Смекни!
smekni.com

Характеристика туристического маршрута Малое Золотое Кольцо (стр. 7 из 12)

Город называют "жемчужиной "в Золотом кольце" России. Великолепно сохранившийся городской ансамбль, древняя планировка города, изобилие памятников и уникальных музеев, отсутствие промышленности и девственная природа придают Суздалю незабываемый вид города-сказки и привлекают ценителей русской старины со всех уголков Земли.

2.6.1.Памятники архитектуры и музеи

2.6.1.1. Суздальский кремль

Суздальский кремль самая древняя часть Суздаля, расположенная в излучине реки Каменки. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского дома с древним собором.

Здесь можно погулять по валу, послушать бой древних курантов, восстановленных в 1967 году, без устали любоваться бесконечным разнообразием архитектурных форм - галерей, арок, шатров, главок, изразцов, наличников, крылечек, а в помещениях архиерейского дома - посмотреть множество экспозиций.[37]

Рождественский собор XIIIв. Рождественский собор - главный суздальский храм - один из последних памятников домонгольского зодчества владимиро - суздальской земли.

В интерьере собора сохранилось много редкостей: на стенах и столбах живопись ХV-ХVII веков, замечательный иконостас с иконами ХVII столетия, знаменитые суздальские "златые врата", множество церковной утвари.

В настоящее время собор закрыт на реставрацию, а находившиеся в нем редкости перенесены в соборную колокольню.

В 1993 году собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.[38]

Памятник гражданской архитектуры XV - XVIII вв. Сложной планировки дом удачно сочетает в себе особенности деревянного "хоромного строения" с регулярной геометрией, размахом и "светлостью" каменных дворцовых палат. В помещениях дома расположено несколько экспозиций.[39]

Мощный шатровый столп с действующими часами - курантами того же времени в ярусе звона.

В круглом зале бывшей церкви, что располагалась в нижнем ярусе столпа, находится выставка "Сокровища Рождественского собора Суздальского Кремля", где экспонируются уникальные памятники древнерусской живописи и декоративно прикладного искусства ХIII - ХYII веков, хранившиеся в стенах древнего храма до реставрации, в том числе и уникальные "златые врата" собора ХIII века.[40]

Крестовая палата "Крестовая палата" - торжественная приемная палата суздальских митрополитов. Ее отличают огромные размеры - площадь в 338 кв.м, девятиметровая высота сводов без единого опорного столба. Всем своим обликом и устройством палата выходит за пределы традиционного древнерусского зодчества, приближаясь к европейскому стилю. [41]

История Суздаля В экспозиции представлены уникальные экспонаты: актовая печать с изображением Дмитрия Солунского, принадлежавшая, вероятно, Всеволоду III Большое Гнездо; детская шелковая рубашечка с серебряным шитьем - предание связывает ее с легендарным сыном великого князя Василия III и его первой жены Соломонии Сабуровой, впоследствии монахини Покровского монастыря, колокол в 67 пудов весом, который был отлит в 1552 году при Иване Грозном, рукописное евангелие - памятник книжного и ювелирного искусства начала XVII в. - вклад князя Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиев монастырь, да и другие не менее интересные реликвии, дающие возможность зримо предсавить различные аспекты почти тысячелетней истории Суздаля. Здесь можно увидеть и приз Международной Федерации журналистов и писателей, пишущих о туризме, "Золотое яблоко", врученный Суздалю в 1983 году.[42]

2.6.1.2. Ансамбль Покровского монастыря

Датой основания монастыря считается 1364 год, однако архитектурный ансамбль его сложился в XVI веке, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. Печальную память о пожизненных узниках монастыря хранит усыпальница в подклете Покровского собора.

Монастырь - действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. В домиках-кельях, построенных заново в 70-х годах на месте обветшавших старых домов, размещаются гостиничные номера суздальского туристического комплекса.[43]

Покровский собор Торжественный, величественный и в то же время очень лиричный храм, сочетающий в себе черты местной и московской архитектурных школ. В соборе не было росписей. Его белые стены и керамический пол могли бы создать впечатление подчеркнутого аскетизма, но великолепные иконы и произведения художественного шитья, делают интерьер изысканным и праздничным.[44]

Церковь Зачатия Анны Церковь построена в 1551 году. Это большая двухэтажная постройка со скромным орнаментом из красного кирпича. Просторный зал трапезной палаты впечатляет сводами, опирающимися на единый столп, стоящий в центре. К палате примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь изящной главкой.[45]

