большинства подобных русских укреплении, расположен в низине, защищенной со всех сторон естественными преградами. С севера его прикрывали в прошлом полноводные реки Упа и Тулица, с юго - востока - речка Хомутовка, с юго - запада - Ржавское болото.

В плане кремль имеет форму правильного прямоугольника с периметром стен в 1 км и с площадью около 6 гектаров. Геометрически правильные планы имели уже некоторые кремли конца XV столетия, но только в Тульском - принципы симметрии и

геометрической точности нашли свое идеальное воплощение.

В углах прямоугольника стоят четыре круглые башни: Спасская, затем следуя по часовой стрелке, Наугольная, Ивановская и Никитская. Въездные ворота имеют в плане четыре прямоугольные проездные башни: с юга - Одоевская, с Запада - Пятницкая, с севера - башня Водяных ворот, с востока - Ивановских. В северной стороне наряду с башней Водяных ворот, находится прямоугольная глухая башня На Погребу. Таким образом, кремль имеет девять башен.

Основная огневая мощь кремля была сосредоточена в его башнях, выступающих за линией стен и обеспечивавших благодаря этому не только фронтального, но и флангового огня.

Каждая башня была разделена дубовыми настилами на 3-4 боевых яруса, в которых стояли тяжелые пищали, установленные на станках. Даже в конце XVII века, когда Тульский кремль частично утратил свое оборонное значение, писцовые книги упоминали о 50 в общей сложности "медных и железных пищалях московского и немецкого литья", стоявших в башнях. Нижние ярусы некоторых из них служили складом боевых пищалей.

Для сообщения между первым и вторым ярусами в глухих башнях существуют проходы, устроенные в толще примыкающих

стен. На третий ярус можно войти с крепостной стены. Третий и четвертый ярусы соединяются между собой внутренними лестницами.

Большинство достижений строителей было устройство наверху башен, кроме обычных бойниц в зубах, еще и дополнительных - для ведения навесного и косого огня. Из них защитники кремля могли стрелять не только вниз, но и поливать штурмующего неприятеля горячей смолой.

Проездные башни отличались от глухих лишь устройством в нижнем ярусе проезда, закрывающегося мощными дубовыми вратами и опускавшимися железными решетками, так называемыми "герсами". Пазы, по которым скользили края поднимаемой герсы, а также арочная ниша, в которую она при подъеме заходила, сохранилась до наших дней во всех проездных башнях - в Одоевской, Пятницкой, Водяных ворот и Ивановской.

Внутреннее открытое пространство проездных башен на уровне боевого хода стен окружали обходные галереи, устроенные в толщине башенных стен и имеющие бойницы не только в сторону поля, но и вовнутрь башни. Из этих галерей, соединенных проходом с боевым ходом стен, защитники могли обстреливать врага, если бы ему удалось ворваться в башню, пробив дубовые ворота и сломав герсы.

Сейчас Тульский кремль является исторической и архитектурной достопримечательностью. В нем собираются множество туристов и просто отдыхающей молодежи.

С 16 века Тула - кузница русского оружия. С тех самых пор тульские оружейники стали вооружать русскую армию пушками, ружьями, саблями, пистолями и т.п. Под старинными сводами Богоявленского собора на территории Тульского Кремля экспонируются и хранятся уникальные коллекции оружия. Музей оружия в Туле - один из старейших в стране. Началом сбора образцов оружия стал Указ Петра I. В декабре 1775 года Екатерина II распорядилась создать Палату редкого и образцового оружия в Туле.

В отличие от Эрмитажа, Оружейной палаты и Исторического музея, где тульское оружие в основном представлено образцами с художественной отделкой, Тульский музей располагает собранием оружия от петровских времен до наших дней. Изделия тульских оружейников отличаются большим мастерством художественной обработки металла, дерева, а также качеством исполнения оружия. Большую ценность представляет восточное оружие, дающее представление о художественном направлении развития оружейного производства в Турции, Иране, Японии. Значительное место занимает западноевропейское огнестрельное оружие из Бельгии, Германии, Франции, Англии, Италии. Оружие этих стран интересно своеобразием типов механизмов и систем. Значительную группу памятников составляют образцы оружия, изготовленные тульскими мастерами в честь посещения оружейного завода царствующими особами и Великими князьями.

