Смекни!
smekni.com

Туристская привлекательность Тернопольщины (стр. 4 из 5)

В Бережанах сохранился также костел Святого Николая с кельями и костел Рождения Святой Богородицы, православная церковь и Троицкий собор.

На берегах реки Горынь раскинулось местечко Вишневец. Говорят, что когда весной расцветают вишни, то сразу видно, откуда пришло название.

Вишневец впервые упоминается в письменных источниках в 1395 году. От Вишневца происходит фамилия князей Вишневецких. В 1494 году татары разрушили Вишневец, а в 1512г. гетманы Константин Острожский и Миколай Конецпольский разгромили в бою под Вишневцом 26-тысячное войско, возглавляемое ханом Менги Гиреем. В этом бою отличился князь Михаил Вишневецкий с четырьмя сыновьями. Два сына погибли в бою, два были ранены. У старшего сына Ивана родился мальчик, которого назвали Дмитрием. Это и был знаменитый основатель Запорожской Сечи на острове Хортица, воспетый в «Думе про Байду» [4,c.5].

Князь Дмитрий после многих воинских побед и приключений попал в плен к туркам и был казнен в Стамбуле лютой смертью – его подвесили на крюк за ребро. В Вишневце Дмитру Вишневецкому (Байде) установлен памятник.

Вишневец известен своим дворцом. В усадьбе бывали русский цесаревич Павел І, польский король Станислав Август, французский писатель Оноре де Бальзак. Сохранилась также церковь Воскресения, которая известна тем, что в ней произошло обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием [4,c.9].

Город Бучач впервые упоминается в документах 1397г. В первоначальном виде город был хорошо укрепленной крепостью. Замок не сохранился, но сохранилось большое количество церковных сооружений, которые отличаются уникальной резьбой по дереву и росписью иконостасов.

Город известен тем, что здесь в 1672 г. был подписан договор между Польшей и Турцией о разделении Подолья между двумя государствами. Сохранились приграничные камни, которые разграничивали земли.

На берегах речки Гнизны расположена легенда Тернопольского края – Збараж. Это один из древнейших городов Украины и впервые упоминается в Галицко-Волынской летописи. Город славится легендами, связанными с таинственной Бабиной горой, где согласно легендам находилось капище с каменным идолом-бабой. Здесь происходили старинные ритуалы, горели жертвенные огни и происходили игрища [3,c. 87].

Первую крепость Збаража разрушили татары, но неподалеку был возведен замок-крепость, который строился по проекту итальянского архитектора Винченце Скамоцци. Воплощали проект в жизнь голландский архитектор Генрих ван Пеен и итальянский специалист по строительству крепостей Андреа дель Аква. Дворец сооружен в виде оборонного сооружения с характерными для ренесанса формами. История замка связана с именами известных деятелей освободительного движения: Богданом Хмельницким, Максимом Кривоносом, Н. Морозенко, который героически погиб под Збаражем. Многие деятели культуры побывали в Збараже и описали замок и его прошлое. И.Франко, не один раз побывал в Збараже. На его материалах он написал около 15 произведений, среди которых «Перехресні стежки”, “Панські жарти”. В Збараже также побывали писатели В. Стефаник, О. Маковей, И. Кулик, В Стус, П. Тычина и др. Замок и до наших дней остается нераскрытой тайной, будучи не до конца исследованным. Но уже сегодня здесь можно посмотреть и дворец и часть раскопанных подземелий [11,c.168].

Историческую ценность представляет сохранившийся столетний орган, который, как и часть этнографических памяток ждет своей реставрации. В целом замок является перспективным для развития туризма и, после проведения реставрационных работ и возрождения своих святынь может стать популярным и для жителей Украины и для иностранных (особенно польских) туристов.

Тернополь. Областной и культурно-исторический центр области. Первая запись в истории Тернополя – 15 апреля 1540г. свидетельствует о начале строительства оборонного замка для защиты подольской земли от набегов ордынцев под руководством коронного гетмана Яна Тарновского. Давние укрепления не сохранились, а старый замок был перестроен на дворец.

В истории Тернополя тесно переплетены три культуры – украинская, польская и еврейская. Это отражается в архитектуре города. В архитектурный ансамбль города вплетаются многочисленные церковные сооружения и замок, которые отличаются оригинальной архитектурой. До сегодняшнего дня тернопольчане гордятся Старым замком - памятником архитектуры

Славится Тернополь и большим количеством парков и бульваров. Первый парк был заложен в 1860 г.

С Тернополем связаны имена многих выдающихся деятелей культуры и искусства Украины. Здесь училась известная певица Соломея Крушельницкая, зачаровывали зрителей выдающиеся мастера сцены Николай Садовский и Мария Заньковецкая, Лесь Курбас возглавлял созданный им театр «Тернопольские театральные вечера». В Тернополе родились украинский писатель Юлиан Опильский, украинский композитор и пианист Василий Барвинский. В 1865 году гимназию в Тернополе окончил Иван Пулюй, то самый ученый, который открыл рентгеновские лучи еще до Рентгена [4,c.5].

