Смекни!
smekni.com

Олимпийские игры (стр. 2 из 6)

Ифит без промедления отправляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Вскоре грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр.

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния ("между жатвой и сбором винограда"). Он должен был повторяться через каждые 1417 дней (через каждые четыре года), составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течение пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца. Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния.

Дата проведения Игр определялась особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами — спондофорами. С этого момента начиналась экехерия — священное перемирие, длившееся два месяца (апполоний и парфений по элейскому календарю), когда прекращались все военные действия и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх.

На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады)(Слайд №3).

Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года в разгар междоусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры , сказывался и на Олимпийских Играх: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

1.2 Организация Игр

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). В Играх, поначалу имевших местный характер, с 15-й Олимпиады принимают участие жители Пелопоннеса, с 30-й всей Греции, начиная с 40-х Игр к участию в состязаниях допускаются малоазийские греки и греки Великой Греции (Южная Италия) и Сицилии. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей. «Когда Александр <Македонский> пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).

После завоеваний Филиппа II Македонского (4 в. до н. э.), в эпоху эллинизма и во время господства Рима (со 2 века до н. э.) участниками Игр могли быть даже выходцы из самых дальних окраин. Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми).

Агонотесией — организацией праздника — с 572 до н. э. ведали граждане Элиды, из числа которых на каждую Олимпиаду выбирали от 1 (в раннее время) до 12 (в позднейшую эпоху) судей — элланодиков, деятельность которых контролировал Олимпийский Совет — буле. Порядок на празднике поддерживали рабдохи-палочники.

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков. Для тренировок предназначались палестры, для состязаний — стадион, гипподром и гимнасион с помещениями для атлетов, вокруг которого располагались площадки для борьбы.

Сами игры в 5 веке до н. э. длились пять дней. Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей, приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й — состязания мужчин, в 4-й — конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. У алтаря Зевса атлеты приносили клятву в соблюдении правил олимпийских состязаний; статуя державшего в обеих руках молнии Зевса в булевтерионе была призвана внушать страх нарушителям законов Игр. У входа на стадион на каменной террасе были выставлены Заны — медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов — нарушителей правил соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

1.3 Программа античных Олимпийских Игр

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.