Традиции тульского мастерства сохранились и приумножились в наши дни: очень интересны современные образцы высокохудожественного холодного и огнестрельного охотничьего оружия, поражают своими формами образцы профессионального спортивного оружия. В экспозиции музея использован картографический материал, также интересны "контактные зоны", где посетители ощущают непосредственную связь с предметами, которые экспонируются открыто, и, конечно, незабываемое впечатление оставляет выставка "Царского оружия" из фондов музея.

Тула является не только кузницей русского оружия, но и родиной самовара, пряника и, даже, Российского велоспорта. Здесь расположен старейший в России велотрек, в 1997 году которому исполнилось 100 лет.

Музей "Тульский пряник" ознакомит своих посетителей с историей пряничного производства в России и Туле. Туристы увидят пряничную продукцию, продегустируют только что испеченный Тульский пряник и выпьют чашечку ароматного чая из Тульского самовара.

Издавна говорят, что в Тулу со своим самоваром не ездят. В этом всех попытается убедить "Тульский музей самоваров", где можно познакомиться с историей самоваров, увидеть уникальную коллекцию самоваров различных времен и форм: цилиндра, шара, рюмки, вазы, богато украшенных. Среди мемориальных памятников, связанных с культурой России 19-20 веков, особая роль по своей значимости и сохранности отведена Ясной Поляне. В Ясной Поляне прошла большая часть жизни великого творца - Льва Николаевича Толстого. Здесь в своем родовом имении он прожил свыше пятидесяти лет. Здесь он родился, написал свои лучшие книги, здесь и похоронен на склоне поросшего лесом оврага. В Ясной Поляне задумано и написано около 200 произведений, такие как, "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье" и др. Фонды музея насчитывают более 32 тысяч экспонатов. Дом Толстого поддерживается и сохраняется в соответствии с интерьером 1910 года - последнего года жизни писателя. В настоящее время вновь хозяином усадьбы стал Толстой. Праправнук великого писателя Владимир Толстой является директором музея-усадьбы "Ясная Поляна". В сентябре 1998 года была отмечена 170 годовщина со дня рождения Л.Н.Толстого. После завершения этого грандиозного праздника, отмечавшегося в Ясной Поляне, Туле, Москве, Санкт-Петербурге, на который только в Ясную Поляну съехались почти все ныне живущие потомки писателя, отмечен небывалый рост посетителей музея-усадьбы. Едут из всех уголков России, много гостей из Европейских стран, особый интерес проявлен японскими специалистами в области образования. Многолетнее сотрудничество музея с Японским Толстовским обществом, возглавляемым профессором Хитоми, взаимно обогатило культуры наших стран.

Невозможно представить себе город, стоящий на земле не год и не два, а долгие столетия, без храмов, без колокольного благовеста, без тревожного набата. Все это хорошо знакомо старой Туле, где основная застройка была деревянной, малоэтажной и на ее фоне, выделялись белокаменные храмы. До Октябрьской революции в Туле было 66 церквей (включая те, что были при учебных заведениях, детских приютах и богадельнях), многие из которых отличались высокими художественными достоинствами. Однако в 20 - 30-е годы часть храмов была полностью разрушена, часть, потеряв свой первоначальный облик, использовались под мастерские, склады, овощехранилища и постепенно ветшали. Самым старым из сохранившихся до наших дней каменных зданий Тулы (исключая Кремль) считается храм Благовещения Пресвятой Богородицы, освященный в 1692 году. Строгая красота этой церкви, вобравшая в себя традиции московского храмового зодчества, за четыре столетия почти не претерпела изменений. Успенский собор в Тульском кремле был выстроен в удивительно короткий срок - 1762 - 1764 г. г. Строился храм в ту пору, когда господствующий в Европе стиль барокко шел на убыль. Успенский собор стал величественным аккордом в этой издававшей завершающей звуки симфонии великолепного стиля. Выдающуюся художественную ценность имеет прекрасный интерьер собора, стены и своды которого покрыты сплошным многокрасочным ковром изумительно красивых фресок, созданных артелью ярославских мастеров, возглавляемой Афанасием Шустовым (к сожалению, в большей степени утраченных). Значительную художественную ценность представляют также резной позолоченный иконостас и вставленные в него иконы работы тульских и калужских живописцев.