Многочисленные памятки истории расположены и в сельской местности. Так в селе Буданов сохранился замок конца XVI - начала XVII веков и дворец, возведенный на средства графов Потоцких. В селе Яблоневка, которое в прошлом было известно как городок Язловец, сохранились руины старинного замка, Успенский костел и армянская церковь Св. Николая (поскольку в средние века здесь находилась большая армянская колония ремесленников). Сохранился замок 1516 г. в селе Заложцы. В с. Микулинцы кроме руин замка средних веков, имеются еще два историко-архитектурных объекта – Троицкий костел и дворцовый комплекс.

Исследование ресурсов культурно-исторических памяток на территории Тернопольской области, позволяет сделать вывод, что их большая часть так или иначе связана с религиозными сооружениями. Среди них особо выделяются объекты, считающиеся святыми, обладающие чудотворной силой.

2.2 Живописные святыни Тернопольщины

Одним из самых известных в мире мест, связанных с почитанием Божьей Матери, является село Зарваница. Село расположено среди прекрасной подольской природы. Тихо несет свои воды река Стрипа, с трех сторон село обступают невысокие горы, покрытые густым лесом. Разнообразные деревья, каньоны и пещеры создали своеобразный пейзаж.

В исторических записях село Зарваница упоминается в 1458 г. По народным сказаниям, с появлением чудотворной иконы Божьей Матери село получило свое сегодняшнее название еще в 1240г (во времена татаро-монгольского ига). Интересна история появления иконы. Один из киевских монахов путешествовал до Теребовли. Обессиленный от голода и ран он заночевал в лесу. Монах искренне молился за свой обездоленный татарами край и просил заступничества у Божьей Матери. Проснувшись утром он увидел невиданное диво – в разноцветном тумане посреди долины неестественный блеск. Преодолевая боль от ран, он пошел на свет и увидел икону Матери Божьей. Это ее отражение светилось в воздухе. Вскоре монах выздоровел, а икону поместил в одной из пещер, где устроил келью. Место, где он проснулся (где ему сорвали сон) он назвал Зарваницей. Люди услыхали о чудесном исцелении монаха и стали приходить к иконе в надежде выздороветь [8,c.30]. Имеются даже исторические упоминания, что князь Требовлянский Василько, побывавши в Зарваницах, стал здоровым после тяжелого недуга. В знак благодарности он построил церковь. Со временем в местности неподалеку от Зарваниц построили еще несколько церквей, где появилась еще одна чудотворная икона - икона Распятого спасителя. Тоже найденная чудесным образом. Слава Зарваниц как чудотворного святого места распространялась. Каждую неделю и в праздники в летние месяцы тысячи людей шли сюда из разных местностей Украины. Проводились службы в церкви, отправлялись молебны и освящалась вода. В Зарванцы привозили большое количество больных людей, которые на коленях просили Бога и Пречистую Деву Марию даровать им исцеление. В истории Зарваницы имеется тысячи свидетельств о чудесном исцелении больных и других дивах.

История святого места не закончилась. Она продолжается и по сей день. Неоднократно многим страдающим и молящимся людям являлась Пресвятая Богородица и отправляла к святому источнику. Люди, вначале с надеждой, а потом с благодарностью, ежегодно идут на исповедь и поклонение, преодолевая сотни и тысячи километров (многие приезжают и из-за рубежа) чтобы поклониться Божьей Матери за ее милосердие.

Свято-Успенская Почаевская Лавра – другая всемирно известная святыня Украины и Тернопольщины.

Первое упоминание о г. Почаеве датировано 1450 г. Главным туристическим объектом города является Свято-Успенская Лавра, основанная в 1597г. Центром ансамбля является Успенский собор, который имеет нетрадиционную пространственную ориентацию: главный его фасад повернут к югу, а алтарь – на север. Храм построен в виде креста на искусственной площадке, с террасы которой открывается прекрасный вид. Парадные фасады украшены пилястрами, а торец западного крыла – бароковым франтоном [14,c. 170].

Проект собора был подготовлен известным архитектором Готфридом Гофманом. Через двадцать лет с начала постройки храма, он засиял золотыми куполами на фоне голубого неба, как сказочное творение человеческих рук и разума.

Интерьер храма выполнен в классическом стиле с участием русских художников Васильева, Нестерова, Горбунова, Верховцева. Настенные росписи выполнили лаврские мастера. Посетителей собора поражает величие и красота красок и позолоты, а также иконостас, увенчанный чудотворной иконой Богоматери и 22 иконами из меди. Храм также украшают иконы, связанные с историей края. Бытует мнение, что тот, кто побывал в храме, становится добрее, лучше и чище душой.