Смекни!
smekni.com

Опасные ситуации в вольной и греко-римской борьбе (стр. 2 из 6)

Другими ведущими странами является Иран, где эта борьба - национальный спорт и где борцов почти обожествляют, а также Турция. Некоторые спортивные обозреватели одно время из-за такой популярности вольной борьбы в мире высказывали даже опасение, что МОК может исключить греко-римскую борьбу из программы Олимпийских игр.

В Советском Союзе вольная борьба стала развиваться значительно позже классической. Советские борцы не были знакомы с этим видом борьбы. Исключение составляли только борцы из Азербайджана, Армении и Грузии, где национальные виды борьбы имели много общего с техникой международной вольной борьбы.

Первый чемпионат страны был проведен в 1945 г. Многие борцы- классики перешли в вольную борьбу, особенно из тех весовых категорий, в которых существовала большая конкуренция. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта провел специальный учебный сбор для тренеров, где они впервые изучили сложную технику нового вида борьбы. Развивать вольную борьбу в СССР начали потому, что это был олимпийский вид. За первыми международными выступлениями советских борцов с особым вниманием следил И. В. Сталин - он сам был поклонником борьбы , а победы в тяжелых весовых категориях считал важнейшими и определяющими.

Впервые наши борцы вольного стиля приняли участие в Олимпийских Играх в 1952 г. Главным претендентом на золотую олимпийскую медаль был « северный великан швед Б. Антонссон.

К этому времени он был чемпионом Европы 1946 г, 1949 г по вольной борьбе, чемпионом мира 1950 г по классической борьбе, чемпионом мира 1951 г по вольной борьбе, серебряным призером Олимпийских игр 1948 г в Лондоне. Ни у кого из западных специалистов и журналистов не было сомнения, что в 1952 г именно Антонссон станет олимпийским чемпионом.

В финале он встретился с талантливым самородком, колхозником из Кахетии А. Мекокишвили. На первом чемпионате СССР в 1945 г именно Арсен занял первое место и прочно удерживал его несколько лет. Таков путь олимпийского чемпиона 1952 г, так как А Мекокишвили выиграл финальную схватку, а команда борцов вольного стиля СССР заняла на этих Играх первое место.

Всего с 1952 г по 1996 г борцы вольного стиля СССР - России завоевали на олимпийских состязаниях:

1952 г - 2 золотые, 1 серебряную медали

1956 г- 1 золотую

1960 г- 2 серебряные, 3 бронзовые

1964 г- 2 золотые, 1 серебряную, 2 бронзовые

1968 г- 2 золотые, 1 серебряную ,

1972г.- 5 золотых , 2 серебряные и 1 бронзовую ,

1976г.- 5 золотых, 3 серебряных

1980 г -7 золотых, 1 серебряную, 1 бронзовую

1988 г -4 золотые, 3 серебряные, 2 бронзовые

1992 г -3 золотые, 2 серебряные, 2 бронзовые

1996 г - 3 золотые, 1 серебряную

В 1996 г Россия впервые выступила на Олимпийских играх самостоятельной командой.

Самый титулованный борец вольного стиля Александр Медведь - трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира. Двухкратными олимпийскими чемпионами и шестикратными чемпионами мира являются Сергей Белоглазов и Арсен Фадзаев, Два олимпийских «золота» имеют также Иван Ярыгин, Леван Тедиашвили, Орслан Андиев, Махарбек Хадарцев (в Атланте на Играх 1996 г Махарбек завоевал еще и серебряную олимпийскую медаль) Эмансипация продолжается, и чемпионаты Европы по вольной борьбе проводятся уже среди женщин.[2]

Вольная борьба среди женщин.

Вольная (free-style wrestling), или олимпийская (olympic wrestling) борьба (в применении к женщинам ее часто называют просто "женская борьба" - women wrestling, female wrestling, college women wrestling) - вид единоборства, в котором с помощью оговоренного набора приемов каждая участница старается повалить соперницу на спину и прижать ее лопатками к полу. Это считается чистой победой - положение "туше" (от французского touche - коснуться).

Приемы проводятся с помощью рук и ног - это принципиально отличает вольную борьбу от классической (греко-римской), где приемы проводятся только руками, что предполагает мощный плечевой и брюшной мышечные пояса и большую силу рук, поэтому этот вид борьбы у женщин не привился.

В отличие от восточных единоборств, в основе вольной борьбы лежит европейско-африканское ритуальное (небоевое) единоборство, поэтому-то и признаком чистой победы является не капитуляция, а оговоренное условное положение. (Определение борьбы кратко и четко дано у Даля: "Единоборство без оружия, побоев и драки").

На наш взгляд, вольная борьба - наиболее благородный и некоммерческий вид спортивного единоборства, в ней запрещены удары, болевые и удушающие приемы, захваты ногами и за одежду. Борьба ведется в двух основных положениях: в стойке (стоя на ногах) и в партере (на ковре - от французского "par terre": на земле). Борцы одеты в специальные открытые трико и обуты в мягкую обувь (борцовки).

