Смекни!
smekni.com

Показ в экскурсии как основа принципа наглядности (стр. 3 из 4)

Усваиваются особенности после рассказа о событиях объекта

Третья ступень

Повторный осмотр объекта (наблюдение) при его анализе экскурсоводом

Усваиваются отдельные части и детали объекта

Четвертая ступень

Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия

Происходит запоминание объекта и места его расположения

Пятая ступень

Обобщение увиденного и от экскурсовода

Делаются выводы услышанного по теме

Шестая ступень

Заключительный взгляд экскурсантов на объект

Экскурсант убеждается в правильности своего представления об объекте.

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте.

Для этого характерен панорамный показ города, это же применимо и к наблюдению архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести его в сознании, экскурсантам приходится бросить на него несколько взглядов. Сумма этих взглядов дает представление о внешнем облике объекта. Направление взглядов определяют методические советы экскурсовода и ход мыслей экскурсанта.

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой.

Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека.

Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет:

а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов;

б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Ниже приводится схема, которая показывает нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии.

Указания экскурсовода

Действия экскурсантов

Посмотрите на это девятиэтажное здание.

Экскурсант бросает общий взгляд на объект.

Посмотрите на здание турбазы, так удобно расположенной на берегу водоема

Экскурсант смотрит, стараясь понять, в чем состоит это "удобство"

Обратите внимание на здание, которому так идет голубая окраска

Экскурсант, глядя на здание, размышляет, почему голубой цвет наиболее уместен.

Взгляните на три крайние окна на втором этаже слева, где располагался кабинет ученого

Экскурсант находит эти окна и пытается представить кабинет

Представьте себе ученого за большим письменным столом, где рано утром начинался его рабочий день

Экскурсант, как бы убрав стену здания, видит ученого, сидящего за столом.

Посмотрите на это здание. В нем 12 октября 1826 г. Пушкин впервые читал свою трагедию "Борис Годунов", находясь в гостях у поэта Д. В. Веневитинова

Экскурсант, опираясь на рассказ экскурсовода, воссоздает картину этого события

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи - даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

- ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения);

- направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;

- рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения);

- разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

- выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка);

- предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты заговорить особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску.

Виды показа

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

4. Варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии

Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами, даже при наличии интереса к ним, мешает отсутствие необходимого времени и навыков.

Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у "экскурсанта" знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.

Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ "экскурсовода" по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.

А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях:

Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист-экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).

Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.

Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им "увидеть" события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.

5.Особенности показа на экскурсии

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.

Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсии объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.