Смекни!
smekni.com

Александр Заваров (стр. 2 из 2)

Игроки "Динамо", как и представители других команд, массово уезжали в заграничные клубы, куда их довольно неумело пристраивали малосведущие московские торгаши из "Совинтерспорта". Немногим ранее в английский "Ипсвич", игравший во втором дивизионе, отправился опытнейший Сергей Балтача. Последние матчи доигрывал в том же году за динамовцев Василий Рац, подписавший контракт с "Эспаньолом", а их партнер по славной команде обладателей Кубка кубков 1986-го Вадим Евтушенко транзитом через "Днепр" был трудоустроен в шведский АИК.

Однако именно продажа Заварова в конце концов очень болезненно сказалась на относительной неудаче киевлян. Динамовцы финишировали в чемпионате страны вторыми, отстав на три очка от завоевавшего чемпионское звание "Днепра".

Трудно сказать, попали ли бы они вообще в призеры чемпионата, если бы кроме Заварова в тот же период уехали в "Ювентус" приглашенные итальянцами Алексей Михайличенко, Олег Протасов и сам Валерий Лобановский…

Контракт Заварова с "Юве" на сумму в пять миллионов долларов вызвал неслыханный резонанс не только в Советском Союзе, где тогда мало кто видел купюры с портретами американских президентов, но и в Европе. Что бы понять всю серьезность подобной инвестиции, необходимо проанализировать трансферные операции лета 88-го. Тот же "Ювентус", чтобы подписать атакующего полузащитника "Динамо", был вынужден продать обратно в "Ливерпуль" валлийского форварда Яна Раша за 3,6 миллиона. Еще меньше оценивались услуги его соотечественника Марка Хьюза, возвращенного "Барселоной" в "Манчестер Юнайтед" за 2,3 миллиона. Подававший огромные надежды англичанин Пол Гаскойн обошелся своим новым работодателям из "Тоттенхэма" в 2,6 миллиона, а голландец Марко ван Бастен из "Аякса" и вовсе стоил "Милану" в 1987-м всего-то 1,9 миллиона долларов.

Определяющим фактором, в столь щедром предложении "Ювентуса", сделанном по Заварову советским переговорщикам, была великолепная победа сборной СССР в полуфинале ЧЕ-88 над итальянцами — 2:0. Самый влиятельный человек Италии того времени Джанни Аньелли по прозвищу Адвокат, присутствовавший на матче, дал немедленную команду к началу переговоров — тем более, что к тому времени "Барселона" уже вышла с предложением по покупке Заварова за три миллиона долларов. "Мне нужен этот кучерявый русский, сделавший клоунами всю защиту нашей сборной. Цена не имеет значения", — заявил седовласый хозяин автомобильного концерна ФИАТ. Каково же было удивление туринцев, когда для покупки так понравившегося их боссу игрока пришлось убеждать не самого футболиста, а целую армию сначала чиновников Госкомспорта, затем представителей "Совинтерспорта" и, наконец, деятелей из центрального совета "Динамо", успевших создать совместную с итальянцами фирму "Димод".

В итоге успешных переговоров удовольствие получили все кроме самого виновника торжества, получившего от московских бюрократов мизерный ежемесячный оклад в сумме 1200 долларов, в то время как его новые одноклубники вознаграждались в разы больше. Об этом Заваров узнает значительно позже, как и о трудностях испытываемых "Ювентусом".

Как-то профессор Преображенский в бессмертной повести Булгакова "Собачье сердце", протестуя против одиозности коммунистической прессы, дал совет своему ассистенту Борменталю не читать советских газет. Пострадал от прессы и Заваров, которому словно клеймо нерадивые заграничные собкоры, малосведущие в футболе, прикрепили ярлык неудачника. Объективности ради надо признать, что игра Александра в "Ювентусе" поблекла в сравнении с его лучшими играми за "Динамо" и сборную Союза. Да и как могло быть иначе, если он совместил практически два сезона подряд, проведя в общей сложности к маю 1989 года более ста матчей без передышки! Но при этом упускался факт того, что "Юве" перед приходом киевлянина, имея в составе таких звезд как датчанин Майкл Лаудруп и британец Ян Раш, под руководством Рино Марчези заняли в серии А всего лишь шестое место.

- Команда остро переживала смену поколений. Ушли такие знаменитости как Збигнев Бонек, Мишель Платини, Марко Тарделли и Паоло Росси. Из состава, выигравшего за три года до этого Кубок чемпионов, в клубе остались всего четыре футболиста, — припоминает Заваров.

Пришедшему одновременно с ним тренеру-новичку Дино Дзоффу пришлось строить практически новый "Ювентус". В первом сезоне Заварова туринцы финишировали четвертыми, что было совсем неплохо, учитывая силу команд, игравших в чемпионате Италии, который по праву считался сильнейшим в мире. Например, в "Интере" блистали немцы Андреас Бреме, Лотар Матеус и аргентинец Рамон Диас. В "Милане" блестящую игру показывал голландский триумвират Райкард — Гуллит — ван Бастен. Болельщиков "Фиорентины" радовали Роберто Баджо и бразилец Карлос Дунга. И наконец, в "Наполи" неподражаемо играл Диего Марадона, поддерживаемый бразильцами Алемао и Карека.