Приказная изба Приказная изба (начало XVIII в.) - памятник гражданской архитектуры. В ней воссоздан, с привлечением подлинных экспонатов XVII-XIX вв., интерьер Приказной избы XVIII века, откуда велось управление большим хозяйством монастыря. Здесь же размещена выставка по истории женского Покровского монастыря, одной из древнейших и аристократических русских обителей, узницами которой были многие великие княгини и царицы.[46]

Спасо-Ефимиевский монастырь Спасо-Ефимиевский монастырь был основан в XIV в. на северной окраине Суздаля как крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних. Почти на полтора километра тянутся мощные крепостные стены монастыря с двенадцатью боевыми башнями. Существующий ансамбль сложился в ХVI-ХVII веках.

После революции на территории монастыря первоначально был открыт политизолятор, затем лагерь для военнопленных, впоследствии колония для малолетних правонарушителей.

С 1967 года весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. После реставрации и приспособления памятников впервые была проведена комплексная музеефикация всего монастыря, создан комплекс разнообразных музейных экспозиций. Весь ансамбль монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. [47]

2.6.1.3. Спасо-Преображенский собор XVIв.

Спасо-Преображенский собор - главный храм монастыря, построенный в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Гордость собора - фрески, созданные артелью костромских мастеров во главе со знаменитым иконописцем того времени Гурием Никитиным, до этого расписывавшем соборы Московского Кремля, храмы Ярославля, Костромы, Ростова. Работа в Суздале - последнее творение известного мастера. В настоящее время отреставрированные фрески, нарядным ковром покрывающие все стены внутри собора, полностью раскрыты от поздних записей, прекрасно высвечены и вновь поражают своей красотой.[48]

Архимандритский корпус Архимандритский корпус XVII века - дом с высокими тесовыми кровлями, деревянными галереями и крылечками, которые отличают жилые палаты от других монастырских зданий.

В пяти залах верхнего этажа Архимандритского корпуса размещается экспозиция "Книжные сокровища шести столетий", где представлены рукописные и печатные книги XV - XX веков. Оформление и музейное оборудование каждого зала передают дух соответствующей эпохи. Здесь можно увидеть и лист летописи на пергамене, прекрасные факсимильные издания первых на Руси книг, великолепные образцы книжных орнаментов, первую печатную книгу "Апостол" Ивана Федорова, знаменитую "Грамматику" Мелетия Смотрицкого, которую М.В.Ломоносов назвал "вратами учености", Псалтирь в стихах Симеона Полоцкого - первую поэтическую книгу на Руси. Один из самых примечательных экспонатов выставки - огромное рукописное Евангелие конца XVII в. в серебряном гравированном окладе работы известного мастера Оружейной палаты Афанасия Трухменского - вклад царевны Софьи Алексеевны в суздальский Рождественский собор.

Представлены книги и более близкого к нам времени - прижизненные издания И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др. Библиографической редкостью является первый сборник стихотворений А.С. Пушкина.

На первом этаже здания открыта выставка "Русские иконы ХVIII - начала ХХ веков", где экспонируются иконы конца ХVIII-начала ХХ веков- работы местных и московских иконописцев, дающие представление о новых чертах и стилистическом многообразии русской иконописи этого периода. Один из залов посвящен яркому и самобытному искусству Мстеры. Большая часть произведений экспонируется впервые.[49]

Благовещенская надвратная церковь

В оформлении фасадов храма использован характерный для ХYII столетия прием ассиметричного убранства: окна имеют разные объемы и формы, различные украшения наличников.

В интерьере выставка "Д.М.Пожарский - национальный герой России". Выдающийся полководец начала XVII века Дмитрий Михайлович Пожарский, уроженец Суздальской земли, похоронен на территории монастыря. В надвратной церкви Благовещения размещена экспозиция, посвященная выдающемуся земляку. В ней представлены почти все вклады Пожарских в Суздаль. Нарядный интерьер церкви освещает паникадило - вклад Дмитрия Михайловича Пожарского на помин души брата Василия. О времени боевых действий повествуют пищали, пушки, копья и бердыши. В экспозиции шесть белокаменных надгробных плит из усыпальницы Пожарских, разрушенной в середине XVII века, среди них надгробия отца и матери полководца.[50]