Борицы обязаны поддевать под трико специальную футболку, защищающую грудь, носить плотный беспроволочный лифчик и завязывать волосы резинкой. Некоторые любительские федерации борьбы обязывают женщин бороться в специальных ушных протекторах.

Единственный прием вольной борьбы, признанный наиболее опасным и запрещенный у женщин - так называемый "двойной нельсон": просовывание обеих рук сзади через подмышки соперника и нажим сведенными кистями на шею и затылок. Женщины используют одинарный нельсон (просовывая лишь одну руку через подмышку, а другой, нажимая сверху). Этот прием часто применяется для переворота соперницы с четверенек на спину через голову и является очень эффектным, но требующим большой силы.

Женщины, как правило, борются более активно, чем борцы-мужчины, они реже ведут малоподвижную позиционную борьбу, реже происходят остановки из-за пассивности и возобновление схватки в партере, а чистые победы случаются чаще. Женские борцовские поединки - более зрелищны и эмоциональны.

Априорное предубеждение к облику женщин-борцов (бориц) оказывается необоснованным ("этакая здоровенная и грубая тетка с квадратной челюстью, типа Карелина в женском варианте"). Вопреки ожиданиям, борицы вольного стиля в массе своей весьма женственны и привлекательны. Превалирует слегка упитанный и характерно женский тип фигур (с достаточно широкими бедрами, заметной талией и сформировавшейся грудью). По нашему мнению, в этом виде спортивных единоборств - наибольшее число женственных фигур и лиц (пожалуй, только некоторые кикбоксерши могли бы с ними в этом соперничать).

Женская вольная борьба очень распространена у американских студенток и учениц старших классов средней школы. Это чисто любительский спорт, в котором участвуют энтузиастки, а соревнования совсем не похожи на шоу и не приносят больших барышей (в отличие, например, от профессионального бокса).

Вследствие того, что девушек, желающих заниматься вольной борьбой, не всегда хватает для комплектования команды или секции, тренировки и даже соревнования иногда проводятся вместе с юношами (которых это обстоятельство мало радует, и бороться с девушками никто из них не хочет). Это вызывает некоторые трения, а спонсоры вольной борьбы пытались в судебном порядке запретить смешанные соревнования, опасаясь серьезных травм у девушек и неизбежных при этом судебных издержек, но американский суд счел такое требование дискриминационным.

Многие приемы вольной борьбы предусматривают сильные зажимы различных частей тела, поэтому женщины со значительным подкожным жировым слоем в этой борьбе не участвуют. И по этой же причине, в вольной борьбе (в отличие от дзюдо) практически не встретишь тяжеловесок, так как женщины тяжелее 70 - 75 кг обычно обладают заметными жировыми складками, защемления которых во время схваток могли бы привести к серьезным неприятностям.

Борицы-любительницы, не относящиеся к федерациям, и не выступающие в официальных соревнованиях, редко используют правила вольной борьбы. В самодеятельных поединках гораздо чаще используются правила "сабмишн", в которой не нужна высокая техника и не требуется умения применять сложные приемы, подсчитывать очки, к тому же женщины предпочитают условностям (типа туше) собственное признание соперницей поражения.[3]

1.2. История развития вольной и греко-римской борьбы

Человеку приходилось всегда отстаивать облюбованный участок земли, реки, озера, убитого зверя и т.п., поэтому борьба в утилитарном смысле всегда было одним из средств выживания, самосохранения. В более поздние времена борьба стала играть важнейшую прикладную роль в физической подготовке воинов.

Подлинного развития борьба достигла в Древней Греции. Она нашла широкое отображение в греческой литературе и в произведениях изобразительного искусства. О значимости и популярности борьбы в Греции говорит и то, что вслед за бегом она была включена в программу одних из первых (вскоре после 776г. до н. э.) олимпийских игр.

В классическом греческом пятиборье - пентатлоне (бег, метание копья, метание диска, прыжки, борьба) оригинальным номером программы всего состязания стала именно борьба. Позже борьба вошла в панкратион - соединение борьбы с кулачным боем - уже как третья ее разновидность на древних олимпийских играх.

Всенародная любовь к состязаниям в Древней Греции породила массовые зрелища. Появились профессионалы по отдельным видам состязаний (бег, прыжки, борьба, кулачный бой). Особенно ярко профессионализм проявился в борьбе, так как именно борьба была самым популярным зрелищем, и борцов - профессионалов готовили в специальных школах.

Завоевав Грецию, Рим освоил греческую культуру. Борьба у римлян стала также одним из популярнейших цирковых зрелищ, а победители становились кумирами толпы. Борьба в Риме демонстрировалась также в сочетании с кулачным, а в боях гладиаторов - с вооруженным боем.

С появлением христианства постепенно такие виды борьбы приходят в упадок, в конце IV века нашей эры были закрыты все государственные школы гладиаторов и прекратили свое существование олимпийские игры. Борьба остается, правда, любимым народным развлечением и в мрачные годы средневековья.