Кстати, эмиссары "Юве" недаром пытались вместе с Заваровым купить двух его одноклубников. С одной стороны, это была дань тогдашней футбольной моде, а с другой — объективная реальность сложной как для иностранца адаптации в местном первенстве. Туринцы попытались исправить допущенный промах и, не договорившись с "Димодом" по кандидатуре Алексея Михайличенко, заполучили в свои ряды минского динамовца Сергея Алейникова. За результатами дело не стало. Команда опять финишировала в чемпионате четвертой, в то время как клубный музей пополнился Кубком Италии и престижным Кубком УЕФА. Обвинять при этом в отсутствии побед как Заварова, так и Алейникова по крайней мере бессмысленно. "Ювентус" тех времен находился в том состоянии, что совсем недавно киевское "Динамо". Ведь не Заваров виноват в том, что Аньелли, не дожидаясь окончания сезона, снял многолетнего легендарного президента клуба Джампьеро Бониперти и уволил не менее значимого для поклонников "Юве" Дино Дзоффа.

- Хозяин клуба решил произвести массовые чистки. Что говорить о нас с Алейниковым, если не пощадили даже таких выдающихся персон. Новым тренером был приглашен малоизвестный Луиджи Майфреди, занявший с "Болоньей" восьмое место. Кстати, он продержался всего один сезон, — говорит Заваров.

Примечательно, что после ухода Заварова и Алейникова "Ювентус" занял в серии А седьмое место, а в матче за Суперкубок Италии вместе с новыми звездами Жулио Сезаром, Томасом Хесслером и Роберто Баджо был унизительно разгромлен "Наполи" — 5:1!

Футбольная судьба распорядилась так, что именно Заваров больше всех лицом к лицу встречался на поле с великим и ужасным гением Диего Марадоной. Три матча остались за командами, в которых играл аргентинец, дважды сильнее были футболисты, отлично взаимодействовавшие с Заваровым, однажды была зафиксирована ничья. Согласитесь, совсем неплохо для того, кого тогдашние репортеры не баловали хвалебными рецензиями. Четыре матча пришлись на туринский этап карьеры Заварова.

Самой драматичной выдалась первая игра "Наполи" и "Ювентуса" с Марадоной и Заваровым в составах. Уже в первом тайме неаполитанцы вели 3:0, и, казалось, несмотря на травму Диего, полученную на 37-й минуте, "Ювентусу" не на что было надеяться. Однако после перерыва тысячи местных тиффози, собравшихся на туринском "Стадио Коммунале" вновь воспряли духом. Не прошло и десяти минут, как Галиа, а затем Заваров сократили разрыв до минимума. Но огонек надежды погасил бразилец Карека, забивший четвертый мяч. Де Агостини вновь сократил отставание до одного гола, а Реника с пенальти, наоборот, за пять минут до финального свистка установил окончательное превосходство южан 5:3.

- Страсти во время наших встреч кипели нешуточные. Пресса как могла разогревала болельщиков "Ювентуса" и "Наполи", расписывая сильные и слабые стороны как моей игры, так и Диего, — вспоминает Заваров.

Кстати, именно в четвертьфинале Кубка УЕФА сезона 1988/89 Саша, как часто называли его в Италии, а затем во Франции, по мнению многих специалистов, показал свой истинно высокий уровень игры, начисто переиграв "десятку" неаполитанцев. Туринцы победили — 2:0, а местные журналисты тут же посоветовали Заварову все время играть только под этим номером.

- Дело в том, что в чемпионате я играл под девятым, а в международных матчах под десятым, — объясняет просьбу близких к "Ювентусу" репортеров Заваров. И опять обратим внимание на значимость украинского полузащитника для туринского клуба. По непонятным до сих пор для Заварова причинам, Дзофф оставил его в запасе в ответном поединке, который "Юве" бесславно проиграл команде Марадоны — 3:0. Кстати, на вопрос, нет ли в коллекции Заварова футболки аргентинца, Александр ответил: "Диего, конечно, выдающийся футболист. Но должен сказать, что вел он себя очень высокомерно как во время игры, так и после ее окончания. Потому и не было никакого желания обращаться к нему по поводу обмена футболками".

Победа в Кубке УЕФА-1989/90 оказалась для Заварова и его друга Алейникова самым большим достижением за время пребывания в "Ювентусе". Оба в меру сил внесли свою лепту в триумф команды Дино Дзоффа. Заваров сделал почин, отправив в первой же игре турнира победный мяч в ворота "Гурника". В ответном матче "Юве" добился еще более значимой победы — 4:2. Затем он провел еще пять матчей, предопределив успех туринцев по сумме двух встреч над французским "ПСЖ" — 3:1 и немецкими "Карл-Маркс-Штадтом" — 3:1 и "Гамбургом" — 3:2. После этого Александр внезапно оказался в немилости у клубного руководства и, попадая в заявку, на поле больше не выходил.

- В феврале 1990 года меня предупредили, что этот сезон будет последним в составе "Ювентуса". Я был не очень-то удивлен, так как в клубе — как в руководстве, так и в составе — намечались большие изменения. Хозяин туринцев Аньелли открыто заявил, что советские игроки его клубу не подходят, и он будет делать ставку на немецких легионеров — вспоминает Александр.

Алейников тем временем, словно доказывая неправоту владельцев клуба, прошел оставшийся отрезок, на котором туринцы одолели немецкий "Кельн" — 3:2, а в финале уверенно разобрались с "Фиорентиной" — 3:1.

- Золотая медаль обладателя Кубка УЕФА есть в моей коллекции. Ее мне вручили вместе с денежной премией за победу в этом турнире. Думаю, что мы с Алейниковым все же принесли определенную пользу за время выступлений в "Ювентусе". Кроме того я сдружился с Мишелем Платини, с которым мы до сих пор поддерживаем тесную связь, — рассказывает Заваров.

Самым же главным один из лучших игроков в истории советского футбола считает добрую память о себе туринских болельщиков, которые его до сих пор помнят и уважают:

- Я был в Турине этим летом, и, не скрою, было приятно, когда не очень часто, но все же меня узнавали. Значит, время, проведенное в "Ювентусе", прошло не зря…